Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Заморские территории.
После распада колониальной системы в совершенно особом положении находятся бывшие колонии, которые ныне принято называть владениями. Фактически эти территории являются особой частью национальных систем АТД, причем с очень разным статусом (подробнее см. ниже). Обычно их территория не включается в состав национальной территории, когда речь, например, идет об определении ее площади (или это делается с оговорками). Однако самостоятельными государствами заморские территории также не являются. Оправданно рассматривать их в качестве особых регионов, входящих в состав систем " центр — периферия", возникших на месте прежних систем " метрополия — колония". Пример Франции важен тем, что эта страна стремится интегрировать заморские территории в составе своей базовой системы АТД. Примечательно хотя бы то, что все ее заморские территории представлены депутатами в национальном парламенте. Четыре региона — Реюньон, Гвиана, Гваделупа и Мартиника имеют статус заморских департаментов, который говорит сам за себя: система управления здесь аналогична той, которая принята в " континентальных" департаментах Франции. Система АТД Франции включает в себя еще ряд заморских территорий (официальное название некоторых ATE) и специальных территориальных единиц. Владения США находятся в особых отношениях с центром, которые называют федератизмом (см. ниже). ¶ 2.1 Административно-территориальное деление государства Системы заморских территорий сложились к настоящему времени вокруг Великобритании, Нидерландов, Австралии и Новой Зеландии. Уровень самостоятельности заморских территорий различается в связи как с обшей политикой той или иной страны, так и с разным статусом заморских территорий, относящихся к одному государству. Особая система заморских территорий существует у Дании, в АТД которой входят Гренландия и Фарерские острова, обладающие при этом развитым самоуправлением. Анализируя территориально-политические системы, включающие в себя заморские территории, следует иметь в виду два возможных типа таких территорий. 1. Территории, которые обладают постоянным населением и более или менее развитым самоуправлением. 2. Территории, не имеющие постоянного населения или вовсе необитаемые (отдельные острова, военные базы, полярные и метеорологические станции и т.п.). Эти территории обычно находятся под прямым контролем тех или иных уполномоченных органов центральной власти (США, Великобритания, Франция, Австралия, Норвегия). В отдельных случаях, но не обязательно они имеют статус административных единиц и собственные администрации (Британская территория Индийского океана, где находится военная база Диего-Гарсия). 7. Оккупированные и " воображаемые" регионы. Отдельные территории могут находиться под контролем и юрисдикцией определенного государства, не входя при этом в состав международно признанной территории данного государства. Фактически речь идет об оккупации одним государством территории другого государства (используется также термин " аннексия"). В мире существует достаточное количество несоответствий между международно признанными и реальными границами тех или иных государств. Хотя таких ситуаций становится все меньше после Второй мировой войны и создания более устойчивой системы международных отношений. В то же время говорить о международно признанных территориях также следует с оговорками, поскольку у каждой страны мира может быть своя позиция по вопросу о принадлежности той или иной территории. Если в целом расстановка сил в мире складывается в пользу прежнего " владельца" данной территории, то можно условно признать ее оккупированным регионом. Но все равно принадлежность этих территорий может признаваться одними государствами в пользу оккупировавшей их страны, а другими — в пользу той страны, которая де-факто и де-юре владела этой территорией ранее. Как правило, в таких регионах, учитывая их неустойчивое геополитическое положение, существует особый порядок управления. Обычно ведущая роль здесь принадлежит военной администрации, т.е. вводится военно-административная модель управления. ¶ Глава 2 Мировой опыт территориально-государственного строительства • В таком положении находится, например, регион Азад Кашмир (" Свободный Кашмир"), обширная территория на крайнем северо-западе Индии (штат Джамму и Кашмир), которая контролируется Пакистаном. • Длительное время к числу оккупированных регионов можно было причислять значительную часть Палестины, находившуюся под фактическим израильским контролем12. Однако в последние годы под международным контролем здесь все-таки происходит территориальное размежевание на договорных условиях с одновременным формированием территории Палестинского государства. Под фактическим контролем Израиля остается часть территории Сирии — Голанские высоты. • Территория, контролируемая Кенией, включает с некоторых пор так называемый " Треугольник Илеми", находящийся в пределах международно признанных границ Судана. • Под контролем Китая с 1974 г. находятся Парасельские острова в Южно-Китайском море. • На большую группу необитаемых островов Спратли в Южно-Китайском море претендуют Китай, Малайзия, Филиппины, Вьетнам и Тайвань. Все они время от времени направляют на те или иные островки свои вооруженные силы, подтверждая тем самым свои претензии. • Под военно-административным контролем Индонезии длительное время находился Восточный Тимор, который в 2002 г. получил международное признание в качестве независимого государства. Аналогично Намибия длительное время — до 1988—1990 гг. находилась под оккупацией ЮАР. Возможна крайняя ситуация, когда под контролем одного государства оказывается вся территория другого государства, или же вся территория, претендующая на такой статус. Примером служит Западная Сахара, находящаяся под фактическим контролем Марокко. Ведущий борьбу за создание здесь независимого государства Фронт ПОЛИСАРИО в 1976 г. провозгласил здесь Сахарскую Арабскую Демократическую Республику. В настоящее время, по данным правительства САДР, республика признана примерно 50 государствами (без учета тех, кто заморозил дипломатические отношения). Однако ее правительство работает в изгнании и не имеет реальной юрисдикции над территорией. Марокканские власти со своей стороны создали три ATE, одна из которых целиком находится на территории Западной Сахары, а две другие включают как ее территорию, так и территорию Марокко в международно-признанных границах ". Наличие территориальных претензий и пограничных споров в современном мире позволяет также ввести категорию " воображаемых регионов". Эти регионы, в 12 Примечательно, что в разных странах мира выпускались политико-административные карты, на которых территория Израиля имела разные границы. " Ясно, что с помощью такой нарезки границ Марокко стремится ликвидировать Западную Сахару как целостное образование. ¶ 2.1 Административно-территориальное деление государства отличие от оккупированных, реально находятся под контролем других государств. Однако по каким-то основаниям данное государство в официальном или полуофициальном порядке считает их своими. Оно может даже изображать их частью своей территории на своих географических картах '4. 8. Неконтролируемые и слабо контролируемые регионы. В данном случае речь идет о регионах, на территории которых государство оказывается не в состоянии осуществлять свою юрисдикцию. Это значит, что фактически территорию контролирует или другое государство, или местные политические движения. Соответственно она де-факто находится за рамками национальной юрисдикции. Такие регионы можно назвать неконтролируемыми. Или эта юрисдикция носит неуверенный характер и небезуспешно оспаривается местными политическими движениями. Тогда говорят о слабо контролируемых регионах. С точки зрения другого государства, " страдающей стороны", оккупированные территории одновременно являются неконтролируемыми регионами. В этих регионах государство оказывается не в состоянии осуществлять свою юрисдикцию. В крайнем случае Западной Сахары вся ее территория оказывается оккупированным регионом для Марокко и неконтролируемым регионом для правительства САДР, вынужденного работать в изгнании или вести партизанскую войну в своей предполагаемой зоне юрисдикции. Неконтролируемые регионы для одного государства не обязательно являются оккупированными регионами для другого государства. Возможен ряд ситуаций, связанных с полным или частичным выходом региона из-под контроля данного государства и формированием на его территории более или менее развитой системы автономного самоуправления. Крайним случаем является пЬормирование на территории данного государства нового государственного образования со своими органами самоуправления. Такие государственные образования могут более или менее успешно осуществлять свою юрисдикцию на определенной территории. Для них используются понятия " непризнанное государство", " самопровозглашенное государство" или " восставшее государство" (insurgent state). Длительное существование такого государственного образования обычно оказывается возможным при наличии международной поддержки. Непризнанные государства могут иметь открытую поддержку других государств, которые в некоторых случаях признают их в официальном порядке, исходя из своих интересов. Например, Турецкая Республика Северный Кипр, провозглашенная в 1983 г. на северной части Кипра после ее оккупации турецкой армией, получила признание одного государства — Турции. 14 Объектом территориальных претензий является Антарктида, единственный и немалый участок суши, находящийся за рамками юрисдикции тех или иных государств (Договор об Антарктиде был принят в 1959 г.). В то же время многие страны выдвигают претензии на эту территорию, в частности близлежащие Аргентина и Чили. ¶ Глава 2 Мировой опыт территориально-государственного строительства Существуют очень спорные ситуации, когда можно говорить о " полупризнанном государстве". Примером служит Тайвань (официальное название — Республика Китай), который континентальный Китай (Китайская Народная Республика) считает своей провинцией. В то же время Тайвань представляет собой довольно устойчивое государственное образование, обладающее суверенитетом над своей территорией (в этом его коренное отличие от Западной Сахары). В настоящее время власти Тайваня заявляют о наличии 27 " дипломатических союзников" (во многих случаях, впрочем, речь идет о небольших государствах, официально признавших Тайвань в обмен на финансовую помощь). Хотя превращение Тайваня в полноценное международно-признанное государство, по всей видимости, невозможно, поскольку попытки развития Тайванем международных политических связей блокируются КНР|5. Близко к статусу непризнанного государства находится и Косово, о котором речь шла выше|6. Примером непризнанного государства может служить Республика Сомалиленд, провозглашенная в 1991 г. на северо-западной территории Сомали, государства, фактически развалившегося в результате гражданской войны '7. На постсоветском пространстве такими примерами являются Абхазия (прежняя автономная республика в составе Грузии), Южная Осетия (бывшая автономная область в составе Грузии), Нагорный Карабах (на территории, населенной армянами, бывшей автономной области в составе Азербайджана провозглашена Нагорно-Карабахская Республика), Приднестровье (Приднестровская Молдавская Республика, часть территории Молдавии на левом берегу Днестра). Возможна ситуация, когда на территории региона не провозглашается какое-либо новое государственное образование. Но центр не обладает полным контролем за этой территорией, его контроль активно и небезуспешно оспаривается со стороны местных политических движений, имеющих поддержку населения, а следовательно, определенную легитимность. Эта ситуация предполагает частичный контроль за территорией со стороны местных политических движений. " Членство в ООН является, пожалуй, наилучшим критерием для того, чтобы отличить " признанное" государство от " непризнанного". Хотя здесь до самого последнего времени было свое исключение: Швейцария до 2002 г. не входила в ООН, сохраняя свой особый статус в международном сообществе, но никак не статус непризнанного государства. Также известны случаи, когда те или иные государства в ООН представляли политические силы, потерявшие контроль над территорией, но сохранившие поддержку ведущих мировых игроков. Например, тот же Китай некоторое время был представлен не коммунистами из КНР, а гоминьдановцами, укрепившимися на Тайване. Камбоджа была представлена " красными кхмерами", превратившимися к тому моменту в партизанское движение, и т.п. 16 Непризнанная Республика Сербская Краина, существовавшая одно время на тер 17 Сомалиленд появился на территории бывшего британского протектората Сомали, ¶ 128 ¶ п ¶ 2.1 Административно-территориальное деление государства • Эти движения чаще всего имеют сепаратистский или регионалистский характер, т.е. выступают за выход данной территории из состава государства или создание на этой территории автономного региона. • Возможна ситуация, когда территорию контролирует оппозиционное центральным властям движение, имеющее с ними крупные идеологические противоречия (" идеологический" автономизм). • Наконец, территория может находиться под контролем политических сил, стремящихся захватить власть в стране в целом (тогда она играет роль плацдарма для альтернативной общенациональной власти). Ситуации фактического распада страны на части были характерны для ряда государств, существовавших в состоянии гражданской войны (Афганистан, Сомали, Ангола, Ирак). Например, регионы Афганистана находились под контролем полевых командиров и местных губернаторов (таджик Ахмад Шах Масуд в Бадахшане, узбек Рашид Дустум в районе Мазари-Шарифа на севере страны, Исмаил-Хан в Герате и пр.). Некоторое время функции центральной власти выполняло движение Талибан, в то время как на севере власть принадлежала Северному альянсу. Причем последний не имел сепаратистского характера и активно участвовал в борьбе за власть в стране в целом, используя Север в качестве плацдарма. Значительная часть Анголы находилась под контролем движения УНИТА — до смерти его лидера Ж. Савимби в 2002 г. (причем Ж. Савимби определенно использовал эту территорию как плацдарм, предполагая стать главой всего государства). Сепаратистские и регионалистские движения, ведущие вооруженную борьбу с центром, пользуются значительным влиянием в некоторых регионах мира. В качестве примера можно привести юг Судана, отдельные районы Индонезии (Ачех, Западный Ириан) и др. Интересный пример представляет Сомали, где можно говорить о нескольких уровнях контроля центральных властей над территорией. • Республика Сомалиленд с 1991 г. настаивает на своей независимости. • По соседству с ней в 1998 г. было провозглашено автономное государство Пунтленд, которое к независимости не стремится. Его представители скорее стремятся к получению власти во всем Сомали. • На остальной (центральной и южной) территории Сомали формально должна присутствовать юрисдикция центральных властей Могадишо. Однако сама центральная власть окончательно не сформировалась. • В перспективе возможна реорганизация Сомали на принципах федерализма: в 2004 г. был сформирован временный парламент, именуемый Переходная федеральная ассамблея. Он избрал президентом страны лидера Пунтленда А. Юсуфа Ахмеда. В некоторых странах развитие сепаратизма привело к оформлению непризнанных государств (Сомали). В ряде случаев произошло международное призна- ¶5 Зак. 624 ¶129 ¶ Глава 2 Мировой опыт территориально-государственного строительства ние новых государств (Эритрея). Либо сепаратистски настроенные территории в обмен на отказ от сепаратизма получили особый статус в рамках существующего государства (Иракский Курдистан). В других случаях региональное движение было подавлено с помощью как военных действий, так и переговоров с последующим восстановлением общенациональной юрисдикции при поддержке международного сообщества (Афганистан). Что касается " идеологического" автономизма, то в качестве примера можно привести Колумбию, часть территории которой контролировалась левыми повстанцами (Вооруженные революционные силы Колумбии — FARC и Армия национального освобождения — ELN). 9. Нерегулярное асимметричное АТД. Приведенные примеры не исчерпывают все случаи неоднородного АТД. В современном мире оказываются возможными ситуации нерегулярного асимметричного АТД, когда не вся территория государства делится на полноценные ATE первого порядка. В Таджикистане ярко выражена структура " ядро — периферия", в рамках которой ядро, прилегающее к столице, находится в непосредственном подчинении центральных властей (такая структура существовала еще в советском Таджикистане). ATE первого порядка являются две области — Хатлонская на юге и Согдийская на севере, а также Горно-Бадахшанская автономная область на востоке. При этом только Горный Бадахшан подпадает под классификацию автономного региона, две области являются " обычными" провинциями, а ядро государства — фактически регионом с особым порядком управления. 2.1.4
|