Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разграничение полномочий в социальной сфере






Вопросы социальной сферы традиционно в наибольшей степени относятся к региональ­ной компетенции. Это вполне логично с точки зрения всей философии разграниче-

23 В Индии, где аграрный сектор имеет огромное значение, в региональную компе­
тенцию также включены вопросы ирригации.

24 В Австрии, где к охране природы относятся весьма трепетно, а уровень цент­
рализации в целом высок, леса находятся в федеральной компетенции. Что касается вопросов
земельной реформы, то здесь действует федеральное законодательство рамочного типа, и
регионы имеют свои права по его реализации и развитию.

¶254

п

3.3 Разграничение полномочий между уровнями власти

ния полномочий: то, что ближе к геополитике, относится скорее к федеральной компетенции, то, что ближе к простому человеку и конкретной местности — отно­сится к регионам. В то же время нельзя говорить о том, что социальная сфера це­ликом и полностью отдается на откуп регионам. Очевидно, что во многих странах, особенно странах бедных, планомерное развитие социальной сферы является об­щенациональным приоритетом. Также очевидно, что не везде и не всегда регионы в состоянии эффективно решать все социальные вопросы. Поэтому социальная сфера и связанная с ней социальная ответственность в разных пропорциях делится между центром и регионами.

Сфера образования в целом относится скорее к региональной компетенции. В Швейцарии, например, образование прямо отнесено к кантональной компетен­ции. В Бельгии этой сферой ведают сообщества, созданные по этнолингвистиче­скому признаку (фламандское, валлонское, германское) и также являющиеся субъ­ектами федерации. Образованием регионы ведают в США, Германии, Австралии, Канаде, Пакистане и др.

В то же время нельзя говорить о том, что федеральный центр отказывается от регулирования в данной сфере. Сфера образования требует от государства единых гарантий и стандартов. Например, в той же Швейцарии государство выступает га­рантом начального образования и принимает федеральные законы в области про­фессионального образования. Достаточно распространенной формой является от­несение к федеральной компетенции установления минимальных образовательных стандартов. Об этом говорится, например, в конституции Нигерии. К числу немно­гих полномочий центра в Микронезии относится определение минимальных соци­альных (не только образовательных) стандартов.

В других случаях используется более общая формулировка, когда центр оп­ределяет общенациональную политику, оставляя регионам все частные вопросы, но в определенных сверху рамках. Такой подход к социальной сфере характерен для Венесуэлы. Здесь центр проводит общенациональную политику в частично децент­рализованных сферах социального характера (образование, здравоохранение и др.), оставляя регионам по либеральному принципу все конкретные вопросы. В другой латиноамериканской федерации — Мексике центр имеет свое право создавать и поддерживать учреждения образования и культуры, или дополняя, или определяя таким образом социальную политику регионов.

Некоторые страны определяют развитие образования в качестве общенацио­нального приоритета и сознательно забирают эту сферу на федеральный уровень компетенции. Наиболее ярким примером служит Малайзия. Хотя это, конечно, крайность. Тем не менее показательно, что в ряде стран с относительно низким об­разовательным цензом образование включается в совместную компетенцию, что позволяет центру руководить процессом в кооперации с регионами (Бразилия, ЮАР и др.25).

25 В Пакистане в совместную компетенцию включен такой сложный политический вопрос, как исламское образование.

Глава 3 Моделирование государства как территориально-политической системы: мировой опыт

Нередко используется Подход, когда сфера образования делится на более вы­сокие и низкие уровни, которые относятся к тому или иному уровню власти. На­пример, в Австрии регионы больше занимаются дошкольными учреждениями, в Ар­гентине — начальным образованием. Соответственно сфера высшего образования в Германии была после принятия поправок к конституции отнесена к совместной компетенции.

Культурная сфера близка по смыслу к образовательной и тоже в большей степени относится к региональной компетенции. Как правило, в тех странах, где об­разование целиком или почти целиком лежит на регионах, то же самое характерно и для культуры. В швейцарской конституции помимо прочего определяется и от­ветственность кантонов за охрану природного и культурного наследия.

В то же время и в этой сфере есть вопросы, которые могут иметь общена­циональное значение. Например, есть памятники культуры, которые являются на­циональным достоянием и которыми по идее должен заниматься центр. Характерна ситуация в Индии, где памятники культуры могут быть объявлены национальными и переходят таким образом в сферу компетенции федерального центра (штаты за­нимаются памятниками культуры местного значения). В Испании используется лю­бопытная формула: развитие культуры (также как и социальное обеспечение) отда­ется автономным сообществам. Однако государство подчеркивает, что считает раз­витие этой сферы своим долгом и содействует культурному обмену. Действительно, отдавая культурную сферу на откуп регионам, федерация не должна забывать о необ­ходимости поддерживать единство нации. Показателен пример Малайзии, которая и здесь проявляет принципиальность, не отдавая культуру регионам. Памятники культуры в этой стране тоже находятся в ведении федерального центра.

Компромиссным вариантом, как обычно, является включение этой сферы в совместную компетенцию. Именно так решается вопрос в Бразилии (на пересече­нии федеральных и региональных полномочий там находится и спорт), Пакистане, ЮАР.

Следует отметить, что наука, в отличие от культуры, является более централи­зованной сферой. Причина понятна, поскольку развитие научных исследований яв­ляется вопросом общенационального значения. Поэтому в Швейцарии именно центр берет на себя задачу стимулировать научные исследования.

Сферы здравоохранения и социального обеспечения, как и сферы образова­ния и культуры, больше тяготеют к региональной компетенции. Это относится и к странам с более глубокими демократическими традициями, и к развивающимся стра­нам (Индия, Пакистан и др.). Либо центр определяет рамочные условия, как напри­мер, в соответствии с типичной венесуэльской формулой он занимается регулиро­ванием и организацией системы социального обеспечения.

Нельзя не отметить, что вопросы здравоохранения и социального обеспече­ния во многих развивающихся странах включены в совместную компетенцию: центр

¶256

*}

3.3 Разграничение полномочий между уровнями власти

считает необходимым держать ситуацию под контролем, не допуская слишком вы­соких социальных контрастов. Так обстоит дело в Малайзии, которая является са-кым ярким примером централизации социальной сферы (но при этом здравоохра­нение все-таки относится к совместной компетенции, тогда как образование — про­сто к федеральной). Похожая ситуация характерна для ЮАР, которая предпочитает " омещать социальные вопросы на уровень совместной компетенции. Вопросы со-ьного обеспечения решаются центром и регионами совместно в Микронезии, которая в целом характеризуется слабой консолидацией власти в центре.

Однако не следует считать, что только развивающиеся страны по неким -ринципиальным соображением предпочитают более высокий уровень централиза­ции в сфере здравоохранения. Например, Австрия не особенно балует свои земли и с точки зрения компетенции в социальных вопросах. Сфера здравоохранения в Ав­стрии является скорее федеральной. Формула, в соответствии с которой центр за­нимается правовой регламентацией, а регионы — исполнением этих законов, рабо­тает в Австрии в отношении санитарных условий. Центр принимает рамочные за­коны по вопросам общественного благосостояния и социальных учреждений.

Любопытно, но на контрасте с образованием сфера здравоохранения оказы­вается весьма централизованной в Бельгии. Даже в Германии часть этих вопросов отнесена к совместной компетенции (управление больницами, торговля лекарст­вами, карантинные меры и пр.). Такая ситуация объясняется исторически сло­жившимися представлениями о роли государства в целом и федерального центра в частности в развитии системы здравоохранения. Определенная централизация этих сфер может быть связана с распространением формулы социальной ответственно­сти государства, в соответствии с которой федеральный центр берет на себя особые обязательства в этой сфере, не допуская межрегиональных контрастов.

Похожая ситуация отличает и экологическую сферу, природоохранное зако­нодательство. Государства, использующие либеральный принцип разграничения полномочий, обычно отдают экологическую проблематику на региональный уро­вень. Однако вопросы экологии все чаще выводятся на общенациональный уро­вень и в результате оказываются скорее в совместной компетенции (если она пре­дусмотрена). Например, в бразильской конституции подробно говорится о том, что охрана природы, наследия и всех красот является общей ответственностью федера­ции и штатов. Аналогично поступают такие страны, как Малайзия, Пакистан и ЮАР.

Наконец, еще одним важным социальным вопросом, который делится между уровнями власти, является трудовое законодательство. В этом случае также дейст­вует характерная логика. Более либеральные страны отдают регулирование в сфере трудового права и, в частности, вопросы условий труда на места, хотя некоторые полномочия для центра иногда предусматриваются. Например, в Канаде центр ре-

¶9 Зак. 624

¶257

Глава 3 Моделирование государства как территориально-политической системы: мировой опыт

гулирует трудовое законодательство по некоторым специально определенным от­раслям. В Швейцарии центр имеет право общего законодательного регулирования вопросов трудового законодательства, пенсий, безработицы и т.д.

Принцип социальной ответственности федерального центра влечет за собой определенную централизацию и в этой сфере. Любопытно, что в Германии трудо­вое право относится к совместной компетенции. В Австрии эта проблематика во­обще является скорее федеральной (в меньшей степени — для сельского и лесного хозяйства). В развивающихся странах центр предпочитает брать вопросы социаль­ной ответственности на себя. В федеральной компетенции трудовое право оказы­вается в Нигерии, в Малайзии эта сфера также скорее относится к компетенции центра. Либо применяются формулы совместного регулирования данной сферы, как в Бразилии и Пакистане (причем в Бразилии в соответствии с принципом со­циальной ответственности центр берет на себя организацию национальной систе­мы занятости и трудовое право).

3.3.6


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал