Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нормы ответственности местного самоуправления перед государством
Российское законодательство вводит норму ответственности местного самоуправления перед государством, которая предполагает различные санкции в отношении органов местного самоуправления: • отстранение от должности глав муниципальных образований; • роспуск представительных органов местного самоуправления; ¶ 21* ¶ 643 ¶ Глава 7 Региональная и местная класть в современной России • изъятие полномочий, в частности введение внешнего финансового управ Наличие этих санкций позволяет говорить о существовании внутри региона элементов властной вертикали30. По аналогии с федеральным вмешательством создается институт регионального вмешательства на местном уровне. По своим особенностям этот институт практически идентичен федеральному вмешательству. В роли главного интервентора выступает высшее должностное лицо субъекта федерации. Поводом для интервенции является установленное судом несоответствие муниципального нормативного акта федеральному или региональному законодательству, а также уставу муниципального образования. Срок на исправление такого решения в случае с главой муниципального образования или главой администрации составляет два месяца, в случае с представительным органом местного самоуправления — три месяца. Либо этот срок может быть специально определен судом. В случае с главой муниципального образования или главой местной администрации поводом также может стать принятие решений (причем не обязательно — нормативных актов), влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. В случае неисполнения судебного решения губернатор получает право отрешить от должности главу муниципального образования или главу местной администрации. В ситуации с представительным органом местного самоуправления губернатор вносит в региональное законодательное собрание проект закона о его роспуске. Также законодательство предусматривает возможность временного изъятия полномочий у органов муниципальной власти и их исполнения органами региональной государственной власти. Возможными поводами являются: • возникновение чрезвычайной ситуации (катастрофа, стихийное бедствие и др.), в результате которой органы местного самоуправления отсутствуют или не могут быть сформированы; • финансовые проблемы — превышение просроченной задолженности на уровне более 30% собственных доходов или 40% бюджетных ассигнований. В этом случае в муниципальном образовании вводится внешнее финансовое управление (данная норма действует с 1 января 2008 г.); • нецелевое расходование бюджетных средств или иное нарушение при осуществлении государственных полномочий за счет субвенций. 30 В этой спнзи возникла дискуссионная точка зрения, что местное самоуправление в России подменяется местным государственным управлением. ¶ 7.5 Системы местной власти 7.5.7 Формы горизонтальной интеграции муниципальных образований В 1990-х гг. горизонтальные отношения между муниципальными образованиями развивались стихийно, в процессе добровольной интеграции. В результате возникло множество муниципальных ассоциаций, имеющих как межрегиональный, так и внутрирегиональный характер. В 1998 г. на российском уровне был создан Конгресс муниципальных образований. Федеральный закон 2003 г. предполагает такой институт, как межмуниципальное сотрудничество. При этом межмуниципальное сотрудничество также подлежит строгой регламентации: • в каждом субъекте федерации создается совет муниципальных образований; • на федеральном уровне функционирует единое общероссийское объединение муниципальных образований. 7.5.8 Территориальное общественное самоуправление На низовом уровне самых мелких территориальных образований в России может создаваться такая форма местного самоуправления, как территориальное общественное самоуправление (ТОС). По сути, ТОС представляет собой нижний, но нерегулярный и необязательный уровень власти, формируемой самими гражданами. В соответствии с федеральным законом, " под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения" (ст. 27, п. 1). Территориальное общественное самоуправление носит полностью добровольный характер и не является обязательной формой самоуправления. Территориальный формат ТОС может представлять собой: • сельский населенный пункт, не имеющий статуса поселения; • в городе — жилой микрорайон, группа жилых домов, многоквартирный жилой дом или подъезд такого дома31; • иные территории. " Наибольшее развитие ТОС получило на внутригородских территориях. Оно может быть востребовано населением прежде всего в больших, территориально дифференцированных городах с более активной политической культурой. ¶ Глава 7 Региональная и местная власть в современной России Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливает представительный орган самоуправления поселений. ТОС должно иметь свой устав, который регистрируется в представительном органе местного самоуправления поселения (ТОС имеет правовой статус некоммерческой организации). Самоуправление осуществляется с помощью собраний и конференций граждан, на которых могут создаваться органы ТОС. 7.6 Политические конфликты в российских регионах 7.6.1
|