Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И не уподобляют Его качества качествам Его созданий.
Объяснение: " Не отступают от имен Аллаха и Его аятов". Отступление, (по-арабски: ильхад): дословно обозначает отход, и отдаление от чего бы то ни было. И от этого слова образовано ляхад в могиле. Оно названо так из-за своего отступа и отдаления от общих границ могилы в сторону кыйблы. Отступление и отход в именах Аллаха и Его аятах есть удаление от их истинного смысла и правильного значения ко лжи и заблуждению. Отступление и отход в именах Аллаха и Его качествах делится на несколько видов: Первый вид: называть идолов Его именами и качествами. Как, например, Ал-Лат является производным именем от Аль-Илях, (божество). Аль-Гуза от имени Аллаха Аль-Газиз (Могущественный). Манат от имени Аллаха Маннан (Оказывающий Милость). Второй вид: называть Всевышнего теми именами, которые не присущи Его сущности. Как, например обращение христиан к Нему: " Отец". Или же философское название Бога, как " Положительный", или " Причина деяний". Третий вид: описание Всевышнего тем описанием, от которого Он очищен, по причине недостатка и изъяна этого описания. Как слова евреев, которые говорят: " Поистине, Аллах беден, а мы богаты". Или же другие их слова: " Руки Аллаха связаны". (В значение жадности Всевышнего). Или же то, что Аллах отдыхал в субботу. Превыше Господь наш Аллах от их слов. Четвертый вид: отрицание значений и смысла. Как слова джахмитов: " Это просто лишь слова, не несущие в себе ни качеств, ни смысла. И Слышащий не указывает на слух. А Видящий не указывает на зрение. Живой не указывает на жизнь". И другие, подобные им утверждения. Пятый вид: уподобление Его качеств качествам Его созданий. Как слова уподобляющего, что рука Аллаха подобна моей руке, и так далее. Превыше от этого Аллах. И уже обещал Аллах отступающим в Его именах и аятах сильнейшее наказание. Как сказал Всевышний: " У Аллаха прекрасные имена, зовите Его по ним. И оставьте тех, которые отступают от Его имен. Будет им воздано за то, что они делают! " (" Преграды": 180). Так же Всевышний сказал: " Поистине, те, которые отклоняются от Наших знамений (аятов), не скрыты от Нас! " (" Разъяснены": 40). Слова автора: " Не впадают в образность и не уподобляют Его качества качествам Его созданий". Мы уже объясняли ранее значение образа и уподобления.
Потому что славен Он, нет соименного Ему, и нет равного Ему, и нет подобного Ему. И ни сравним Он со Своими творениями. Потому что Господь более знающий о Своей сущности и о Своих творениях. И Он самый правдивый в Своих речах, и самый лучший из изрекающих речь из Своих творений. Объяснение: " Потому что славен Он, нет соименного Ему". Это связь с тем, что говорилось раннее, из его слов о приверженцах сунны: " Не впадают в образность и не уподобляют Его качества качествам Его созданий". И " Славен Он" - славен отглагольное существительное от славы. То есть восхваление, славословие и очищение. " Нет равного Ему". То есть, нет подобного Ему и достойного Его имени. Как в словах Всевышнего: " Разве ты знаешь Ему соименного? " (" Маръям": 65). И вопрос обозначает отрицание. То есть, нет никого, кого называли бы Его именами, или же кто был бы подобен Ему. " И нет равного Ему". И равенство обозначает равноправие, подобие. То есть, нет ничего подобного Ему. Как в словах Всевышнего: " И ни один не был Ему равным". (" Искренность": 4). " И нет подобного Ему". Подобие есть уподобление и схожесть. Аллах Всевышний сказал: " Не придавайте же подобие Аллаху". (" Корова": 22). " И ни сравним Он со Своими творениями". Сравнение дословно означает уподобление. То есть Он не сравним и не подобен Своим творениям. Аллах Всевышний сказал: " Не приводите же Аллаху примеров". (" Пчелы": 74). То есть: не сравнивайте Господа с Его творениями. Ни, в сущности, ни в именах, ни в качествах, ни в делах. И как же можно сравнить совершенного Создателя с неполноценным созданием. Превыше Аллах от всего этого. " Потому что Господь более знающий о Своей сущности и о Своих творениях". И это связь с предыдущими словами. Поскольку мы говорили об обязательности установления тех качеств, которые Он установил Самому Себе. И о запрете сравнивания Его с творениями. И поскольку Он более знающий о Своей сущности и о Своих творениях, необходимо устанавливать по отношению к Нему только лишь те качества, которые Он установил Себе Сам, и которые установил Ему Его пророк, да благословит его Аллах и приветствует. И творения не могут охватить Его знаниями. А Он описаем качествами совершенства, которые не доступны разуму творений. Мы должны быть довольными тем, чем Он довольствовался для Своей сущности. Ведь Он более знающий о том, что присуще Ему. А нам это неизвестно. " И Он самый правдивый в Своих речах, и самый лучший из изрекающих речь из Своих творений". То есть обо всем, что Он известил нас, это является истиной и правдой. Мы обязаны в это верить и не противоречить Ему. Его речь является наилучшей речью. Наиболее красноречивой и понятной. И Он объяснил, что присуще Ему из имен и качеств самым совершенным объяснением. Мы обязаны принять это и подчиниться Ему.
|