![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические указания к выполнению раздела. «Безопасность жизнедеятельности»
«Безопасность жизнедеятельности» Длительный опыт человечества свидетельствует: ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности для человека или других живых компонентов природной среды. Иначе говоря, любая деятельность потенциально опасна. Какие бы причины не лежали в основе возникновения чрезвычайных ситуаций, последние всегда негативно воздействуют на природу и человека. В связи с этим, в условиях становления рыночной экономики проблемы безопасности жизнедеятельности становятся одними из самых острых социальных проблем. Связано это с травматизмом и профессиональными заболеваниями, приводящими в ряде случаев к летальным исходам, притом что более половины предприятий промышленности и сельского хозяйства относятся к классу максимального профессионального риска. Безопасность жизнедеятельности это комплексная научная дисциплина, изучающая опасности и способы защиты от них. Наличие раздела «Безопасность жизнедеятельности» во всех выпускных квалификационных работах студентов, завершивших обучение по основным образовательным программам высшего профессионального образования, регламентировано Министерством образования РФ. В ходе выполнения раздела «Безопасность жизнедеятельности» в выпускной квалификационной работе студенты должны проявить знание правовых и организационных вопросов обеспечения безопасности жизнедеятельности на производстве, умение идентифицировать вредные и опасные производственные факторы в своей отрасли, а также способность определить пути снижения их неблагоприятного воздействия на организм работников. Целью выполнения раздела «Безопасность жизнедеятельности» в выпускной квалификационной работе является систематизация и закрепление теоретических и практических знаний, полученных ими в ходе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», а также формирование у будущих специалистов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями безопасности и защищенности человека. При выполнении раздела студенту предоставляется возможность проявить теоретические знания и практические навыки по вопросам: - идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения на человека; - создания комфортного состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности; - реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий; - организации деятельности по защите производственного процесса и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения; - оценки последствий чрезвычайных ситуаций и организации мер по их ликвидации. Эффективное управление производственным процессом невозможно без: - знаний правовых, нормативно-технических и организационных основ безопасности жизнедеятельности; - знаний основ физиологии и рациональных режимов деятельности человека; - учета анатомо-физиологических последствий воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов производственной среды; - умения прогнозирования чрезвычайных ситуаций и использования мер по ликвидации их последствий. После получения студентом основного задания на ВКР, до выезда на преддипломную практику ему выдается преподавателем- консультантом конкретное задание по разделу «Безопасность жизнедеятельности». Задание заключается в следующем: 1.Идентифицировать негативное воздействие среды обитания естественного и антропогенного происхождения на человека. 2.Определить возможные опасные, вредные и травмирующие факторы воздействия на человека при выполнении работ связанных с выполнением ВКР. 3. Разработать требования безопасности при выполнении работ и план мероприятий по ликвидации возможных опасных, вредных или травмирующих факторов производственной среды действующих на человека. Одновременно с получением задания студенту рекомендуется список литературы и нормативных документов. Содержание раздела «Безопасность жизнедеятельности» должно соответствовать теме ВКР и быть её составной частью. Недопустимо загромождение раздела общими рассуждениями, переписыванием учебников, нормативных положений, запрещений и призывов к соблюдению осторожности. Для успешного выполнения задания по «Безопасности жизнедеятельности» кафедра БЖД обеспечивает студентов преподавателем-консультантом и устанавливает дни консультаций. Консультации по выполнению раздела «Безопасность жизнедеятельности» и его экспертиза проводится для каждого студента индивидуально, по просьбе выпускающей кафедры могут быть проведены групповые консультации. Выполненное задание по разделу «Безопасность жизнедеятельности» предоставляется преподавателю- консультанту по БЖД для просмотра и утверждения в соответствии с графиком выполнения работы, но не позднее, чем за 10 дней до предварительной защиты ВКР. Проверенные материалы возвращаются студенту с замечаниями и предложениями для окончательной доработки. Доработанный раздел студент предоставляет преподавателю- консультанту до подписи ВКР основным руководителем; задание принимается только при удовлетворительном освещении вопросов безопасности жизнедеятельности в ВКР. Раздел должен составлять не более 5-7 стр. При подготовке к защите выпускной квалификационной работы выпускник должен проработать следующие вопросы: 1. Назовите основные государственные нормативные документы, регулирующие вопросы по охране труда. 2. Как осуществляется обучение охране труда на предприятии? 3. Кто и как осуществляет оповещение работников предприятия о чрезвычайных ситуациях? 4.Какие средства индивидуальной защиты используются при работе во вредных условиях труда?
Содержание раздела Примерная структура раздела «Безопасность жизнедеятельности» ВКР состоит из трех подразделов соответствующих заданию: 1.Идентификация негативного воздействия среды обитания естественного и антропогенного происхождения на человека. 2.Определение возможных опасных, вредных и травмирующих факторов воздействующих на человека при выполнении работ связанных с выполнением ВКР. 3.Разработка требовании безопасности при выполнении работ и плана мероприятий по ликвидации возможных опасных, вредных или травмирующих факторов производственной среды действующих на человека. Структура раздела конкретизируется в зависимости от темы ВКР и места прохождения преддипломной практики с помощью преподавателя - консультанта кафедры безопасности жизнедеятельности.
|