Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фонетическое чередование звуков
Звук не только явление живой речи, но и единица языка — системы средств, данных нам для общения. Это осознается и выявляется при прослушивании звуков и при анализе работы органов речи во время их изолированного, четкого произнесения. К звуку можно отнести понятие «тип»: любой [а] отличается от [у] или [р], [л] и т.д. Звук в его обобщенном понимании — звук как тип — называется фонемой. В потоке речи звук может оказаться в сильной или слабой фонетической позиции. Позиция, в которой звук идеально про-
являет все свои качества и способствует различению смысла слов, т. е. выступает как фонема, — это сильная позиция. В слабых позициях звуки произносятся менее отчетливо или заменяются другими—чередуются. Гласные стоят в сильной позиции, когда находятся под ударением: запеть песню — запить лекарство (ср.: зап..вала). Безударная позиция гласных — слабая позиция. В слабой позиции перестают различаться после твердых согласных гласные [а] и [о]: пол..екать (поласкать—ласка и полоскать-полощет), а после мягких согласных также гласные [и], [э], [а] (буквы и, е, я на письме): зал..зать (залезать в сад — зал[э]з и зализать ранку — залЩжет); посв..тить (посвятить книгу — с[в'а]то и посветить в подвале — с[в'э]т).
17. Определите сильные и слабые позиции гласных. Варенье, городской, доброта, заземлять, затворить, примерять, примирять. 18. Спишите, вставляя пропущенные буквы и проверяя гласные в сла Твое миропонимание — м..рильная машина, ст..ральная машина — затерявшаяся деталь, освещение в доме — посв..щение в рыцари, заплатить за проезд — вопл..тить в жизнь, честолюбивый юноша — оч..щающее средство, прор..дить морковь — зародить батарейку, развевающийся флаг — развевающиеся технологии, посв..чу в темных сенях — посв..щу соловьем на завалинке, см..ряющийся с поражением — отм..ряющий ткань. 19. Спишите, вставляя а или о. Определите, какую фонетическую за Р.хсказ — реСсказни, р..звалиться — р„звальни, р..списать — р..спись. Звонкие и глухие согласные звуки стоят в сильных позициях и наиболее хорошо различимы в положении перед гласными (жар —шар), перед [в], [в'], [й], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р']: двоих—твоих, бью—пью [б'йу] —[п'йу], злой— слой, змей—смей, гнут—кнут, грай—край. По законам русской фонетики на конце слов и перед глухими согласными звонкие меняются на парные глухие (оглушаются): кругом [г] — круг [к], справляться [в] — справка [ф]. Глухие согласные перед звонкими меняются на звонкие парные (озвончаются): отошел [т] — отбил [д], просить [с'] — просьба [з']. В таких случаях позиция согласных слабая. 20. Определите сильные и слабые позиции согласных по признаку Бумажка, вновь, гроздь, лебедка, отметка, подвеска, обрыв, развязка, овраг, круглый. 21. Спишите, выбирая нужную букву для обозначения звонкого или А..тематическая запра..ка, ай..берг по..таял, высокое..дание в сдалении,..дравый взгля.., коври..ка в упакс.ке, масштабные..двиги, на..писал..десь, недогру..ка товаре, под подтаявшим сне..ком, по..борка кни.., пре..ставьте обра..,..данный экзамен,..добный хле.., сла..кая кочеры..ка, хру..кий лё..., цс.кая пия..ка. По признаку твердост и/м я г к о с т и согласные также имеют сильные и слабые позиции. Качество звука как твердого или мягкого отчетливо выявляется в конце слов {трон [н] — тронь [н']), перед гласными [а, о, у] (град [ра] — гряд [р'а], гном [но] — гнём [н'о], круг [крук] — крюк [кр'ук]), перед твердыми согласными (корзинка [нк] — синька [н'к], американский [не] — июньский [н'с]). В таких случаях позиции по твердости/мягкости сильные. В русском языке перед [ы] бывают лишь твердые согласные: тыква [т], сырой [с]. Перед [и] возможны только мягкие согласные: близкий [л'], [к']. Слабыми по твердости/мягкости признаны позиции звуков перед другими мягкими согласными: допустимо уча[ст']ие и уча- [с'т']ые и т.д. Перед е [э] происходит фонетическое чередование с заменой твердого на мягкий парный: серебро [р] — на серебре [р']. 22. Определите сильные и слабые позиции согласных по признаку Дверь, о звезде, крестик, листья, менеджер, на манекене, о тинейджере. 23. Запишите слова, образованные путем прибавления приставки. Ка Без+известный, контр+игра, меж+институтский, над+инди-видуальный, от+искать, под+играть, пред+июньский, раз+иг-рать, с+искать, сверх+интересный.
24. Спишите. Вставьте, где требуется, мягкий знак. Подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные. Хрустит веточ..ка, слесар..-инст-рументал..щик, загадоч..ный шарма-н..щик, поддел..ный докумен..тик, узен..кий мостик, трост.. с нако-неч..ником, беспомощ..ный птен.лик, повеет., о барабан..щице, заговор..щики в ярости, не поощ..рять л..стеца, помест..е на Смо-лен..щине, декабрьский снежок, косич..ка с бан..тиком, кровельщик и угол..щик, кристальная совеет.., обман.ливая глад., то-нен..кого л..да. § 6. Ударение Выделение одного из слогов в слове произношением с большей силой, длительностью, четкостью называется ударением. Ударным в русском языке может быть только гласный звук. Ударение помогает ощутить слово как целостную единицу; благодаря ударению различают слова: пора и пора, формы одного слова: зимы — род. п., ед. ч. и зимы — им. п., мн. ч. У большинства слов имеется одно ударение, однако есть и многосложные слова, в которых требуется дополнительное (побочное) ударение: странноприимный, бледно-зелёный. Ударение в русском языке свободное — может быть на первом, втором, третьем и других слогах в слове: дело, ведёт, невозможный. Другое его свойство — подвижность — указывает на то, что русское ударение может иметь постоянное место во всех формах одного и того же слова: предвидеть, предвижу, предвидишь, предвидел, предвидела — или перемещаться с одного слога на другой при изменении слов: воробей — воробья, судьба — судьбами. Ударение необходимо для осмысления предложений-высказываний. С его помощью одно из слов в предложении выделяется как наиболее значимое, важное по смыслу. Такое ударение называется логическим. Оно обеспечивает правильное понимание высказывания: Есть — люди, а есть — иные — и человеки (М. Г.). 25. Расставьте ударения в словах. В случае затруднения обращайтесь к орфоэпическому словарю.
Асимметрия, баловаться, валовой (продукт), деспот, дефис, диспансер, забронировать, изыски, квартал, красивее, мусоропровод, новорожденный, обеспечение, облегчить, упрочение, факсимиле, феномен. 26. Расставьте ударения в формах слов. Важный — важна — важны; ведомости — ведомостей; гнать — гнала — гнали; класть — клала — клали; осудить — осужденный; развести — разведенный — разведен — разведена; река — реки (мн. ч.) — рекам; скатерть — скатерти — скатертей; туфля — туфли. 27. Расставьте ударения в глагольных формах. Затранскрибируйте вы Внять, внял, вняла, вняли; гнать, гнал, гнала, гнало, гнали; дать, дал, дала, дало, дали; класть, клал, клала, клало, клали; обнять, обнял, обняла, обняло, обняли. 28. Составьте вопросы к предложениям с учетом логического ударе Образец: Плот двигался медленно. — Что двигалось медленно?; Плот двигался медленно. — Что делал плот?; Плот двигался медленно. — Как двигался плот? 1. Снег в лесу не таял долго. Снег в лесу не таял долго. Снег в лесу не таял долго. Снег в лесу не таял долго. 2. В нашей семье бабушку уважали. В нашей семье бабушку уважали. В нашей семье бабушку уважали. В нашей семье бабушку уважали. 3. Учение давалось ему легко. Учение давалось ему легко. Учение давалось ему легко. 29. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте ударения. Под
1. П..ют ему с полночи л..хие гусляры. (А. К. Т.) 2. Мать л..леяла и баловала его, как балуют..динствен-ное чадо. (Гонч.) 3. В п..рчу и жемчуг убрана, ждала она гостя. (Л.) 4. Кн..гиня перед ним, одна, с.дит, не убрана, бледна. (П.) 5. На ш.хтой в..рсте от города вижу: шагает он по б.лынаку. (Т.) 6. Вых..див все окрестные кусты и п..ля, я непременно к концу дня заворачивал в соседнее б..лото. (Гонч.) 7. В..ршины лип об..грены живительным д..ждем. (Т.) 8. Я ож..дал по временам того периодического вала, который называют д..вятым, и сравнивал, как сильно накренит он судно против предыдущего вала. (Гонч.) Вопросы для самопроверки 1. Какие значения имеет термин фонетика'] 2. Что изучает фонетика? Проиллюстрируйте свой ответ. 3. Перечислите единицы звукового потока, дайте их характеристику. 4. Почему звук является важнейшей единицей, изучаемой фонетикой? Подтвердите свои выводы примерами. 5. Перечислите гласные звуки русского языка. Приведите примеры слов, начинающихся с различных ударных гласных. 6. Перечислите сонорные звуки. 7. Назовите пары шумных согласных по звонкости/глухости. Какие звуки не образуют пар? 8. Назовите пары согласных по твердости/мягкости. Какие звуки не имеют пары? 9. Приведите примеры слов, различающихся только твердым или мягким согласным, продолжая цепочку слов: угол—уголь.
10. Дайте определение термина фонема. 11. В какой позиции звуки вступают в чередования? Приведите примеры различных чередований звуков. 12. Дайте определение ударения. Приведите примеры слов с неподвижным и подвижным ударением. Задания для самостоятельной работы 30. Назовите лишнее: фонетическая фраза, фонетический (речевой) такт, звук, слог. 31. Мельчайшая единица речевого потока: звук, слог? 32. Запишите в транскрипции: крапива, третий, циркуль. 33. Назовите слова: двусложные — а) с ударением на первом слоге; трехсложные — б) с ударением на втором, в) с ударением на третьем j слоге. 34. Прочитайте. О каких звуках пишет автор? Спишите первый абзац текста, вставляя пропущенные буквы в словах. Допишите рассуждение о роли звуков человеческой речи. Звуки, доносящиеся из-за окна, обладают совершенно иной природой, чем те, которые р..ждаются где-нибудь в коридоре или за перегоро..кой. Разница не стол..ко в свойствах самого звука — громкий он или тихий, ре..кий или приглушенный, — сколько в том, что его одушевляет. Поч.ли все звуки производятся люд..ми, но те, что возникают внутри огромного..дания, воспринимаются как
урчание в кишеч..нике или хруст су..тавов огромного организма — словом, не вызывают интереса из-за своей привыч..ности и объ.хнимости. А то, что прил..тает из-за окна, — почти единственное св..детел..ство существования всего ост..л..ного мира, и кажется звук оттуда необыкновенно важен. Еще среди звуков можно выделить гудение далеких машин, вой маневрового тепловоза на сортировочной, голоса и смех (очень часто — детский), гул самолетов в небе (в нем есть что-то доисторическое), шум, порождаемый ветром, и, наконец, лай собак. (По В.Пелевину) 35. Затранскрибируйте 5 многосложных слов (по выбору) из второго абзаца текста предшествующего упражнения.
|