![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Орфоэпия
Раздел науки, изучающий правила и нормы произношения звуков, их сочетаний и связанный с фонетикой, называется орфоэпией (от греч. orthos — «правильный» и epos — «речь»). Существуют орфоэпические нормы и правила произношения. Правила произношения имеют длительную историю. Они обозначились в основных чертах в 1-й половине XVII в. как нормы московского говора. Современные орфоэпические нормы достаточно демократичны, включают черты как московского, так и петербургского произношения. Правила рекомендуют: • верно выбирать звуки в сильных позициях, не вставлять «ложных» звуков, не путать и не заменять их другими: не «калидор», не «снех», не «компроментировать»; • уметь произносить безударные гласные, используя литературное аканье (нет [о] без ударения): гроза [граза] — и иканье (после мягких согласных буквы е, ё, я читаются как звук, близкий к [и]): место — места [м'иста], лёг — лежать [л'ижат'], рядом — рядком [р'иткбм]; в некоторых словах после твердых [ж], [ш] следует произносить [а] как звук, близкий к [ы]: жалеть [жыл'эт']; • произносить буквосочетания: чт как [шт] (что, чтобы); чн как [шн] в некоторых словах типа конечно, нарочно, скучно, яичница. Произношение [чн] может различать смысл слов: серде[чн]ая боль — серде[шя]ый друг; • произносить сч, зч как [ш'] {счастье, рассчитывать); зж, жж в середине слов как долгий [ж'] (визжать, дрожжи); -тся, -ться —
с долгим звуком [ц] (стремиться — стремятся); • справляться о произношении заимствованных слов в словарях и знать (заучивать), в каких случаях в сочетаниях «согласный+е» со- гласный звук твердый: модель, отель, регби, свитер, шоссе [д, т, р, т, с]. Имеются многочисленные случаи вариативного произношения: темп [т'] и [т] ^конгресс [р'] и [р]; в словах с двумя сочетаниями «согласный+е» один из согласных будет твердым: кафетерий [ф'] и [т]; • произносить в окончаниях -ого/-его имен прилагательных, числительных, местоимений звук [в]: добро[в]о, перво[в]о, наше[в]о; • знать место ударения в словах и их формах (при необходимости справляться в словарях): диспансер, договор, жалюзи, изобретение. 36. Прочитайте. Распределите слова с безударными гласными в пер Арбат, ведём, вода, втроём, дома, жакет, ледок, ловить, матрос, медок, орда, пасёшь, пескарь, порог, почёт, пятак, река, роман, Рязань, сады, тягач, часы, челнок, щавель.
37. Запишите, вставляя пропущенные буквы. Прочитайте слова в со Ч^4 ческий словарь. ^ Ви..жит, дребс.жать, дрож..и, и..жога, мо..жечок, ра..жать, " *^ ра..жёванный, размо..жить, по..же, сож..ённый. 38. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расскажите об особенно 1. Ничто не трогало его. (П.) 2. Какое право дает вам ваша непрошен..ая, ваша навязчивая любовь? (Т.) 3. Воображение его рисовало, как он размозжает ч..репа, как кровь т..чет рекою. (Ч.) 4. Он м..хнул рукой на всё свое правильное, благоустроенное, добропорядочное будущее. (Т.) 5. На бесконечные усы л..лись восточны ар..маты. (П.) 6. Он, сердечный, не в себе стал. (Л.Т.) 7. Он, верно, счастлив там, где люди посм..шнее. (Гр.) 8....Пропел сиплым, дребезжащим гол..сом. (Ч.) 9. Ж..ланья! что пользы напрасно и вечно ж..лать? (Л.) 39. Прочитайте заимствованные слова, следя за постановкой ударения. Агресор, аттестат, г..зель, депо, детектив, д..сплей, к..шне, крем, менеджмент, музей, неолит, п..нель, п.ртмоне, пр..тектор, стратегия, тези.., темп, тенденц..я, тер..аса, тер..итор..ия, тер..о-р..ист, тр..лейбус, ш..нель, эксперт, юриспруденция.
■ ^ЕКА Ъ -ЭК
1. Записать слово в транскрипции, учитывая правила литературного произношения; отметить ударный гласный. 2. Разделить слово на слоги, указать их количество, назвать ударный слог. 3. Последовательно описать звуки: а) каждый гласный звук охарактеризовать как ударный или б) каждый согласный звук определить как сонорный или шум в) соотнести количество букв и звуков, сделать вывод о бук- Образец разбора: Покой особенный отводят и настежь отворяют дверь. (П.) Настежь — [нас'т'иш]. В слове 2 слога [на-с'т'иш], первый слог [на] — ударный. Буква н — звук [н] — согласный, сонорный, твердый, парный (н//н! ). Буква а — звук [а] — гласный, ударный. Буква с — звук [с'] — согласный, шумный, глухой, парный (с'//з'), мягкий, парный (с'//с). Буква т — звук [т'] — согласный, шумный, глухой, парный (т'//д'), мягкий, парный (т'//т). Буква е — звук [и] — гласный, безударный. Буква ж — звук [ш] — согласный, шумный, глухой, парный (ш//ж), твердый, пары не имеет. Буква ь звука не обозначает. В слове 7 букв, 6 звуков — два гласных и четыре согласных; количество букв и звуков не совпадает, потому что ь не имеет звукового значения. 40. Сделайте фонетический разбор выделенных слов, используя в случае необходимости орфоэпический словарь. Как прежде люди были просты: они знали только то, чему учились. Ныне, ничему не учась, все знают. (Л.) Вопросы для самопроверки 1. Что изучает орфоэпия? 2. Как сформировалось современное русское литературное произношение?
3. Каков характер орфоэпических норм? Обладают ли они постоянством? 4. Какие рекомендации орфоэпических правил вы считаете наиболее важными? Задания для самостоятельной работы 41. Обязательно ли произношение [с'] в словах свет, снег, растяпа! 42. В какой строке представлены сло 1. Баловник, занята, портфель, статуя, щавель. 2. Договор, квартал, каталог, оптовый, позвонишь. 43. Назовите лишнее словосочетание. Мотивируйте свой ответ. Беспечно веселиться, конечная остановка, послать нарочного, сделать нарочно. 44. Прочитайте, обращая внимание на ударный гласный. Составьте и Е [э]: атлет, афера, гололедица, зев, опека, преемник (традиций), современник, шедевр. Ё [о]: безнадежный, блеклый, желчь, издевка, маневры, наемник, платежеспособный, одноименный. 45. Найдите слова, которые начинаются и заканчиваются одним и Амазонка, вновь, колобок, лелеял, набекрень, охотно, склеились, таять, шалаш, явный. 46. Спишите, вставляя буквы. Определите, в каких словах долгому А[л']ея, га[л']ерея; белору[с]кий, белору[с]ка; коло[н]ка, колола; ма[с]овый, ма[с]овик; ру[с]кий, ру[с]ист; э[м]игрант, и[м]и-грант. 47. Спишите, вставляя 6 в нужных случаях. Какой согласный звук сле Ребенок резвит..ся, полезно занимат.хя спортом, старает..ся успеть, признат..ся в ошибке, пытают..ся понять, грибы появ-ляют..ся, поезд трогает..ся, начинает смеркат..ся, не желает остаться, пора просыпаться.
В России нет прошедшего; она вся в настоящем и будущем. Сказывается сказка: Еруслан Лазаревич сидел сиднем двадцать лет и спал крепко, но на двадцать первом году проснулся от тяжкого сна, и встал, и пошел... и встретил он тридцать семь королей и семьдесят богатырей, и побил их, и сел над ними царствовать. Такова Россия. (М.Лермонтов) 49. Напишите сочинение-отклик о России сегодняшней (с опорой на Глава 2 СЛОВО И ФРАЗЕОЛОГИЗМ КАК ЕДИНИЦЫ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
|