![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стилистическое расслоение лексики и фразеологии
Лексика и фразеология русского языка стилистически неоднородны. Нейтральные слова и фразеологизмы не закреплены за каким-либо стилем речи, уместны в любых сферах жизни, в различных ситуациях. Они принадлежат ядру лексической системы, составляют в количественном отношении самый большой пласт: адресовать, весть, комбайн, малолитражный, оборона, хлеб да соль, анютины глазки. Стилистически окрашенные средства должны отбираться в соответствии с ситуацией общения, темой, задачей определенным образом воздействовать на слушающего или читающего, для создания конкретного по стилю текста (например, деловой бумаги): умереть — скончаться (книжн.), помереть (разг.), дать дуба (прост.). В толковых словарях стилистическую помету как очень важную для пользователя указывают в начале словарной статьи или при конкретном значении многозначного слова, отличающегося сферой употребления: «Смышлять, смышляю, смышляешь, несов., кого-что {прост.). Помышляя о ком-, чем-н., искать. Невеста-девушка смышляла жениха. Крылов» (Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н.Ушакова). Стилистически окрашенные лексика и фразеология условно подразделяются на два полярных пласта — книжный и разговорный. Книжные слова и фразеологизмы традиционно используются в письменной речи: вольнолюбивый, утрировать, гордиев узел. Они наиболее характерны для следующих функциональных стилей литературного языка: а) официально-делового: дубликат, нижеподписавшиеся, физическое лицо; б) публицистического: дегенерация, коалиция, краеугольный камень; в) научного: инсталляция, торричеллиева пустота. Книжные слова обладают способностью создавать приподнятый эмоциональный тон в художественном произведении. Например: чертог — «большое, пышное, великолепно убранное помещение, великолепное здание, дворец»: Чертог сиял. Гремели хором певцы при звуках флейт и лир (П.) — благодаря слову чертог создается торжественность, высокая поэтическая «тональ- ность»; Глас совести в чертогах и в глуши везде равно меня трево жит (Р.) — слово употреблено как риторическое средство.
Разговорные слова и фразеологизмы в большей степени характерны для устной речи, используются в бытовом, непринужденном общении: задира, оплошать, на птичьих правах. Некоторые из них несут заряд неодобрительной оценки: сборище, марать бумагу, фамильярности, шутки или иронии: здоровяк, кот наплакал, блистать отсутствием, ср.: Фомы Фомича не было: он блистал своим отсутствием и как будто унес с собой свет из комнаты (Д.) — «(ирон.) не присутствовать намеренно, так, что это заметно бросается в глаза». К разговорным относятся слова, включающие суффиксы субъективной оценки. Эти суффиксы вносят уменьшительно-ласкательное, увеличительное, пренебрежительное значения, ср.: рука — ручонка, рученька, ручища: Молча твои рученьки грею я и жму (А. К. Т.); Сядь-ка на колени ты ко мне скорей и ручонкой шею крепче мне обвей (Плещ.). Просторечные единицы используются прежде всего в устной речи, в условиях непринужденного, фамильярного общения и относятся к периферии словаря. Они еще более удалены от нейтральной сферы употребления, поскольку воспринимаются как грубоватые, несущие отрицательную оценку: дрейфить, корячиться, обормот, смыться, задать форсу, форс: В доме купца Голушки-на были приняты все меры, чтобы задать обед с «форсом» или с «шиком» (Т.) — «(прост.) шик, хвастливое щегольство». Вульгарные, бранные слова и фразеологизмы являются внелитературным средством и редко находят применение в языке художественной литературы (обычно в репликах персонажей определенного социального типа): амба, барахло, воротить морду. Использование их в речи нежелательно. 138. Прочитайте. Какие слова помогают А. Ахматовой передать поэти Смуглый отрок бродил по аллеям Иглы сосен густо и колко У озерных глухих берегов, Устилают низкие пни. И столетие мы лелеем Здесь лежала его треуголка Еле слышный шелест шагов. И растрепанный том Парни. 139. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Оп \ 2. Выделить основу (i____ 1) и окончание (п). Охарактеризовать окончание: нулевое или материально (буквенно) выраженное; какие грамматические значения слова передает (род, число, падеж и т.д.). 3. В основе путем подбора родственных слов выделить центральную морфему — корень. Отметить чередования звуков, если имеются. 4. Выделить приставку, подобрав одноструктурные (имеющие такую же приставку) слова. 5. Выделить суффикс, подобрав одноструктурные слова. Установить, какую функцию он выполняет — словообразовательную или формообразующую. 6. Охарактеризовать основу: производная — непроизводная, простая — сложная, членимая — нечленимая, прерывистая — непрерывная. Образец разбора: Безграничному {миру) 1. Это прилагательное — изменяемая часть речи, следовательно, имеет окончание. 2. Чтобы выделить окончание, надо изменить прилагательное, например по падежам: безграничн-ого, безграничн-ому и т.д. В слове безграничному окончание -ому. Оно является материально выраженным, передает значение мужского рода, единственного чис- i ла, дательного падежа. Основа, безграничн, ~. 3. Путем подбора родственных слов выделяем в осно ве кор ень. Родственные слова: граница, пограничье, граничить, пограничник. В корне наблюдается чередование согласных цЦч. Корень -грант-. \
4. Приставка без-. Выполняет ело-! вообразовательную функцию. Одноструктурные слова: ЪеЗбрежный, 'безбоязненный. 5. Суффикс -«-. Выполняет словообразовательную функцию. Од-неструктурные слова: бездомный, беззаботный. 6. Основа безгра ничн- простая, членимая, непрерывная, производная. В слове безграничный 4 морфемы. 214. Сделайте полный морфемный разбор следующих слов. Бессердечный, рассердился, безвкусица, летописный, подстаканник, чистейший, безлюдно. Вопросы и задания для самопроверки 1. Дайте определения корня, приставки, суффикса, окончания, постфикса.
2. Без какой морфемы не может быть слова? 3. Какие части речи не имеют окончаний? В каких словах имеется нулевое окончание? 4. Разграничьте понятия производной, непроизводной и производящей основы. Задания для самостоятельной работы 215. Определите, какой схеме соответствуют данные слова. Выберите один из предложенных вариантов схем.
1) Нежность 2) победить 3) перебежчик 4) медвежий 216. Найдите «лишнее» слово. 1. Герой. 2. Большой. 3. Чужой. 4. Второй.
|