Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Способы словообразования. Морфологический способ
Словообразование — это образование новых слов в языке. Различаются морфологический и неморфологический способы словообразования. При морфологическом способе словообразования новые слова создаются от уже имеющихся в языке с помощью приставок, суффиксов, постфиксов. Приставочный спос об — образование новых слов с помощью приставок: бежать — прибежать, " Шбежать, ~въ7бежать и т.д. 217. Образуйте приставочным способом новые слова от данных глаголов. Образец: пить — " зИпить, Идпить, ~Шпитъ, ~вь7пить. Пить, писать, бросить, бежать, строить. ' Герасименко, 97 218. Вставьте пропущенные буквы. Выделите приставки, с помощью Бе..словесный, преуспевающий, пр..беречь, во..петь, бе..денежный, ра..сыпать, и..печь, ра..толочь, бе..вкусный. 219. Спишите. Выпишите слова, образованные приставочным морфо Ты строишь планы, ты хлопочешь, Ты рассчитаешь все по дням, А жизнь захочет — захохочет, Ей смех и слезы пополам. (А. Софронов) Суффиксальный способ — образование новых слов с помощью суффиксов: дом — домик, домина, домище, домовой, домашний и т.д. 220. Обозначьте суффиксы, с помощью которых образованы приведенные слова. Рядом запишите слова с производящей основой. Образец: лыжник — лыжд. Рыбный, парковый, жидковатый, густота, коврик, книжонка, митинговать, рябинник, густо, болтовня. / 221. Сгруппируйте слова с одинаковыми суффиксами. Голодание, братский, ковровый, заболевание, снижение, детский, задиристый, дворовый, светский, учение, сосновый, удивление, заливистый. 222. Обозначьте суффиксы в словах. Зарядка, заряженный, открыто, кукушонок, разбрызгивать, кривизна, безоглядный, росистый, живучесть, по-дружески, безбоязненно, ограниченность, разведывать. Приставочно-суффиксальный способ — образование новых слов с помощью приставок и суффиксов одновременно: дорога — бездорожный, Иддорожник, придорожный и т.д. 223. Образуйте приставочно-суффиксальным способом новые слова от приведенных ниже. Образец: городок — загородный. Гараж, голос, хороший, голова, облака, осина, море, милый. 224. Обозначьте приставки и суффиксы, посредством которых образованы слова. Укажите слова с производящей основой. Образец: ЪёЗзвучный — звук. Беспримерный, прибрежный, заокеанский, пригорок, побережье, примирение, подземный. Безаффиксный способ — образование новых слов от производящей основы без участия приставок, словообразовательных суффиксов и постфиксов:, гнил, ой ->, гнил, ь,, беж, ать ->, бег,. 225. От приведенных ниже глаголов и прилагательных способом нулевой суффиксации образуйте существительные. Какие изменения происходят с производящей основой? Образец:, крич, ать ->, крик, (ч//к);, син, ий ->, син, ь. Бежать, дрожать, грохотать, мутный, хохотать, визжать, лязгать, пищать, густой, гладкий, носить, скучать. 226. Обозначьте в словах суффиксы, находящиеся после окончаний. Раздеваться, какой-то, раздевающийся, кто-либо, что-нибудь, купаться, гнаться. К морфологическому способу словообразования относится сложение. Слова могут образовываться сложением слов: телефон-автомат, стоп-кран; слова и о с н о в ы другого слова: стенгазета, сберкасса; основ: рыболов, сталевар; названий начальных букв слов, входящих в словосочетание: МГУ, НЛО, ОРТ; названий начальных звуков слов, входящих в словосочетание: ООН, МХАТ, КРУ. 227. Определите способ словообразования приведенных ниже слов. Распределите их по следующим группам согласно способу образования. Какие из них образованы: 1) сложением слов; 2) сложением слова и основы другого слова без использования суффиксов; 3) сложением с использованием суффиксов; 4) сложением основ с соединительной гласной и без нее; 5) сложением частей основ? Черноморский, рыболов, каре- | ' глазый, железобетон, техпомощь, каталог громоотвод, АПН, змеелов, железно- '-------------------------------- ' Дорожник, зверосовхоз, МВТУ, ВТО, землеройка, картофелеуборочный, газопровод, платье-костюм, соковарка, снегопад, широкоплечий, кафе-клуб, плодоовощной, скороспелый, самовар. 228. Определите, каким способом образованы следующие слова. Сварщик, преуспевать, гниль, тоскливый, беспокойный, железнодорожник, подставка, причерноморский, военрук, приземлиться, заграничный, электростанция. 229. Из предыдущего упражнения выпишите слова, соответствующие схеме: ■ -—- q. 230. Для приведенных ниже слов укажите слова с производящей основой. Выделите словообразовательные средства: приставки, суффиксы, постфиксы. Образец: подземный —, земля. Подземный, глубь, расшуметься, высота, поджарка, пододеяльник, безоблачный, приглядеться, выкупаться, кофемолка, вездеход, надкостница.
|