Обсессивно-компульсивное расстройство
Обсессивно-компульсивное расстройство (оЬзеззю - осада, сотреНо -принуждаю, лат.) проявляется в четырех основных формах (Ю. В. Попов, В. Д. Вид).
1. Навязчивое мытье рук из-за опасений испачкать их физиологическими выделениями или грязью, соприкоснуться с инфекцией. Хотя эти опасения осознаются как чрезмерные, больные вынуждены избегать соприкосновения с «опасными» объектами и часами мыть руки после контакта с ними. Однако в отличие от мизофобии навязчивое мытье наблюдается и в отсутствие подобных объектов. Данная форма встречается в основном у женщин, в ряде слу- чаев как синдром домохозяйки. Вместо ритуального мытья рук соблюдается тщательная гиги- ена квартиры, женщина добровольно посвящает себя домашнему хозяйству, тяжело пережи- вая свою эмоциональную изоляцию; снижается либидо, нарастают астеноипохондрические расстройства.
2. Навязчивые сомнения в своих действиях, сопровождаемые компульсивной проверкой: закрыта ли дверь, выключен ли утюг, газ и т. п. Отмечается перфекционизм (стремление к совершенству), педантизм, стремление симметрично располагать предметы, навязчивый счет, склонность к сохранению ненужных вещей.
3. Навязчивые мысли и представления', непроизвольно и неотвязно возникающие живые картины постыдного или нелепого поведения больного по отношению к близким. Характерны опасения по типу магического мышления, что эти представления, мысли или случайные не-
6* 83
значительные поступки могут иметь роковые последствия для близких людей. Отмечается также навязчивое бесплодное мудрствование.
4. Навязчивая медлительность, как результат торможения навязчивостями продуктивной деятельности. Больные могут часами одеваться, есть, собираться куда-нибудь. В этой под- группе преобладают мужчины.
Больные обсессивно-компульсивным синдромом воспринимают свои симптомы как бес- смысленные, чрезмерные и непреодолимые. Они осознают, что эти симптомы исходят из их собственной психики и обычно знают, что убеждения, стоящие за их действиями, безоснова- тельны. Это отличает их от непоколебимых убеждений при бреде. Если пациенты с этим рас- стройством пытаются затормозить компульсивные действия, напряжение и тревога достигают такой силы, что они больше не могут противостоять. Таким образом, тревога облегчается при выполнении компульсивного акта.
ТЕЧЕНИЕ невроза навязчивых состояний. Начинается он обычно с фобий, затем присое- диняются компульсивные расстройства и позднее - идеаторные, обсессивные. При форми- ровании фобий наблюдается три этапа:
1. условно-рефлекторное появление страха в ситуации, где впервые возник страх;
2. появление страха, когда такая ситуация предстоит;
3. страх появляется при одной мысли о фобогенной ситуации.
ПСИХОГЕНЕЗ. Для всей группы в целом характерны повышенная психиатрическая забо- леваемость у прямых родственников, неуживчивость в браке, интеллект выше среднего, энер- гичность и упрямство. Наряду с этим отмечаются впечатлительность и тревожная мнитель- ность, завышенная самооценка в моральной и деловой сфере, заниженная - в интимно-лич- ной. Особое значение имеют маскировка либидинозных импульсов под садистические, конф- ликт между желанием и долгом, столкновение сексуального влечения к определенному человеку с мыслями о невозможности близости с ним.
По теории обучения тревогу вызывают фрустрация, стресс. Однажды пережитая тревога превращается в условно-рефлекторную реакцию при других, менее серьезных стрессовых и фрустрирующих ситуациях. Тревога может быть усвоена путем идентификации имитации тре- вожных моделей родителей (теория социального научения). Тревога, связанная с вызываю- щим естественный страх фактором, привязывается к другому фактору путем возникновения условно-рефлекторной реакции, которая вызывает фобию.
ПСИХОДИНАМИКА. Бессознательные импульсы, особенно неприемлемые для индивида с моральной точки зрения, представляют опасность проникновения в сознание и вызывают тревогу. Чтобы предупредить ее, включаются обсессивные защиты. Перенесение и символи- зация вызывают фобии (перемещенный на другой объект или на абстрактный символ страх менее опасен и легче контролируется). Отрицание помогает игнорировать опасное чувство, а изоляция отрывает его от ассоциированной с ним мысли. Уничтожение сделанного с помо- щью проделывания магических ритуалов предотвращает опасность. Формирование реакции подавляет неприемлемый эмоциональный компонент диаметрально противоположным: на- пример, физическое очищение при мизофобии маскирует неосознанное желание «нагадить».
Остановка защитного процесса через регрессию вызывает переполнение личности тре- вогой - паническую реакцию или генерализованное тревожное расстройство. Агорафобия связана с амбивалентным отношением зависимости и враждебности к близким людям, со страхом агрессивных или сексуальных побуждений пациента в отношении окружающих или этих же побуждений в отношении пациента (проекция и перенесение).
|