Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Такелажные средства для проведения монтажных работ
Работы по перемещению оборудования к месту монтажа или предварительной сборки называются такелажными. Основными операциями при такелажных работах являются: строповка перемещаемого оборудования, расстроповка его после установки в проектное положение или выгрузки у мест укладки и самоперемещение на небольшое расстояние с помощью лебедок, домкратов, а также операции подъема и опускания. Средства, с помощью которых ведут такелажные работы, называют такелажной оснасткой. Они состоят из канатов, цепей, стропов, блоков, полиспастов, лебедок, талей и домкратов, якорей, мачт, расчалок.
Канаты
На монтажных работах широко используются канаты: пеньковые, капроновые и из стальной проволоки. Канаты различаются по конструкции, типу, направлению свивки, виду проволоки, назначению. Пеньковые и капроновые канаты в основном применяют для ручных оттяжек, а также в качестве грузовых канатов при подъеме небольших грузов вручную через блоки. Эти канаты изготавливают из отдельных нитей. Нити скручивают в пряди, а пряди — в каболки. Пеньковые канаты бывают смольные и бельные в зависимости от того, изготавливаются ли они из смоленых пеньковых каболок, пропитанных горячей смолой, или несмоленых. Канат того или другого типа может иметь нормативную и повышенную прочность. Стальные канаты делают из отдельных проволок диаметром 0, 5 — 3, 5 мм. Проволоки свивают в пряди, а пряди навивают на органический или металлический сердечник. При монтажных работах наиболее широко применяют шестипрядные канаты двойной свивки, т. е. канаты, состоящие из шести прядей, свитых из отдельных проволок, и органического сердечника (из пеньки, манильского волокна, асбеста). Мягкий органический сердечник увеличивает гибкость каната, улучшает его сопротивляемость динамическим нагрузкам и обеспечивает удерживание смазки, предохраняющей проволоку от коррозии и усиленного износа. Канаты изготавливают из светлой (неоцинкованной) и оцинкованной стальной проволоки. Хотя тросы из оцинкованной проволоки более стойки к коррозии, однако их прочность меньше на 7 — 10% и они дороже. При надлежащем уходе за канатами в процессе эксплуатации выход его из строя происходит не вследствие коррозии, а в результате усталостного разрушения проволок под действием динамических нагрузок и многократных перегибах на роликах. Поэтому для монтажных работ применяют канаты из светлой неоцинкованной проволоки. В зависимости от расчетного разрывного усилия проволок различают канаты по маркам: В — высшая, I — первая, II — вторая.
Рис. 2.1. Стальные канаты: а — параллельная (односторонняя) левая свивка; б — параллельная (односторонняя) правая свивка; в — крестовая свивка; т — комбинированная свивка
Различают канаты с точечным касанием проволок между слоями прядей (ТК), с линейным касанием (ЛК) и с комбинированным точечно-линейным касанием (ТЛК). Канаты типа ТК по назначению изготовляют грузовые (Г) и грузолюдские (ГЛ). Канаты ЛК более прочны и износостойки, чем ТК. Проволоки, из которых свивается канат, могут быть одинакового или различного диаметра. При разном диаметре проволок в обозначение каната добавляется буква (Р), при одинаковом — (О). В зависимости от направления свивки верхнего слоя проволоки различают канаты правой (П) и левой свивок (Л). В зависимости от комбинации направлений свивки прядей и проволок в прядях различают канаты параллельной (односторонней) свивки, когда направление свивки проволок в прядях и прядей в канате одинаковое; крестовой свивки, когда направление свивки проволок в прядях противоположно направлению свивки прядей в канате; комбинированной свивки, когда проволоки в двух соседних прядях имеют противоположное направление (рис. 2.1). По виду свивки различают канаты обыкновенные и нераскручивающиеся (Н), т. е. такие, которые не раскручиваются после снятия концевых перевязок (марок). Канаты крестовой свивки менее прочны и гибки, чем канаты односторонней свивки, но последние более подвержены самораскручиванию. В грузоподъемных механизмах и для такелажных работ применяют канаты комбинированной и крестовой свивки. Канат, свитый из нескольких канатов, называется кабелем и применяется при больших растягивающих усилиях. Гибкость каната при прочих равных условиях определяется диаметром проволок и их числом. Чем меньше диаметр проволоки или чем больше их число в пряди при одинаковом диаметре проволок и числе прядей, тем канат более гибкий. Вместе с тем, канат из проволок меньшего диаметра стоит дороже и быстрее изнашивается. Из большого числа выпускаемых отечественной промышленностью разновидностей стальных канатов (по стандарту несколько десятков) преимущественно применение при монтаже нашли канаты диаметром до 56 мм (ГОСТ 2688 — 80) и диаметром до 63 мм (ГОСТ 7668-80). Канаты в зависимости от назначения подразделяют на грузовые, поддерживающие, несущие и строповые. Грузовые канаты применяют для подъема или горизонтального перемещения грузов в различных системах полиспастов. Грузовые канаты в процессе работы подвергаются многократным изгибам на роликах блоков и барабанах лебедок. Поэтому они должны обладать достаточно большой гибкостью и прочностью. Этим требованиям наиболее полно удовлетворяют канаты конструкции 6 х 36 + 1 о. с. (ГОСТ 7668—80). В качестве замены могут быть использованы канаты конструкции 6 х 37 + 1 о. с, (ГОСТ 3079 — 80). Обозначение конструкции каната: первая цифра означает число прядей в канате, вторая — число проволок в пряди, третья — число органических сердечников (о. с.). Поддерживающие канаты служат для придания устойчивости грузоподъемным средствам и для управления положением груза во время его подъема и перемещения. Канаты этой группы (всевозможные расчалки или ванты, оттяжки и т. п.) в процессе работы не подвержены многократным изгибам (их изгибают только один раз в местах крепления), поэтому они могут быть более жесткими, чем грузовые. Поддерживающие канаты выбирают конструкции 6 х 19 + 1 о. с. (ГОСТ 2688—80). В качестве замены допускается применять канаты конструкций 6 х 25 + 1 о. с. (ГОСТ 7665—80) или 6 х 19 + 1 о. с. (ГОСТ 3077-80). Несущие канаты применяют в качестве рельса монтажного кабельного крана и тросовых дорожек. Применяют канаты по ГОСТ 2688-80. Строповые канаты служат для обвязки (строповки) перемещаемого груза. Эти канаты должны быть достаточно гибки, чтобы допускать многократные перегибы и вязку узлов. В качестве строповых применяют канаты по ГОСТ 7668—80, а в случае замены канатами других стандартов аналогично грузовым канатам. Пример условного обозначения каната: канат 28-Г-Т-Л-О-Н-1800 ГОСТ 2688 — 80; это канат диаметром 28 мм, грузового назначения, из светлой проволоки марки 1, левой односторонней свивки, нераскручивающийся, с маркировочной группой по временному сопротивлению разрыву 1800 Н/мм. Расчет канатов Нагруженный канат работает в весьма сложных условиях. Проволоки каната подвергаются растяжению, кручению, изгибу, а также взаимному трению. При этом наружные проволоки изнашиваются в большей степени, что сокращает срок службы каната и заставляет увеличивать запас прочности. При отправке заказчиком завод-изготовитель снабжает канат сертификатом, удостоверяющим его качество и количество (длину и массу), а также разрывное усилие каната в целом, которое является основной характеристикой каната. Часто приводится лишь значение суммарного разрывного усилия всех проволок в канате, которое необходимо пересчитать на значение разрывного усилия для каната в целом, пользуясь соотношениями, приведенными в стандарте на канат данной конструкции и прочности проволок. В среднем суммарное разрывное усилие проволок больше разрывного усилия каната на 17%, т. е. (2.1) где R — разрывное усилие для каната; RC — суммарное разрывное усилие проволок. Канаты для монтажных работ рассчитывают только на растяжение в следующем порядке. Определяют максимальную нагрузку S на канат (на одну ветвь). Усилие S на одну ветвь каната определяют в зависимости от массы груза, числа грузовых ветвей, направления канатов в системе, действия ветра и т. п. При этом для расчета используют величину усилия для наиболее неблагоприятного случая сочетания нагрузок. Затем в зависимости от назначения и условий работы (режима) каната выбирают коэффициент запаса прочности, после чего определяют расчетное усилие (2.2) где S — усилие на одну ветвь каната в грузоподъемной системе без учета динамических нагрузок; КЗ — коэффициент запаса прочности каната. Коэффициент запаса прочности КЗ выбирают по справочникам в зависимости от назначения каната, режима работы грузоподъемного механизма (скорость перемещения груза, близость людей и др.) и конструкции стропового устройства. Если скорость каната не превышает 0, 2 м/с, он работает без рывков и число изгибов на роликах не превышает четырех, то это легкий режим работы. Тяжелый режим работы характеризуется скоростью каната более 0, 2 м/с, рывками и числом перегибов на роликах более четырех. Значения КЗ в основном лежат в пределах от 3 до 8. Если используют имеющийся канат, то для проверки его по действующей нагрузке и усилию определяют фактический коэффициент запаса КЗ1 величина которого должна быть не менее нормативного коэффициента КЗ. Разрывные усилия R1 и R2 (или допустимые усилия Sg1 и Sg2) для канатов одинаковой конструкции и назначения, но различных диаметров d1 и d2, связаны соотношением (2.3) Стальные канаты должны соответствовать требованиям ГОСТ 3241 — 91 «Канаты стальные. Технические требования», а также государственным стандартам, установленным на определенные типы и конструкции канатов. Выбор, расчет и эксплуатация стальных канатов грузовых и стреловых полиспастов кранов, расчалка стрел кранов, а также канатов стропов производят в соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов» Ростехнадзора (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору).
Соединение и закрепление канатов Для соединения двух кусков каната, а также при изготовлении петель и инвентарных стропов используют неразъемные и разъемные соединения. К неразъемным соединениям относятся соединения сплеткой и гильзами. Сплетение концов канатов используют главным образом при изготовлении инвентарных стропов, предназначенных для подъема однотипных грузов. Длина сплетки зависит от диаметра каната. Сплетение канатов является трудоемкой операцией. С помощью сплетки соединяют прямые концы канатов, а также изготавливают петли. Широкое применение получают гильзоклиновые соединения. Канат загибают вокруг продольной оси клина и втягивают в цилиндрическую гильзу. Затем обжимают гильзу вместе с концами каната, после чего гильза приобретает овальную форму. Гильзы изготавливают из стальных труб и предварительно отжигают. Размеры гильз и клиньев берут из соответствующих справочников. Также разработан гильзовый способ соединения без клинового сердечника. Неразъемные соединения кроме сложности образования стыка имеют тот недостаток, что при обрыве проволочек каната выше допустимого числа трудно использовать оставшуюся часть каната. Изготовление разъемных соединений проще и менее трудоемко. При обрыве на отдельных участках числа проволок более допустимого оставшаяся часть неповрежденного каната может быть применена повторно. Разъемные соединения осуществляют несколькими способами. В большинстве случаев канаты соединяют, завязывая узлы и скрепляя концы их зажимами или обвязывая мягкой отожженной проволокой. Свободный конец каната, закрепляемый зажимами, должен иметь длину не менее 300 мм. Зажимы ставят с шагом t = 6d, где d — диаметр каната, мм. Число зажимов n для крепления можно определить, по следующему простому уравнению: (2.4) Полученное по этому уравнению число зажимов округляют до ближайшего большего целого числа. Усилие, необходимое для сжатия канатов, создается в зажиме затяжкой резьбовых соединений. Наиболее простым способом является соединение скобами и планками. На согнутый в виде петли конец каната надевают скобы и планки (рис, 2.2.). Распространены также зажимы из круглой стали. Размеры этих зажимов для канатов различных диаметров приводятся в справочниках. Применяют также кованые зажимы, которые обеспечивают высокую прочность соединения и мало повреждают канаты. Перспективным является применение клиновых зажимов (рис. 2.3.), включающих клин, обойму, небольшое число болтов. Для регулирования длины тросов во время работы (например, для оттяжки мачт) используют винтовые стяжки (фаркопфы).
Рис. 2.2. Зажимы для крепления тросов
Для сращивания тросов и для прикрепления их к такелажным средствам используются также узлы. Основные требования, которые предъявляют к монтажным узлам, сводятся к тому, чтобы они были простыми, без резких перегибов троса; надежно держались во время работы и легко развязывались после снятия или опускания груза на место. В зависимости от назначения существуют различные типы узлов; прямой узел, рифовый узел, штыковой узел, вязка в коуш или петлю, удавка или плотничий узел, удавка с нахлесткой, мертвая петля, крестовая петля, морской узел, крюковой узел. Рис. 2.3. Клиновой зажим Для предохранения стальных канатов при крутом перегибе от смятия, а проволоки каната от перетирания и тем самым от быстрого износа каната применяют коуши. Коуши применяют также для изготовления специальных петель, которыми часто заканчиваются концы тросов полиспастов, растяжек стреловых кранов, стропов и др. Коуши изготовляют из листовой стали штамповкой и для предохранения от коррозии оцинковывают.
Стропы Стропы предназначаются для захвата груза и подвески его на крюк или петлю грузоподъемного устройства и изготавливаются из пеньковых или стальных канатов, а также цепей. В большинстве случаев стропы выполняют из стальных канатов. Стропы подразделяются на универсальные, облегченные, многоветвевые, витые и цепные. Универсальные стропы представляют собой замкнутую петлю. Такие стропы изготавливают из канатов диаметром 19, 5 — 30 мм. Длина петли 5 — 15 м, а длина на заплетке равна 40 диаметрам каната. Облегченные стропы выполняют из канатов диаметром 12—30 мм. В зависимости от назначения стропов на концах каната делают петли, которые огибают вокруг коуша. В петлях каната закрепляют крюки или металлические кованые петли. Многоветвевые стропы состоят из отдельных облегченных стропов, один конец которых закреплен в петле. Они бывают двух-, трех- и четырехвётвевые. Витые инвентарные стропы применяют для подъема грузов большой массы. Эти стропы представляют собой замкнутую петлю перевитых между собой и плотно уложенных витков каната. Прочность и долговечность витых стропов в значительной мере зависят от сечения, максимального заполнения и равномерного распределения витков. Наиболее рациональной формой являются стропы из 7, 19, 37 и 61 витка стального каната. Такие стропы изготовляют на кондукторах. Расчет усилий в ветвях стропов Усилия S, действующие на строп, зависят от положения ветвей стропа относительно силы тяжести G. Если направление стропа совпадает с направлением силы тяжести (одиночный строп), то усилие на стропе равно силе веса поднимаемого груза. При обвязке груза несколькими стропами (или в несколько ниток), направление которых совпадает с направлением силы тяжести, усилие в каждом стропе (нитке) равно (2.5) где n – число стропов (ниток). Если строп имеет две или более ветвей, то усилия в ветвях стропа должны быть определены с учетом направления ветвей стропа. С увеличением угла наклона ветвей стропа к вертикали возрастают усилия в ветвях, а также горизонтальные усилия, сжимающие поднимаемую конструкцию. Если поднимаемая конструкция имеет центр тяжести, смещенный к одному из краев, то для создания более равномерной нагрузки на ветви стропа и устойчивого положения груза ось подъемного полиспаста должна проходить через центр тяжести конструкции. Рассчитаем усилия в стропе с двумя наклонными ветвями (рис. 2.4). Рис. 2.4. Схема к расчету усилий в стропе с двумя наклонными ветвями: С – центр тяжести груза; О – точка подвеса груза к крюку; А и В – тоски закрепления стропа
Составим уравнения равновесия сил: (2.6) Решая совместно эти уравнения, получим аналогично (2.7) Таким образом, усилие в короткой ветви больше, чем в длинной. Если a1= a2 = a, то выражения (2.7) приводятся к виду (2.8) Так как с увеличением косинус угла уменьшается, то отсюда следует, что с увеличением угла наклона ветвей к вертикали усилия в ветвях возрастают. Горизонтальные усилия, действующие на конструкцию , подставляя S1 или S2 из (2.7), получим (2.9) При a1= a2 = a, это выражение примет вид (2.10) Следовательно, и горизонтальное сжимающее усилие при разведении ветвей стропа увеличивается. Это обстоятельство необходимо учитывать при выборе схем крепления стропов. При подъеме крупногабаритных в плане конструкции (насосы, компрессоры и др.) применяют четырехветвевые стропы. Усилие в любой из четырех ветвей определяют из выражения (2.11) где 1, 35 — коэффициент, учитывает неравномерность нагрузки отдельных ветвей стропа. Определив усилия в ветвях стропа, находят разрывное усилие по уравнению (2.2) R=К3S и подбирают соответствующий канат.
|