Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровень возбуждения







Рис. 2. Уровень эмоционального возбуждения

и эффективность исполнения

Влияние эмоционального возбуждения на эффективность выполнения

задачи зависит от ее сложности. Для сложных задач оптимальным

(т.е. способствующим наиболее эффективному исполнению) является

относительно низкий уровень возбуждения. Простые задачи лучше

всего выполняются, напротив, при большем уровне возбуждения

т оптимальный уровень различен для разных задач. Отчасти он т сложности задачи. Общее правило таково, чем сложнее задача,; оптимальный уровень возбуждения. Рис. 2 иллюстрирует эту сть. <...>

[ьшинство данных об оптимальном уровне возбуждения получено ю простых экспериментах на животных. Поэтому обобщать эти ы на действия человека было бы, возможно, рискованно. Однако ггимального эмоционального возбуждения дают хорошее объясне-почему оно может оказывать как благоприятное, так и разруши-шияние на деятельность.

миологические реакции

эциональные реакции на стресс вызывают серьезные физиологи-зменения в организме. Даже при стрессе средней интенсивности ге заметить, что ваше сердце бьется быстрее, дыхание становится иным, и вы потеете больше, чем обычно. Что же происходит? разберемся.

1кция «сражайся или беги». Это физиологическая реакция моби-организма для сражения с врагом или бегства. Эта реакция, описанная Уолтером Канонном1, осуществляется вегетативной системой. <.„>


522 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций

Вегетативная нервная система (ВНС) разделяется на два отдела: симпатическую и парасимпатическую нервную систему. Говоря в общем, парасимпатический отдел отвечает за сохранение и накопление ресурсов организма, а симпатический — за мобилизацию организма в случае необ­ходимости. Реакция «сражайся или беги» запускается симпатической нервной системой. В одном из исследований Каннон изучал эту реакцию на кошках в ситуации конфликта с собакой. Среди прочих вещей, он за­метил ускорение дыхания, увеличение частоты сердцебиения и торможе­ние процессов пищеварения.

Элементы этой реакции можно заметить и у людей. Представьте ситуацию, когда ваша машина чуть не потеряла управление на скорост­ном шоссе. Ваше сердце забьется и кровяное давление подскочит. Воз­можно, у вас пойдут мурашки по коже и «засосет под ложечкой». Эти рефлекторные изменения являются частью реакции «сражайся или беги».

Несомненно, эта рефлекторная реакция унаследована нами от наших далеких предков. У животных она, безусловно, является адаптивной. Встреча с хищниками и прочими опасностями требует именно такого от­вета: сражаться или убегать. Но в человеческом обществе реакция «сра­жайся или беги» гораздо менее полезна. Большинство наших стрессов не может быть преодолено простым бегством или физической дракой. Не­приятности на работе, супружеские проблемы, финансовые неурядицы тре­буют гораздо более сложных действий, направленных на их разрешение. Более того, стресс часто сохраняется на протяжении длительного периода времени, и наша реакция «сражайся или беги» держит нас все это время в состоянии изнуряющего физического возбуждения. На значение дли­тельно продолжающегося физического возбуждения впервые обратил вни­мание Ганс Селье, канадский ученый, внесший существенный вклад в изу­чение проблемы стресса.

Общий адаптационный синдром. Термин «стресс» был введен Ган­сом Селье1. Селье родился в Вене, но вся его профессиональная карьера связана с университетом МакГилла в Монреале. В своих экспериментах Селье подвергал лабораторных животных воздействию самых разнообраз­ных стрессоров, как физических, так и психологических (жара, холод, боль, изоляция и т.п.). Картина физиологического возбуждения, демонстрируе­мая животными, была очень сходной независимо от типа стрессора. На этом основании Селье сделал вывод, что реакция стресса является неспе­цифической. Другими словами, она не меняется в зависимости от вида воздействия, которым была вызвана.

Вначале Селье колебался с выбором названия для этой неспецифи­ческой реакции на самые разные воздействия. В 1940 г. он решил назвать ее стрессом и с тех пор это слово вошло в лексикон психологов. В теории Селье термин «стресс» обозначает реакцию организма на некое воздей-

1 См. Selye H. History and present status of the stress concept// Goldberger L., Breznitz S. (Eds.)- Handbook of stress: Theoretical and clinical aspects. N.Y.: Free Press, 1982.


Вейтен У., Ллойд М. Стресс и его эффекты 523

ствие. Позже, Селье согласился с тем, что эту реакцию лучше назвать сло­вом напряженность (strain), а термин «стресс» оставить для обозначения вредоносных событий. <...> Ряд ученых используют термин «стресс» для обозначения причиняющих беспокойство событий, что вызывает некото­рую путаницу в терминах. Как уже было сказано в самом начале, боль­шинство современных исследователей преодолели эту терминологическую путаницу, определяя стресс не как стимул и не как реакцию, а как опре­деленный тип взаимодействия стимулов и реакций.

Селье сформулировал важную теорию стрессовой реакции, которую он назвал общим адаптационным синдромом1. Общий адаптационный синд­ромэто универсальная реакция организма на стрессовое воздействие, состоящая из трех фаз: тревоги, сопротивления и истощения. На первой стадии, после того, как организм воспринял угрозу, возникает реакция тре­воги. В этот период организм мобилизует свои ресурсы для борьбы с пробле­мой, и физиологическое возбуждение возрастает. Реакция тревоги по Селье в сущности совпадает с реакцией «сражайся или беги» по Каннону.

Но Селье в своих исследованиях продвинулся на несколько шагов дальше Каннона. Он подвергал лабораторных животных продолжительно­му стрессу, похожему на хронический стресс, часто переживаемый людьми. Если стресс продолжается, то организм переходит на следующую стадию общего адаптационного синдрома, называемую стадией сопротивления. На этой стадии физиологические изменения стабилизируются, и организм на­чинает функционировать в режиме повышенной нагрузки. Физиологичес­кое возбуждение продолжает оставаться выше, чем обычно, однако оно мо­жет начать уменьшаться по мере того, как организм привыкает к угрозе.

Если стресс продолжается достаточно длительное время, то реакция организма может перейти в третью стадию, называемую стадией истоще­ния. Согласно Селье, ресурсы организма, предназначенные для борьбы со стрессом, ограничены. Если стресс не удалось преодолеть, эти ресурсы вырабатываются и физиологическое возбуждение снижается. Организм может даже погибнуть от истощения. Это снижение может привести к тому, что Селье назвал «болезнями адаптации», например, к язве желудка или гипертонии.

Исследования Селье выявили связь между стрессом и соматически­ми заболеваниями. Селье показал, как физиологическое возбуждение, ко­торое по своей природе является способом адаптации, будучи длительным, приводит к болезням. Его теория была подвергнута критике за игнориро­вание индивидуальных различий в оценке стресса2. Кроме того, оспари­вается его утверждение, что реакция стресса является неспецифической3.

1 См. Selye H. Stress without distress N.Y.: Lippincott, 1974.

2 См. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y.: Springer, 1984.

3 Cm. Baum A. Stress, intrusive imagery, and chronic distress // Health Psychology.
1990. Vol. 9. № 6. P. 653-675; Hobfoll S.E. Conservation of resources: A new attempt at
conceptualizing stress // American Psychologist. 1989. Vol. 44. P. 513-524.


524 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций j

Несмотря на это, его теория послужила ориентиром целому поколению i ученых, которые исследуют влияние стресса на организм. Давайте оста­новимся на этих исследованиях подробнее.

Взаимодействие мозга и тела. Когда мы испытываем стресс, мозг посылает сигналы эндокринной системе по двум основным путям1. Эн­докринная система состоит из желез, которые вырабатывают и вбра­сывают в кровь химические соединения, называемые гормонами. В эндок­ринную систему входят следующие основные железы: шишковидная, щитовидная, гипофиз и надпочечники.

Оба эти пути начинаются в структуре мозга, называемой гипотала­мусом. Первый путь проходит через вегетативную нервную систему. Ги­поталамус активирует ее симпатический отдел. В результате происходит активация надпочечников, которые вбрасывают в кровь большое количе­ство катехоламинов. Эти гормоны распространяются по всему телу, про­изводя множество важных физиологических изменений. Основной эф­фект повышения уровня катехоламинов заключается в подготовке тела к серьезным нагрузкам. Учащается пульс, к мозгу и мышцам поступает больше крови. Дыхание и потребление кислорода возрастают, тем самым усиливается состояние бдительности. Процессы пищеварения затормажи­ваются, чтобы сберечь энергию. Зрачки глаз расширяются, увеличивая чувствительность зрения.

Второй путь включает более непосредственное взаимодействие моз­говых структур с эндокринной системой. Гипоталамус посылает сигналы гипофизу, который называют главной железой эндокринной системы. Гипоталамус вырабатывает гормон, который стимулирует кору надпочеч­ников, где вырабатываются другие важные гормоны — кортикостероиды. Эти гормоны стимулируют поступление в кровь большего количества жиров и протеинов, чтобы усилить энергоснабжение. Кроме того, они мо­билизуют химические вещества, которые препятствуют воспалению тка­ней в случае ранения.

Стресс создает в организме и другие физиологические изменения, мно­гие из которых мы только начинаем понимать. Наиболее серьезные изме­нения происходят в иммунной системе. Иммунная система обеспечивает противодействие организма инфекциям. Получены данные, говорящие о том, что стресс может подавлять деятельность иммунной системы: как след­ствие, организм становится более восприимчивым к инфекционным забо­леваниям2. Механизм, с помощью которого происходит это подавление де-

1 См. Asteria M.F. The Psychology of Stress. N.Y.: Human Sciences Press, 1985.

2 Cm. Solomon GJ"., AmkrautA., Rubin R.T. Stress, hormones, neuroregulation and immunity
// Burchfield SJi. (Ed.). Stress Psychological and physiological interactions. N.Y.: Hemisphere,
1985; Zautra A.J., Okun MA., Robinson S.E. Lee D., Roth S.H., Emmanual J. Life stress and
lymphocyte alterations among patients with rheumatoid arthritis // Health Psychology.
1989. 8. 1. 14.


Вейтен У., Ллойд М. Стресс и его эффекты 525

ятельности иммунной системы, до сих пор остается загадкой. Возможно, он опосредствован секрецией эндорфинов, — химических соединений, напоми­нающих по своей структуре и эффекту опиаты. Как бы то ни было, ясно, что физиологическая реакция на стресс затрагивает каждую клеточку нашего тела. Как мы увидим в дальнейшем, эта физиологическая реакция влияет как на телесное, так и на психическое здоровье.

Поведенческая реакции

Хотя мы реагируем на стресс одновременно на нескольких уровнях, ключевым аспектом нашей реакции будет поведение. Часто нежелатель­ные эмоциональные и физиологические реакции на стресс происходят более или менее автоматически. Если мы эффективно справляемся со стрессом на поведенческом уровне, то эти потенциально вредные эмоци­ональные и физические проявления могут быть подавлены.

Большинство поведенческих реакций на стресс включает в себя действия по его преодолению. Преодоление (coping) — это действия, на­правленные на то, чтобы противостоять, уменьшить или вытерпеть требования окружающей среды, вызвавшие стресс. Заметим, что это оп­ределение не различает адаптивных и неадаптивных действий по преодо­лению стрессовой ситуации. Обычно, когда мы говорим, что некто «пре­одолел свои проблемы», то имеем в виду, что он эффективно с ними справляется. На самом деле, действия по преодолению могут быть как полезными, так и вредными для субъекта. Так, например, если в середине семестра у вас появились проблемы с освоением учебного курса, вы мо­жете попытаться справиться с ними следующими способами: 1) вклады­вать больше сил и времени в учебу; 2) поискать репетитора, который по­может вам подтянуться; 3) обвинять в своей плохой успеваемости преподавателя и 4) бросить учебу. Ясно, что первые два способа являют­ся более разумными, чем два последних.

Люди справляются со стрессом множеством различных способов. Ввиду важности и сложности этой проблемы мы посвятим всю следую­щую главу рассмотрению усилий по его преодолению. Важно заметить, что именно от стратегии преодоления зависит то, будут ли эффекты кон­кретного стресса позитивными или негативными. <...>


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал