Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уровень возбуждения
Рис. 2. Уровень эмоционального возбуждения и эффективность исполнения Влияние эмоционального возбуждения на эффективность выполнения задачи зависит от ее сложности. Для сложных задач оптимальным (т.е. способствующим наиболее эффективному исполнению) является относительно низкий уровень возбуждения. Простые задачи лучше всего выполняются, напротив, при большем уровне возбуждения т оптимальный уровень различен для разных задач. Отчасти он т сложности задачи. Общее правило таково, чем сложнее задача,; оптимальный уровень возбуждения. Рис. 2 иллюстрирует эту сть. <...> [ьшинство данных об оптимальном уровне возбуждения получено ю простых экспериментах на животных. Поэтому обобщать эти ы на действия человека было бы, возможно, рискованно. Однако ггимального эмоционального возбуждения дают хорошее объясне-почему оно может оказывать как благоприятное, так и разруши-шияние на деятельность. миологические реакции эциональные реакции на стресс вызывают серьезные физиологи-зменения в организме. Даже при стрессе средней интенсивности ге заметить, что ваше сердце бьется быстрее, дыхание становится иным, и вы потеете больше, чем обычно. Что же происходит? разберемся. 1кция «сражайся или беги». Это физиологическая реакция моби-организма для сражения с врагом или бегства. Эта реакция, описанная Уолтером Канонном1, осуществляется вегетативной системой. <.„> 522 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций Вегетативная нервная система (ВНС) разделяется на два отдела: симпатическую и парасимпатическую нервную систему. Говоря в общем, парасимпатический отдел отвечает за сохранение и накопление ресурсов организма, а симпатический — за мобилизацию организма в случае необходимости. Реакция «сражайся или беги» запускается симпатической нервной системой. В одном из исследований Каннон изучал эту реакцию на кошках в ситуации конфликта с собакой. Среди прочих вещей, он заметил ускорение дыхания, увеличение частоты сердцебиения и торможение процессов пищеварения. Элементы этой реакции можно заметить и у людей. Представьте ситуацию, когда ваша машина чуть не потеряла управление на скоростном шоссе. Ваше сердце забьется и кровяное давление подскочит. Возможно, у вас пойдут мурашки по коже и «засосет под ложечкой». Эти рефлекторные изменения являются частью реакции «сражайся или беги». Несомненно, эта рефлекторная реакция унаследована нами от наших далеких предков. У животных она, безусловно, является адаптивной. Встреча с хищниками и прочими опасностями требует именно такого ответа: сражаться или убегать. Но в человеческом обществе реакция «сражайся или беги» гораздо менее полезна. Большинство наших стрессов не может быть преодолено простым бегством или физической дракой. Неприятности на работе, супружеские проблемы, финансовые неурядицы требуют гораздо более сложных действий, направленных на их разрешение. Более того, стресс часто сохраняется на протяжении длительного периода времени, и наша реакция «сражайся или беги» держит нас все это время в состоянии изнуряющего физического возбуждения. На значение длительно продолжающегося физического возбуждения впервые обратил внимание Ганс Селье, канадский ученый, внесший существенный вклад в изучение проблемы стресса. Общий адаптационный синдром. Термин «стресс» был введен Гансом Селье1. Селье родился в Вене, но вся его профессиональная карьера связана с университетом МакГилла в Монреале. В своих экспериментах Селье подвергал лабораторных животных воздействию самых разнообразных стрессоров, как физических, так и психологических (жара, холод, боль, изоляция и т.п.). Картина физиологического возбуждения, демонстрируемая животными, была очень сходной независимо от типа стрессора. На этом основании Селье сделал вывод, что реакция стресса является неспецифической. Другими словами, она не меняется в зависимости от вида воздействия, которым была вызвана. Вначале Селье колебался с выбором названия для этой неспецифической реакции на самые разные воздействия. В 1940 г. он решил назвать ее стрессом и с тех пор это слово вошло в лексикон психологов. В теории Селье термин «стресс» обозначает реакцию организма на некое воздей- 1 См. Selye H. History and present status of the stress concept// Goldberger L., Breznitz S. (Eds.)- Handbook of stress: Theoretical and clinical aspects. N.Y.: Free Press, 1982. Вейтен У., Ллойд М. Стресс и его эффекты 523 ствие. Позже, Селье согласился с тем, что эту реакцию лучше назвать словом напряженность (strain), а термин «стресс» оставить для обозначения вредоносных событий. <...> Ряд ученых используют термин «стресс» для обозначения причиняющих беспокойство событий, что вызывает некоторую путаницу в терминах. Как уже было сказано в самом начале, большинство современных исследователей преодолели эту терминологическую путаницу, определяя стресс не как стимул и не как реакцию, а как определенный тип взаимодействия стимулов и реакций. Селье сформулировал важную теорию стрессовой реакции, которую он назвал общим адаптационным синдромом1. Общий адаптационный синдром — это универсальная реакция организма на стрессовое воздействие, состоящая из трех фаз: тревоги, сопротивления и истощения. На первой стадии, после того, как организм воспринял угрозу, возникает реакция тревоги. В этот период организм мобилизует свои ресурсы для борьбы с проблемой, и физиологическое возбуждение возрастает. Реакция тревоги по Селье в сущности совпадает с реакцией «сражайся или беги» по Каннону. Но Селье в своих исследованиях продвинулся на несколько шагов дальше Каннона. Он подвергал лабораторных животных продолжительному стрессу, похожему на хронический стресс, часто переживаемый людьми. Если стресс продолжается, то организм переходит на следующую стадию общего адаптационного синдрома, называемую стадией сопротивления. На этой стадии физиологические изменения стабилизируются, и организм начинает функционировать в режиме повышенной нагрузки. Физиологическое возбуждение продолжает оставаться выше, чем обычно, однако оно может начать уменьшаться по мере того, как организм привыкает к угрозе. Если стресс продолжается достаточно длительное время, то реакция организма может перейти в третью стадию, называемую стадией истощения. Согласно Селье, ресурсы организма, предназначенные для борьбы со стрессом, ограничены. Если стресс не удалось преодолеть, эти ресурсы вырабатываются и физиологическое возбуждение снижается. Организм может даже погибнуть от истощения. Это снижение может привести к тому, что Селье назвал «болезнями адаптации», например, к язве желудка или гипертонии. Исследования Селье выявили связь между стрессом и соматическими заболеваниями. Селье показал, как физиологическое возбуждение, которое по своей природе является способом адаптации, будучи длительным, приводит к болезням. Его теория была подвергнута критике за игнорирование индивидуальных различий в оценке стресса2. Кроме того, оспаривается его утверждение, что реакция стресса является неспецифической3. 1 См. Selye H. Stress without distress N.Y.: Lippincott, 1974. 2 См. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N.Y.: Springer, 1984. 3 Cm. Baum A. Stress, intrusive imagery, and chronic distress // Health Psychology. 524 Тема 10. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций j Несмотря на это, его теория послужила ориентиром целому поколению i ученых, которые исследуют влияние стресса на организм. Давайте остановимся на этих исследованиях подробнее. Взаимодействие мозга и тела. Когда мы испытываем стресс, мозг посылает сигналы эндокринной системе по двум основным путям1. Эндокринная система состоит из желез, которые вырабатывают и вбрасывают в кровь химические соединения, называемые гормонами. В эндокринную систему входят следующие основные железы: шишковидная, щитовидная, гипофиз и надпочечники. Оба эти пути начинаются в структуре мозга, называемой гипоталамусом. Первый путь проходит через вегетативную нервную систему. Гипоталамус активирует ее симпатический отдел. В результате происходит активация надпочечников, которые вбрасывают в кровь большое количество катехоламинов. Эти гормоны распространяются по всему телу, производя множество важных физиологических изменений. Основной эффект повышения уровня катехоламинов заключается в подготовке тела к серьезным нагрузкам. Учащается пульс, к мозгу и мышцам поступает больше крови. Дыхание и потребление кислорода возрастают, тем самым усиливается состояние бдительности. Процессы пищеварения затормаживаются, чтобы сберечь энергию. Зрачки глаз расширяются, увеличивая чувствительность зрения. Второй путь включает более непосредственное взаимодействие мозговых структур с эндокринной системой. Гипоталамус посылает сигналы гипофизу, который называют главной железой эндокринной системы. Гипоталамус вырабатывает гормон, который стимулирует кору надпочечников, где вырабатываются другие важные гормоны — кортикостероиды. Эти гормоны стимулируют поступление в кровь большего количества жиров и протеинов, чтобы усилить энергоснабжение. Кроме того, они мобилизуют химические вещества, которые препятствуют воспалению тканей в случае ранения. Стресс создает в организме и другие физиологические изменения, многие из которых мы только начинаем понимать. Наиболее серьезные изменения происходят в иммунной системе. Иммунная система обеспечивает противодействие организма инфекциям. Получены данные, говорящие о том, что стресс может подавлять деятельность иммунной системы: как следствие, организм становится более восприимчивым к инфекционным заболеваниям2. Механизм, с помощью которого происходит это подавление де- 1 См. Asteria M.F. The Psychology of Stress. N.Y.: Human Sciences Press, 1985. 2 Cm. Solomon GJ"., AmkrautA., Rubin R.T. Stress, hormones, neuroregulation and immunity Вейтен У., Ллойд М. Стресс и его эффекты 525 ятельности иммунной системы, до сих пор остается загадкой. Возможно, он опосредствован секрецией эндорфинов, — химических соединений, напоминающих по своей структуре и эффекту опиаты. Как бы то ни было, ясно, что физиологическая реакция на стресс затрагивает каждую клеточку нашего тела. Как мы увидим в дальнейшем, эта физиологическая реакция влияет как на телесное, так и на психическое здоровье. Поведенческая реакции Хотя мы реагируем на стресс одновременно на нескольких уровнях, ключевым аспектом нашей реакции будет поведение. Часто нежелательные эмоциональные и физиологические реакции на стресс происходят более или менее автоматически. Если мы эффективно справляемся со стрессом на поведенческом уровне, то эти потенциально вредные эмоциональные и физические проявления могут быть подавлены. Большинство поведенческих реакций на стресс включает в себя действия по его преодолению. Преодоление (coping) — это действия, направленные на то, чтобы противостоять, уменьшить или вытерпеть требования окружающей среды, вызвавшие стресс. Заметим, что это определение не различает адаптивных и неадаптивных действий по преодолению стрессовой ситуации. Обычно, когда мы говорим, что некто «преодолел свои проблемы», то имеем в виду, что он эффективно с ними справляется. На самом деле, действия по преодолению могут быть как полезными, так и вредными для субъекта. Так, например, если в середине семестра у вас появились проблемы с освоением учебного курса, вы можете попытаться справиться с ними следующими способами: 1) вкладывать больше сил и времени в учебу; 2) поискать репетитора, который поможет вам подтянуться; 3) обвинять в своей плохой успеваемости преподавателя и 4) бросить учебу. Ясно, что первые два способа являются более разумными, чем два последних. Люди справляются со стрессом множеством различных способов. Ввиду важности и сложности этой проблемы мы посвятим всю следующую главу рассмотрению усилий по его преодолению. Важно заметить, что именно от стратегии преодоления зависит то, будут ли эффекты конкретного стресса позитивными или негативными. <...>
|