![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методика проведения педагогического эксперимента
Организация педагогического эксперимента связана с планированием его проведения, которое определяет последовательность всех этапов работы, а также с подготовкой всех условий, обеспечивающих полноценное исследование: подготовка соответствующей обстановки, приборов, средств, инструктаж помощников, планирование наблюдения, выбор экспериментальных и контрольных групп, оценка всех особенностей экспериментальной базы и т.д. Основные действия исследователя, приступающего к разработке программы экспериментальной части своей работы. 1. Решить вопрос о необходимости экспериментальной части исследования. Известно, что под педагогическим экспериментом понимается научно поставленная проверка каких-либо организационных форм, средств, методов и приемов обучения, тренировки и оздоровительной работы. 2. Далее решается вопрос о выдвижении научной гипотезы. 3. Выбор видов эксперимента. Его решение зависит от ряда моментов; цели и конкретной задачи исследования; этапа работы над проблемой; используемых средств для проведения эксперимента и т. п. 4. Планирование эксперимента включает в себя также выбор и оценку общих условий го проведения, к которым прежде всего относятся: - средства для проведения педагогического эксперимента; - место проведения; - контингент испытуемых; - преподаватели, тренеры, принимающие участие в эксперименте. Таким образом, планирование эксперимента - весьма сложный и многоступенчатый процесс, включающий в себя ряд обязательных действий экспериментатора, в число которых входят следующие: - определение целей и задач эксперимента, обоснование его необходимости; - формулировка научной гипотезы; - выбор типа эксперимента; - выбор и оценка общих условий проведения эксперимента; - оценка и отбор уравниваемых- данных, их показателей в методике сбора этих данных; - составление общей программы эксперимента, программ ведения занятий в экспериментальных и контрольных группах, а также программы ведения наблюдений. Одна из труднейших задач проведения эксперимента - подведение его итогов. Выводы по эксперименту должны быть ориентированы прежде всего на выдвинутую с самого начала общую гипотезу и разработанные затем при составлении программы эксперимента частные гипотезы. Они должны подтверждать общую гипотезу или противоречить ей. В первом случае следует кратко воспроизвести основные данные, свидетельствующие в ее пользу, во втором - дать объяснение, попытаться выяснить причины возникающих расхождений, и если будут приняты объективные данные, опровергающие гипотезу, изменить ее в соответствии с ними. Второе очень важное требование при подведении итогов заключается в том, что выводы должны быть соизмеримыми с экспериментальной базой и собранными данными, т.е. они не должны быть «глобальными», выходящими за/пределы поставленных задач и области конкретных исследований. Итак, при подведении итогов педагогического эксперимента необходимо учитывать следующее: - соотнесение вывода и результатов с общей и частной гипотезой; четкое ограничение области, на которую могут быть распространены полученные выводы; - высказывание предположений и возможности их распространения на некоторые пограничные области и указание основных направлений дальнейших исследований в этой и смежных областях; - оценку степени надежности выводов в зависимости от чистоты условий эксперимента; - оценку роли и места эксперимента в системе других применявшихся в данном исследовании методов; - практические предложения о внедрении в практику результатов проведенного исследования.
|