Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогического эксперимента
Педагогические исследования в области физического воспитания и спорта связаны, прежде всего, с изучением учебно-тренировочного процесса и направлены на выявление эффективности той или иной методики обучения, тренировки и оздоровительной работы. Для оценки результатов педагогического воздействия широко используются методы качественного и количественного анализов. В последние годы происходит интенсивный процесс внедрения количественных методов, основанных на использовании математического аппарата, практически во все отрасли науки. Не составляют исключения и педагогические. Однако следует отметить, что педагогические исследования имеют ряд особенностей, которые не позволяют применять эти методы по аналогии с тем, как это делается в естественных или технических науках. Незнание этих особенностей приводит к некорректному, формальному использованию математического аппарата, мешает сформулировать правильные выводы. Чтобы не допустить этого, необходимо иметь определенные знания и понимание студентами существа этих методов. Примечание. Можно проводить сравнение отдельно по классам, по полу, занятий физической культурой и спортом. Это зависит от постановки цели и задач проводимого тестирования. · Среднее арифметическое – M (среднее значение результатов показанных учащимися); · Среднее квадратическое отклонение – σ (мера рассеяния результатов, показанных учащимися от более низких к более высоким, при этом самые низкие и самые высокие математически отбрасываются). Примечание. Значение среднего арифметического не даёт полной информации о варьирующем признаке. Нетрудно представить себе два эмпирических распределения, у которых средние одинаковы, но при этом у одного из них значения признака рассеяны в узком диапазоне вокруг среднего, а у другого – в широком. Поэтому наряду со средними значениями вычисляют и характеристики рассеяния выборки и записываются в виде М + σ. · Ошибка среднего арифметического – m (отклонение оценок генеральных параметров, в частности среднего арифметического, от истинных значений этих параметров называются статистическими ошибками. В качестве оценки стандартного отклонения выборочного среднего используется величина называемая ошибкой среднего арифметического, которая показывает, какая ошибка в среднем допускается, если использовать вместо генерального среднего арифметического его выборочную оценку. Поэтому вычисление среднего арифметического часто указывается в виде М + m для более точной оценки среднего арифметического) · Число степеней свободы для двух наборов - v · t - критерий Стьюдента · На основании t-критерия и v определяли степень достоверности Р (уровень значимости) полученных результатов используя таблицу. Примечание. Р – экспериментальный уровень значимости. Точное значение обычно не указывают, а окончательные результаты приводят в следующем виде: 1) если вычисленное значение t не превосходит критического значения на уровне значимости α =0, 05, то различие считается статистически не значимым; 2) если вычисленное по выборке значение критерия превышает критические значения при α =0, 05 (5%), α =0, 01 (1%) или α =0, 001 (0, 1%), то записывают Р< 0, 05, Р< 0, 01 или Р< 0, 005. Это означает, что наблюдаемые различия статистически значимы на уровне значимости 0, 05 (5%), 0, 01(1%) или 0, 001 (0, 1%). Вначале вычисляли величину среднего арифметического М по следующей формуле: М = , где - символ суммы, Mi – значение отдельного измерения (варианта), n – общее число вариантов. Далее определяли величину σ - среднее квадратическое отклонение по формуле: . Находили ошибку среднего арифметического - по формуле: . Параметрический t-критерий Стьюдента находили по формуле:
Следует учитывать, что число вариантов, и дисперсия в двух группах может быть как одинаково, так и нет, а для определения достоверности различия это необходимо учитывать. Учитывая данный факт, прежде чем оценить значение t-критерия Стьюдента, следует найти число степеней свободы v по следующим формулам: Далее полученное значение оценивается по таблице «t – распределение Стьюдента для оценки статической достоверности различий в группах”.
Критические значения двустороннего t – критерия Стьюдента (v – число степеней свободы)
Примечание. Таблица составлена по Л.Н. Большеву и Н.В. Смирнову, 1968; М.Дж. Кендаллу и А.М. Стьюарту, 1973.
|