![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 6. Психологические проблемы взаимодействия человека с новыми информационными технологиями.
Вопросы к семинарским занятиям:
1. Что такое «человеко-компьютерный интерфейс» и в чем состоит его «дружественность»? 2. Какие психологические проблемы возникают при взаимодействии с компьютером на естественном языке? 3. Какие новые категории пользователей компьютеров появились в последнее время? Каковы психологические особенности их деятельности? 4. Что нового вносит Интернет в жизнь современных детей, подростков, взрослых людей? 5. Преимущества и опасности «виртуальной реальности» и «виртуального общения». Задания для самостоятельной работы: 1. Сформулируйте инженерно-психологические требования к диалогу человека и компьютера. Какие требования не всегда выполняются в операционной системе WINDOWS? 2. Оцените с точки зрения инженерной психологии некоторые сайты по своему выбору. Литература:
1. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером. – М.: Сканрус, 2003. 2. Моргунов Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. – М., 1994. 3. Тихомиров О.К, Бабанина Л.Н. ЭВМ и новые проблемы психологии. М., МГУ, 1986. 4. Шнейдерман Б. Психология программирования: человеческие факторы в вычислительных и информационных машинных системах. М., «Радио и связь», 1984.
Дополнительная литература: 5. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал, 1998, № 1. 6. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, програмных средств и среды. – М.: Логос, 2001. 7. Пономаренко В.А., Турзин П.С., Рысакова С.Л. Проектирование диалога «оператор-ЭВМ» (психологические аспекты). – М.: Машиностроение, 1993. 8. Человек и ЭВМ. / Под ред. Тихомирова O.K. - М., «Экономика», 1974. Примерная тематика рефератов, докладов, контрольных работ.
1. Человек в информационном обществе: психологические проблемы. 2. «Компьютерная революция» и психология. 3. Профессиональная ориентация на профессии, связанные с техникой. 4. Когнитивные стили и стратегии принятия решений в деятельности операторского типа. 5. Учет инженерно-психологических закономерностей в организации рекламы. 1. Психологическое обеспечение деятельности операторов атомных станций. 2. Психологический анализ причин летных происшествий. 3. Внешние и внутренние причины ошибочных действий человека. 4. Склонность к риску как индивидуально-психологическое качество. 5. Профессиональная ответственность и надежность работы человека. 6. Качества личности, влияющие на развитие стресса в деятельности операторского типа. 7. Профилактика стресса в профессиональной деятельности. 8. Взаимодействие с компьютером на естественном языке. 9. Индивидуально-психологические особенности личности программиста. 10. Искусственный интеллект и психология. 11. Ребенок и компьютер. 12. Подросток и компьютер. 13. Психологические проблемы общения в Интернете. 14. Проблемы компьютерной и Интернет-зависимости. 15. Виртуальная реальность и виртуальное общение.
Примерный перечень вопросов зачету по курсу «Инженерная психология». 1. Предмет и задачи инженерной психологии и эргономики. a. Этапы развития инженерной психологии и эргономики в Советском Союзе, России и за рубежом. 2. Специфика методов инженерной психологии как системной дисциплины. 3. Проблема распределения функций между человеком и машиной. 4. Основные принципы в организации работы оператора и пользователя. 5. Принцип активного оператора и его реализация в современных условиях. 6. Особенности психических процессов человека при работе в человеко-машинных системах. 7. Понятие оперативного мышления и его исследование в инженерной психологии. 8. Проблема принятия решений на разных уровнях и этапах деятельности. 9. Основные подходы к инженерно-психологическому проектированию. 10. Инженерно-психологические требования к средствам отображения информации. 11. Инженерно-психологические требования к средствам ввода информации. 12. Организация рабочего пространства и рабочей среды человека. 13. Понятие и процедура инженерно-психологической оценки. 14. Понятие ошибки оператора. 15. Классификация и способы профилактики ошибок. 16. Надежность человека в технической системе. 17. Самоконтроль и саморегуляция в профессиональной деятельности. 18. Специфика профессионального стресса. 19. Исследования и оценка информационного стресса. 20. Психологические проблемы человеко-компьютерных интерфейсов. 21. Психологические особенности их деятельности пользователей новых информационных технологий.? 22. Психологические проблемы использования Интернет. Примеры тестов для самоконтроля 1. Эргономика – это: а) наука об информационном взаимодействии человека и автоматизированной системы управления; б) правила учета человеческих факторов при проектировании программных средств; в) комплексная дисциплина, изучающая человека в конкретных условиях его деятельности в современном производстве; г) наука о закономерностях трудовой деятельности.
2. Множество сигналов, несущих оператору информацию об управляемом объекте и организованных в соответствии с определенной системой правил, это: а) образно-концептуальная модель; б) обратная связь; в) образ-цель; г) информационная модель.
3. Оптимальное расстояние от глаз человека до экрана монитора: а) 30 см; б) 70 см; в) 110 см; г) не имеет значения.
4. Признаками Интернет-зависимого поведения не являются: а) пренебрежение здоровьем, в частности, временем на сон, ради общения в Интернете; б) неспособность человека отвлечься от работы в Интернете; в) владение в совершенстве многими прикладными программами и правилами работы в Интернете; г) склонность забывать о деловых и личных планах во время работы в Интернете.
ЧАСТЬ III.МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
|