Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 3. Проблемы инженерно-психологического проектирования и оценки человеко-машинных систем.
Вопросы к семинарским занятиям: 1. В чем состояли различия в основных подходах к инженерно-психологическому проектированию? 2. Основные требования к средствам отображения информации. Примеры информационных моделей. 3. Проблема цвета в инженерно-психологическом обеспечении деятельности человека. 4. Инженерно-психологические требования к средствам ввода информации. Сравнение различных способов ввода информации в современных компьютерных системах. 5. Проблема организации рабочего пространства и рабочей среды человека. 6. Учет инженерно-психологических закономерностей в организации рекламы. Задания для самостоятельной работы: 1. Подготовьте протокол инженерно-психологической оценки одного из технических или программных средств по Вашему выбору. 2. Проведите анализ взаимного расположения устройств на любом рабочем месте. 3. Проведите анализ размещения рабочих мест в пространстве офиса. 4. Проведите анализ рекламной продукции с точки зрения учета инженерно-психологических требований. Методический материал Инженерно-психологическая оценка технических и программных средств [по 3] Инженерно-психологическая оценка заключается в количественном выражении соответствия значений показателей инженерно-психологического качества оцениваемого объекта разработанным инженерно-психологическим требованиям. Процедура инженерно-психологической оценки: 1. Ознакомиться c перечнем требований к показателям инженерно-психологического качества оцениваемых средств. 2. Сопоставляя требования c объектом оценки, отобрать инженерно-психологические показатели, соответствующие этим требованиям, и определить их рекомендованные значения. 3. Исследовать оцениваемые технические или программные средства c целью получения фактических значений выбранных показателей, которые могут быть установлены по конструкторской документации, техническому описанию, в результате прямых измерений, а также расчетов и должны быть зафиксированы экспертом. 4. Сопоставить фактические значения показателей c рекомендуемыми и выставить частные оценки «удовлетворяет», если 5. Рассчитать общую оценку (Оц) и ее стандартную погреш- где ∑ 1 —суммарное число случаев, когда имеет место соответствие фактических значений инженерно-психологических показателей качества технического устройства рекомендованным; ∑ 0 — суммарное число случаев, когда такого соответствия нет. Очевидно, что ∑ 1 + ∑ 0 — общее число используемых показателей. Поэтому общая оценка, которая изменяется в пределах от 0 до 1, имеет смысл эмпирической вероятности, а стандартная погрешность, рассчитываемая по формуле:
имеет смысл среднеквадратической погрешности оценки вероятности.
Результаты оценки вносятся в таблицу:
По результатам оценки формулируются рекомендации, в которых указываются мероприятия по улучшению инженерно-психологического качества оцениваемого объекта. Литература: 1. Лабораторный практикум по основам инженерной психологии. /Под ред. Душкова Б.А. - М., 1983. 2. Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, програмных средств и среды. – М.: Логос, 2001. 3. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. // Под ред. Крылова А.А. – Санкт-Петербург, 1997. 4. Справочник по инженерной психологии / Под ред. Ломова Б.Ф. - М., «Машиностроение», 1982. Дополнительная литература: 5. Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. – СПб, 2000. 6. Васильев М.Ф. Структура восприятия, пропорции в архитектуре, музыке, цвете. - М.: Изд-во РУДН, 2000. 7. Лебедев А.Н., Боковиков А.К. Экспериментальная психология в российской рекламе. – М., 1995. 8. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. – СПб: Питер, 2004. 9. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. – М.: ИНФРА-М, 2000. 10. Проблема цвета в психологии / Отв. ред. Н.Н.Корж, А.А.Митькин. – М.: Наука, 1993. 11. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек – цвет – пространство. Пер. с нем. – М.: Стройиздат, 1973. Семинары 4-5.
|