![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка к курсу. Департамент образования города МосквыСтр 1 из 16Следующая ⇒
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт психологии, социологии и социальных отношений Кафедра общей и практической психологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
направление 521000 " Психология" Степень (квалификация) — бакалавр психологии
Курс 4, семестр 8 Форма обучения - очная Москва Г. Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры общей и практической психологии (Протокол № 10, от 18 июня 2012 г.) На заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений (Протокол № 11, 21 июня 2012 г.) Учебно-методический комплекс рекомендован к печати Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ Автор-составитель: Доцент кафедры общей и практической психологии, Кандидат психологических наук, доцент С.Ю. Решетина Заведующий кафедрой: Доктор психологических наук, профессор Е.С.Романова © Инженерная психология и эргономика: Методическое пособие/ Автор-состав.: С.Ю.Решетина. – М.: МГПУ, 2006.
СОДЕРЖАНИЕ Стр.
Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ «ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ» Программа курса «Инженерная психология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования № 521000 по направлению «Психология», утвержденного в 10.03. 2000 г. Общее количество часов – 72. Курс инженерной психологии предназначен для студентов, обучающихся по направлению «Психология». Цель курса: ознакомить студентов с теорией и практикой решения прикладных задач в сфере взаимодействия человека с техническими системами. Задачи курса: рассмотреть основные категории инженерной психологии, теоретические подходы и принципы инженерно-психологических исследований; произвести анализ психологической структуры деятельности операторского типа; представить способы и приемы инженерно-психологической оценки технических и программных средств деятельности; определить перспективные проблемы и способы их решения в сфере взаимодействия человека с современными информационными технологиями. В современном мире практически любая профессиональная деятельность связана с использованием компьютеров, оргтехники и других технических средств, что предъявляет новые требования к индивидуально-психологическим качествам человека и к структуре его деятельности. Вопросы инженерной психологии могут возникать в процессе организации труда в офисе, на производстве, в особых условиях деятельности, а также при внедрении компьютерных технологий в обучение. Использование данных инженерной психологии способствует гуманизации труда и межличностных отношений. Задача курса – передать студентам знания, сформировать умения и навыки по выделению круга проблем, позволяющих оптимизировать процессы решения профессиональных задач в сложных человеко-машинных системах. В учебно-методическом комплексе по каждой теме имеются: краткое содержание темы, контрольные вопросы для подготовки к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам, задания для самостоятельной работы, список основной и дополнительной рекомендуемой литературы. В курсе наряду с традиционными проблемами инженерно-психологической оценки технических и программных средств деятельности человека, обеспечения безошибочной и безопасной работы в сложной человеко-машинной системе, рассматриваются вопросы стратегий мышления и принятия решений, индивидуально-личностных особенностей людей, работающих с новыми информационными технологиями, взаимодействия с компьютером детей и подростков. По окончании курса студент должен:
· знать основные понятия и принципы инженерной психологии; · уметь произвести анализ профессиональных задач и психологической структуры деятельности человека, работающего с технической системой; · уметь выделять факторы, влияющие на успешность и безошибочность деятельности, оценивать профессионально-важные индивидуально-личностные качества; · быть способным произвести инженерно-психологическую оценку внешних и внутренних средств деятельности; · быть компетентным при постановке и решении научно-исследовательских задач в сфере взаимодействия с современными информационными технологиями.
Методический материал для подготовки к семинарским занятиям содержится в Приложениях. Он включает: «Эргономическую контрольную карта» для выполнения практического задания по анализу профессиональных задач и выделению профессионально-важных качеств для конкретной деятельности операторского типа; методики для определения уровня технического интеллекта, оценки склонности к риску и степени утомления, которые могут быть полезны для анализа труда оператора в технической системе. Приводится «Словарь терминов по инженерной психологии и эргономике», необходимый для усвоения студентами-психологами новой отрасли знаний.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.
|