Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка к курсу. Департамент образования города Москвы






Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт психологии, социологии и социальных отношений

Кафедра общей и практической психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

 

ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

 

направление 521000 " Психология"

Степень (квалификация) — бакалавр психологии

 

Курс 4, семестр 8

Форма обучения - очная

Москва

Г.


Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры общей и практической психологии

(Протокол № 10, от 18 июня 2012 г.)

На заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений

(Протокол № 11, 21 июня 2012 г.)

Учебно-методический комплекс рекомендован к печати

Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ

Автор-составитель:

Доцент кафедры общей и практической психологии,

Кандидат психологических наук, доцент С.Ю. Решетина

Заведующий кафедрой:

Доктор психологических наук, профессор Е.С.Романова

© Инженерная психология и эргономика: Методическое пособие/ Автор-состав.: С.Ю.Решетина. – М.: МГПУ, 2006.

 


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Часть I. Программа учебной дисциплины.  
Пояснительная записка.  
Содержание дисциплины.  
Литература.  
Часть II. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины.  
Тематический план курса.  
Лекции.  
Тематика семинарских занятий.  
Примерная тематика рефератов, докладов, контрольных работ.  
Примерный перечень вопросов к зачёту по курсу.  
Примеры тестов для самоконтроля.  
Часть III. Методические материалы для самостоятельной работы студентов.  
Приложение 1.Тест «Шкалы».  
Приложение 2.Исследование пространственного воображения.  
Приложение 3.Классификация стратегий решения.  
Приложение 4.Диагностика уровня личностной готовности к риску.  
Приложение 5. Опросник «Степень хронического утомления»  
Приложение 6. Эргономическая контрольная карта.  
Приложение 7. Словарь эргономических терминов.  

Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

«ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Программа курса «Инженерная психология» соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования № 521000 по направлению «Психология», утвержденного в 10.03. 2000 г. Общее количество часов – 72.

Курс инженерной психологии предназначен для студентов, обучающихся по направлению «Психология».

Цель курса: ознакомить студентов с теорией и практикой решения прикладных задач в сфере взаимодействия человека с техническими системами.

Задачи курса: рассмотреть основные категории инженерной психологии, теоретические подходы и принципы инженерно-психологических исследований; произвести анализ психологической структуры деятельности операторского типа; представить способы и приемы инженерно-психологической оценки технических и программных средств деятельности; определить перспективные проблемы и способы их решения в сфере взаимодействия человека с современными информационными технологиями.

В современном мире практически любая профессиональная деятельность связана с использованием компьютеров, оргтехники и других технических средств, что предъявляет новые требования к индивидуально-психологическим качествам человека и к структуре его деятельности. Вопросы инженерной психологии могут возникать в процессе организации труда в офисе, на производстве, в особых условиях деятельности, а также при внедрении компьютерных технологий в обучение. Использование данных инженерной психологии способствует гуманизации труда и межличностных отношений. Задача курса – передать студентам знания, сформировать умения и навыки по выделению круга проблем, позволяющих оптимизировать процессы решения профессиональных задач в сложных человеко-машинных системах.

В учебно-методическом комплексе по каждой теме имеются: краткое содержание темы, контрольные вопросы для подготовки к семинарским занятиям, зачетам и экзаменам, задания для самостоятельной работы, список основной и дополнительной рекомендуемой литературы.

В курсе наряду с традиционными проблемами инженерно-психологической оценки технических и программных средств деятельности человека, обеспечения безошибочной и безопасной работы в сложной человеко-машинной системе, рассматриваются вопросы стратегий мышления и принятия решений, индивидуально-личностных особенностей людей, работающих с новыми информационными технологиями, взаимодействия с компьютером детей и подростков.

По окончании курса студент должен:

 

· знать основные понятия и принципы инженерной психологии;

· уметь произвести анализ профессиональных задач и психологической структуры деятельности человека, работающего с технической системой;

· уметь выделять факторы, влияющие на успешность и безошибочность деятельности, оценивать профессионально-важные индивидуально-личностные качества;

· быть способным произвести инженерно-психологическую оценку внешних и внутренних средств деятельности;

· быть компетентным при постановке и решении научно-исследовательских задач в сфере взаимодействия с современными информационными технологиями.

 

Методический материал для подготовки к семинарским занятиям содержится в Приложениях. Он включает: «Эргономическую контрольную карта» для выполнения практического задания по анализу профессиональных задач и выделению профессионально-важных качеств для конкретной деятельности операторского типа; методики для определения уровня технического интеллекта, оценки склонности к риску и степени утомления, которые могут быть полезны для анализа труда оператора в технической системе. Приводится «Словарь терминов по инженерной психологии и эргономике», необходимый для усвоения студентами-психологами новой отрасли знаний.

 

 

Вид учебной работы Количество часов № семестра
1. Аудиторные занятия:    
  Лекции    
  Практические занятия    
2. Самостоятельная работа    
  Всего часов на дисциплину    
  Виды итогового контроля зачет  

 


 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал