Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Активная и пассивная безопасность дороги
Плавность хода и минимальные затраты мощности на сопротивление качению автомобиля, особенно при движении с высокими скоростями, достигаются на идеально ровной и гладкой дороге. Сила удара колес о неровности дороги возрастает пропорционально квадрату скорости. Поэтому, например, при движении со скоростью 50 км/ч отдельные неровности высотой до 10 мм практически не сказываются на плавности хода автомобиля, при скорости же 90 км/ч они вызывают ощутимое подбрасывание колес. Конечно, покрытие дороги не может быть идеальным, оно всегда имеет неровности. Но с точки зрения водителей эти неровности должны быть такими, чтобы толчки от них полностью поглощались благодаря деформации шин. С другой стороны, идеально гладкое покрытие — серьезный недостаток дороги, так как при этом резко снижается коэффициент сцепления колес с дорогой. Поэтому покрытие автомобильных дорог должно иметь шероховатость с выступами и углублениями в 3...5 мм. С такой шероховатостью покрытия дорога зрительно воспринимается как совершенно ровная, и ее можно считать в наибольшей степени отвечающей требованиям безопасности и достаточно высокой комфортабельности движения. Дорожное покрытие приобретает иногда излишнюю гладкость вследствие износа. В результате длительной эксплуатации шероховатости срезаются трением шин о поверхность дороги, и коэффициент сцепления шин с дорогой на таком покрытии резко уменьшается. Для восстановления прежнего качества покрытие посыпают мелкораздробленным каменным материалом — клинцем, поливают гудроном и слегка укатывают дорожными катками. Следует учитывать, что сразу же после такого восстановительного ремонта покрытие доставляет немало неприятностей: плохо укатанный клинец вырывается из-под колес и часто наносит удары по лобовым стеклам и фарам обгоняемых и встречных автомобилей. Поэтому, на подобных участках необходимо уменьшать скорость, выдерживать большую безопасную дистанцию и воздерживаться от обгона. После же достаточной укатки клинца такая поверхность покрытия обеспечивает наилучшее сцепление колес с дорогой. Снижение коэффициента сцепления ведет к опасному скольжению на дорогах с новым покрытием из-за выделения масляной пленки из асфальта. Участки с изношенным и отремонтированным покрытием меняются довольно часто, и водитель должен постоянно наблюдать за изменением дороги. Отличить их издали нетрудно по цвету: более темные отремонтированные участки летом хорошо выделяются на общем фоне, а старые гладкие участки выглядят более светлыми и дают при ярком солнечном освещении резкие отблески. И так под активной безопасностью дороги следует понимать способность дороги с ее геометрическими элементами, покрытия проезжей части ее и других характеристик, обеспечивать движение автомобиля. Дорога должна быть легко «читаема» водителями, как в обычных условиях, так и в условиях движения плотными транспортными потоками. К активной безопасности дороги относятся: 1. Соответствие величины продольного уклона скоростям и тяговым качествам подвижного состава. 2. Соответствие геометрических элементов кривых расчетным скоростям движения и габаритам подвижного состава. 3. Надежное стабилизирование задаваемого самой дорогой направления движения автомобиля (сочетание кривизны и поперечного уклона). 4. Обеспечение надежности силового замыкания в зоне контакта шины с дорогой для уверенного управления при маневре в плане или по ходу (вне зависимости от влажности покрытия)[4]. 5. Надежное дорожное покрытие на обочинах, обеспечивающее безопасный заезд на него колес автомобиля, при необходимости свершения такого маневра. 6. Отсутствие конфликтных зон на дорогах в местах их пересечения и примыкания, растянутых конфликтных зон в местах слияния потоков движения и т.д. 7. Отсутствие механических или аэродинамических возмущений, при которых автомобиль самостоятельно резко меняет направление движения (неровности, косой поперечный уклон – «винт», аэродинамическое притягивание у опор путепроводов и т.п. 8. Применение принципов ландшафтного проектирования, способствующих лучшему восприятию дороги водителем и минимальной утомляемости водителя.
|