Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука - это сфера человеческой деятельности, ориентированная на выработку, теоретическую систематизацию и осмысление знаний о действительности.






Наука базируется на 3 основаниях:

1. Идеалах и нормах исследования, к которым относятся: (а) познавательные установки, регулирующие процесс отражения объекта в различных формах научного знания (например, идеалы и нормы описания, объяснения, доказательства); (б) социальные нормативы, управляющие процессом коммуникации исследователей, отношениями научных сообществ друг с другом и с обществом в целом.

2. Научной картине мира, обеспечивающей систематизацию знаний в рамках соответствующей науки.

3. Философских основаниях науки, включающих в себя (а) методологический инструментарий; (б) интегративные междисциплинарные связи; (в) общую ориентацию научных исследований.

Наука является объектом пристального изучения философов всего мира. Главное отличие между российскими и западными школами философии науки состоит в том, что российские философы рассматривают науку, главным образом, как мировоззрение, а западные - как процесс исследования.

В философии науки наибольшую известность получили следующие концепции развития научного знания:

Теория роста научного знания К.Поппера.

Ее основу составляет принцип фальсификации, подразумевающий возможность опровержения любого научного утверждения (если такая принципиальная возможность отсутствует, то подобное утверждение не имеет отношения к науке). Поппер отрицает познавательную значимость индукции в формировании теоретического знания, согласно его концепции научное знание носит лишь гипотетический, правдоподобный характер; рост научного знания происходит путем выдвижения и опровержения гипотез, в результате, чего решаются научные проблемы.

Теория парадигм Т.Куна.

Центральным понятием этой теории выступает понятие “парадигма”, определяемое Куном как признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и способов их решения научному сообществу. Кун рассматривает развитие науки в виде непрерывной последовательности периодов господства различных парадигм. Он считает, что не существует фактов, независимых от парадигмы, не факты определяют развитие теории, а, наоборот, теория служит фундаментом конструирования фактов.

Теория научно-исследовательских программ Л.Лaкатоса.

Рост (развитой) науки рассматривается как смена непрерывно связанных теорий. Эта непрерывность обеспечивается нормативными правилами исследовательских программ, определяющих наиболее перспективные пути исследования (“положительная эвристика”) и неперспективные пути, которых следует избегать (“негативная эвристика”). Помимо положительной и негативной эвристики в структуру исследовательской программы входят: “жесткое ядро” (содержащее условно неопровергаемые фундаментальные допущения программы) и “защитный пояс”, состоящий из вспомогательных гипотез и обеспечивающий сохранность “жесткого ядра” от опровержений. Защитный пояс может частично изменяться при столкновении с информацией, направленной против данной исследовательской программы. В своем развитии исследовательские программы проходят две стадии - прогрессивную и вырождающуюся.

Теория познавательного анархизма П.Фейерабенда.

Исходными положениями этой теории являются: 1) отрицание любых жестких регламентаций и ограничений научной деятельности; 2) отрицание различия между рациональным и иррациональным; 3) отрицание возможности разделения теорий на научные и ненаучные. Научное познание должно базироваться на 2 принципах: принципе “всё дозволено” и принципе пролиферации, под которым понимается изобретение и разработка теорий, несовместимых с устоявшимися взглядами, даже если последние хорошо подтверждены и повсеместно приняты. Необходимость пролиферации вызвана потребностью проверки и критики наших привычных теорий. Наука должна постоянно формулировать новые идеи, несмотря на то, что в старой теории пока не обнаружено недостатка. В соответствии с этим, сама наука рассматривается как разновидность игры, как один из способов саморазвития личности ученого.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал