Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наука - это сфера человеческой деятельности, ориентированная на выработку, теоретическую систематизацию и осмысление знаний о действительности.
Наука базируется на 3 основаниях: 1. Идеалах и нормах исследования, к которым относятся: (а) познавательные установки, регулирующие процесс отражения объекта в различных формах научного знания (например, идеалы и нормы описания, объяснения, доказательства); (б) социальные нормативы, управляющие процессом коммуникации исследователей, отношениями научных сообществ друг с другом и с обществом в целом. 2. Научной картине мира, обеспечивающей систематизацию знаний в рамках соответствующей науки. 3. Философских основаниях науки, включающих в себя (а) методологический инструментарий; (б) интегративные междисциплинарные связи; (в) общую ориентацию научных исследований. Наука является объектом пристального изучения философов всего мира. Главное отличие между российскими и западными школами философии науки состоит в том, что российские философы рассматривают науку, главным образом, как мировоззрение, а западные - как процесс исследования. В философии науки наибольшую известность получили следующие концепции развития научного знания: Теория роста научного знания К.Поппера. Ее основу составляет принцип фальсификации, подразумевающий возможность опровержения любого научного утверждения (если такая принципиальная возможность отсутствует, то подобное утверждение не имеет отношения к науке). Поппер отрицает познавательную значимость индукции в формировании теоретического знания, согласно его концепции научное знание носит лишь гипотетический, правдоподобный характер; рост научного знания происходит путем выдвижения и опровержения гипотез, в результате, чего решаются научные проблемы. Теория парадигм Т.Куна. Центральным понятием этой теории выступает понятие “парадигма”, определяемое Куном как признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и способов их решения научному сообществу. Кун рассматривает развитие науки в виде непрерывной последовательности периодов господства различных парадигм. Он считает, что не существует фактов, независимых от парадигмы, не факты определяют развитие теории, а, наоборот, теория служит фундаментом конструирования фактов. Теория научно-исследовательских программ Л.Лaкатоса. Рост (развитой) науки рассматривается как смена непрерывно связанных теорий. Эта непрерывность обеспечивается нормативными правилами исследовательских программ, определяющих наиболее перспективные пути исследования (“положительная эвристика”) и неперспективные пути, которых следует избегать (“негативная эвристика”). Помимо положительной и негативной эвристики в структуру исследовательской программы входят: “жесткое ядро” (содержащее условно неопровергаемые фундаментальные допущения программы) и “защитный пояс”, состоящий из вспомогательных гипотез и обеспечивающий сохранность “жесткого ядра” от опровержений. Защитный пояс может частично изменяться при столкновении с информацией, направленной против данной исследовательской программы. В своем развитии исследовательские программы проходят две стадии - прогрессивную и вырождающуюся. Теория познавательного анархизма П.Фейерабенда. Исходными положениями этой теории являются: 1) отрицание любых жестких регламентаций и ограничений научной деятельности; 2) отрицание различия между рациональным и иррациональным; 3) отрицание возможности разделения теорий на научные и ненаучные. Научное познание должно базироваться на 2 принципах: принципе “всё дозволено” и принципе пролиферации, под которым понимается изобретение и разработка теорий, несовместимых с устоявшимися взглядами, даже если последние хорошо подтверждены и повсеместно приняты. Необходимость пролиферации вызвана потребностью проверки и критики наших привычных теорий. Наука должна постоянно формулировать новые идеи, несмотря на то, что в старой теории пока не обнаружено недостатка. В соответствии с этим, сама наука рассматривается как разновидность игры, как один из способов саморазвития личности ученого.
|