Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Влияние профессий на классовые культуры.
Профессии (occupations) для людей – это способ оставаться живыми. Отсюда их фундаментальная важность. Профессии формируют различия между людьми; и дело не только в том, что работа имеет существенное значение с точки зрения выживания, но и в том, что в этой необходимой сфере жизни людей складываются их разные отношения друг с другом. Профессии, далее, – основной базис классовых культур; а эти культуры, в свою очередь, наряду с материальными ресурсами внутреннего взаимодействия, являются механизмами, организующими классы в виде сообществ, то есть, в качестве своего рода статусных групп... Сложность некоторой системы классовых культур зависит от того количества переменных, которые мы можем обнаружить в соответствующих профессиях. В порядке убывания по степени важности это, во-первых, отношения господства, во-вторых, позиция в сети взаимодействий и, в-третьих, некоторые дополнительные переменные, включая физический характер работы и производимый размер богатства. Отношения господства. Не подлежит сомнению тот факт, что наиболее существенное различие между рабочими ситуациями – это включенные в них властные отношения (то, как люди отдают или исполняют приказы). В мире работы группы профессий – это, по сути дела, классы, отличающиеся друг от друга объемом власти. Утверждая это, я принимаю модификацию марксистской теории, предложенную Ральфом Дарендорфом. Маркс рассматривал собственность как властные отношения par excellence. Граница между обладателями собственность и не имеющими ее обозначает решающий разрыв в классовой структуре; а изменения различных видов собственности – рабы, земля, промышленный капитал – определяют различия исторических эпох. Но, несмотря на то, что классовые различия, основанные на собственности, в определенные периоды истории на самом деле могут быть наиболее острыми, двадцатый век показал, что и иные типы власти могут быть не менее важны... Макс Вебер определял власть как способность обеспечить согласие в противовес чьему-либо желанию поступать иначе. Это не единственное определение понятия «власть», но оно наиболее эффективно в том случае, если мы ищем способы объяснения взглядов, мировоззрения людей (people’s outlooks). Существует власть, подобная власти строителя над неодушевленными предметами; или власть, подобная власти ученого над идеями и словами; или власть того, кто планирует и влияет на будущие события. Но поскольку взаимодействие людей является обозримой частью «социальной причинности» в целом, постольку социальная власть, непосредственно воздействующая на чье-либо поведение, состоит в том, что один человек отдает приказы или распоряжения другому. Эта власть влияет на поведение и того, кто отдает приказы, ибо он/она берет на себя некую ответственность, он мыслит определенным образом, и речь его должна состоять из особых конструкций. Власть влияет и на поведение тех, к кому обращено приказание, даже если они не способны воспринять то, что им приказано, и, тем более, выполнить его. Но они принимают, как минимум, одну вещь – они смиряются со своей позицией перед лицом того, кто отдает им приказы; они принимают по отношению к этому человеку подчиненное положение, хотя бы на этот самый момент. Одно животное у ног другого – вот архетипичная ситуация организационной жизни и формирования классов и культур. Ситуации, в которых осуществляется властное воздействие, являются ключевыми в профессиональной жизни. Эти ситуации влияют на всех, поскольку никто не может избежать профессиональной деятельности. На этом основании выделяются три главных класса: те, кто принимает приказы нескольких людей или вообще не принимает ничьи, но отдает приказы многим; те, кто подчинен некоторым людям, но может командовать другими; и те, кто лишь подчиняется приказам. Вполне понятный континуум от высшего к среднему и к рабочему классам соотносится с этим измерением...
|