Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Догматическая часть социальной философии. 1839
[ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА SOCIOLOGIE] Сорок седьмая лекция. Краткая оценка основных философских попыток создать социальную науку. «…» Depuis Montesquieu, le seul pas important qu’ait fait jusqu’ici la conception fondamentale de la sociologie /1/est dû à l’illustre et malheureux Condorcet, dans son mé morable ouvrage sur l’Esquisse d’un tableau historique des progrè s de l’esprit humain, au sujet duquel une juste appré ciation exige toutefois qu’on oublie point la haute participation de son cé lè bre ami, le sage Turgot, dont les pré cieux aperç us primitifs sur la thé orie gé né rale de la perfectibilité humaine avaient sans doute utilement pré paré la pensé e de Condorcet.
/1/ Je crois devoir hasarder dè s à pré sent ce terme nouveau, exactement é quivalent à mon expression dé jà introduite, de physique sociale, afin de pouvoir dé signer par un nom unique cette partie complé mentaire de la philosophie naturelle qui se rapporte à l’é tude positive de l’ensemble des lois fondamentales propres aux phé nomè nes sociaux. La né cessité d’une telle dé signation, pour correspondre à la destination spé ciale de ce volume, fera, j’espè re, excuser ici ce dernier exercice d’un droit lé gitime, dont je crois avoir toujours usé avec toute la circonspection convenable, et sans cesser d’é prouver une profonde ré pugnance pour toute habitude de né ologisme systé matique. «…» После Монтескье единственным значимым шагом, который до сегодняшнего дня был сделан на пути к фундаментальной концепции социологии (sociologie) /1/, мы обязаны известному и несчастному Кондорсе и его замечательному произведению «Очерки исторической картины прогресса человеческого разума». Справедливости ради, не следует забывать важное участие его знаменитого друга и мудреца Тюрго, ценные и простые суждения которого по общей теории совершенствования, вне всякого сомнения, оказались полезными в подготовке мысли Кондорсе. /p. 200-201/. /1/ Я считаю своим долгом отныне пойти на риск с этим новым термином, полностью эквивалентным ранее введенному мною выражению социальная физика, чтобы иметь возможность обозначать через одно имя существительное эту дополнительную часть натуральной философии, которая положительно изучает совокупность основных законов, относящихся к социальным явлениям. Такое переименование соответствует особому назначению этого тома, что оправдывает, как я надеюсь, в полной мере этот прием, которым я всегда пользовался с необходимой осторожностью, не переставая испытывать при этом глубокую неприязнь к любой систематической привычке к неологизмам /р. 201/. Сорок восьмая лекция. Основные свойства положительного метода при рациональном изучении социальных явлений «…» В социологии, как, впрочем, и вне ее, позитивный метод будет пользоваться успехом только в силу рационального применения его главных способов, по мере постепенного их осуществления. Таким образом, речь не идет о написании предварительного логического трактата о методе в социальной физике. Тем не менее, с другой стороны, прежде чем подвергнуть социологическую науку прямому испытанию, представляется необходимым тщательно охарактеризовать ее подлинный общий дух и совокупность относящихся к ней фундаментальных средств. Точно так же мы поступали в трех предыдущих томах по отношению к различным предшествующим наукам. Крайнее несовершенство рассматриваемой науки должно с еще большей строгостью накладывать это обязательство. Хотя подобные соображения должны по своей природе, вне всякого сомнения, иметь отношение непосредственно к самой науке, рассматриваемой в ее наиболее важных концепциях, тем не менее, их можно более целенаправленно соотнести с простым методом, так как они особо предназначены для направления нашего разума на успешное изучение этого трудного предмета, что в достаточной мере оправдывает название данной лекции. /p. 230-231/ «…» Похоже, привычную тенденцию постоянно подчинять научные концепции фактам… следует ввести, наконец, в систему социальных исследований, где туманные и плохо прописанные наблюдения не создают достаточной основы для по-настоящему научных рассуждений и обычно сами предстают изменяющимися по воле воображения, стимулируемого крайне подвижными страстями. /р. 235/ «…» Это предварительное изложение достаточно охарактеризовало фундаментальный дух, свойственный статической социологии. Теперь, когда мы предварительно определили в целом подлинный дух новой политической философии, нам остается также рассмотреть непосредственно, хотя и в самым общих чертах, философскую концепцию, которая должна руководить нами при динамическом изучении человеческих обществ, что составляет главную цель нашей работы... Впрочем, следует отметить в дополнение, что спонтанное преобладание динамической социологии на всем продолжении этого тома дает нам в настоящий момент право сократить, насколько это возможно, общую оценку, несовершенство которой и иные недочеты, можно постепенно компенсировать последующими лекциями. Как я только что объяснил, статическое видение социального организма должно, в силу природы предмета, составлять первейшую рациональную базу всей социологии. Тем не менее, необходимо признать, что социальная динамика не только образует в ней наиболее и непосредственно интересную часть, особенно в наши дни, но и с чисто научной точки зрения, она одна придает, в конечном счете, этой новой науке в целом ее наиболее четкий философский характер, непосредственно выводя на первое место понятие, которое в наибольшей степени отличает, собственно говоря, социологию от простой биологии, т.е. основополагающую идею непрерывного прогресса, или, скорее, постепенного развития человечества «...» /р. 289-290/ В социологии, как и в биологии, научное исследование использует на конкурирующих началах три основных метода, которые я, начиная со второго тома этого Трактата, выделяю в обобщенном искусстве наблюдения: чистое наблюдение, собственно эксперимент и, наконец, сравнительный метод, существенно адаптируемый к разным исследованиям живых тел. Таким образом, здесь идет речь об общей оценке относительной значимости и характера этих трех последовательных способов действия в отношении природы и о предназначении новой науки, определение которой мы дали ранее. /р. 329/
Игорь Семенович Кон (р. в 1928 г.) - известный российский социолог, доктор философских наук (1959), профессор (1963), академик Российской академии образования (1989), член Международной академии сексологических исследований (1979), почетный профессор Корнелльского университета (США), доктор honoris causa университета Серрей (Великобритания, 1992). Окончил исторический факультет Ленинградского педагогического института им А.И.Герцена (1947), защитил две кандидатские диссертации - по новой истории и по истории философии (1950). Работал на философском факультете Ленинградского Университета в ЛГУ (1956-1967), затем - в системе Академии наук: в Институте философии (1967-68), Институте конкретных социальных исследований (1968-1972), Институте общественных наук (1972-1974), Институте этнологии и антропологии (с 1974). Докторская диссертация И.С.Кона была посвящена теме " Философский идеализм и кризис буржуазной исторической мысли". Автор одной из первых социологических монографий, вышедших в шестидесятые годы, - " Позитивизм в социологии" (1964). Параллельно он активно изучал социологические и психологические проблемы личности. На основе курса лекций в ЛГУ опубликовал наиболее известную работу того периода - " Социология личности" (1967). В годы работы в Ленинградском университете И.С.Кон содействовал созданию лаборатории социологических исследований. Работая в ИКСИ АН СССР, руководил сначала сектором социологии личности, а затем – отделом и проектом по истории социологии. По его инициативе, на Конгрессе Международной социологической ассоциации в Варне (1970) был создан Исследовательский комитет по истории социологии. Под редакцией И.С.Кона подготовлена книга «История буржуазной социологии XIX – начала ХХ века» (1979). После разгрома «Пражской весны» (1968), он пошел по пути психологизации изучаемых проблем личности и подготовил книги «Открытие «Я» (1978) и «В поисках себя» (1984). Затем обратился к исследованию специальных проблем молодежи, дружбы, взаимоотношений между полами (сексология). Результаты получили отражение в публикациях: «Дружба: этико-психологический очерк (1978, 1979, 1980, 1987, 1989), «Введение в сексологию» (1985, 1988, 1989) и др. Автор сайта < https://www.neuro.net.ru/sexology/about.html>. И.С.Кон - автор свыше 40 книг и трехсот статей, многие из которых переведены на иностранные языки. Ниже приведена, с сокращениями, статья И.С.Кона по актуальным проблемам сексуальной культуры.
|