Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Из выступлений депутатов при обсуждении действующих законов и проектов прав сословий






Депутата Рыбной слободы (г. Рыбинск) А. Попова. 2 октября 1767 г. Какие великие труды соизволил подъять и перенести обновитель России... Петр Великий тому весь свет может быть беспристрастным свидетелем. Между многими его трудами было также и старание привести в цветущее состояние русское дворянство и коммерцию. Дабы показать свету дворянство просвещенным и полезным отечеству, он оказывал ему отличные знаки своей милости, повелел обучать благородное юношество разным наукам, посылал их в европейские государства, учреждал в России училища и для того призвал из Европы искусных учителей, определил им большое жалованье.

Для приведения в цветущее состояние коммерции и русского купечества он также прилагал отеческое попечение. В бытность свою в европейских государствах он, проницательным своим взглядом, лично рассматривал у тех народов, которые наиболее усовершенствовали свою торговлю, введенный в ней порядок, дабы оному научить своих подданных. Он сам договаривался с голландскими и английскими банкирами, чтобы завести с ними сношения. Вследствие этого, вскоре по возвращении его в Россию, в ней открылись новые порты, проведены полезные для торговли каналы, при огромном на сие иждивении. Он посылал купеческих детей в чужии краи для обучения коммерции: приказывал купцам устраивать фабрики и заводы и для учреждения оных повелевал выдавать из казны деньги или же снабжал выгодными привилегиями. Всех же вообще оградил мудрыми законами, и купечество поручил ведать судом и расправою выбранным из купечества же людям. Торгующим крестьянам повелел записываться в купечество, а незаписавшимся в оное запретил как торговать, так и вступать в откупа и в подряды, как это явно свидетельствуют регламенты, инструкции и указы, данные Главному магистрату, Коммерц-коллегии и Мануфактур- и Берг-коллегии. Все сие премудрый монарх делал с тем намерением, чтобы русское купечество, собрав яко рассыпанную храмину, не только сравнить, но и возвысить над европейскими купцами, зная достоверно, как нужна коммерция государству, что и видим на самом деле в европейских державах. Но к крайнему несчастию для купечества, с кончиною е. в., оно не могло согласно с его намерением, достигнуть до желаемого им состояния.

Российское дворянство приняло уже положение, которого лучше нельзя и желать. Оно пожаловано вольностию, пользуется многими другими преимуществами, владеет деревнями. Для обучения их детей заведены на счет казны разные училища, на что русское купечество смотрит с особенною радостию. Поэтому и купечество, полагая свою надежду на высочайшие е. и. в. щедроты, уповало, что оно не только сохранит пожалованные ему государем Петром Великим права, собственным его тщанием учрежденные, но что и при сочиняемом проекте Нового уложения, по неусыпным о своих подданных матернем попечением е. и. в., оно не останется без милостивого ее призрения и получит способы к поправлению бедного своего состояния, а чрез то избавится от стыда перед счастливыми европейскими купцами.

Но вместо ожидаемого поправления, мы с крайним прискорбием усматриваем из поданных в Коммисию многими гг. депутатами мнений, что русскому купечеству готовится большое отягощение, как будто оно вовсе ненужно для государства. Вместо того, чтобы в силу указов имп. Петра Великого утвердить за купечеством их права и вольности, а другим всякого звания людям строжайше запретить вести торговлю, чрез что натурально купечество могло бы достичь большего благосостояния, помянутые гг. депутаты напротив того предлагают, ко вреду купечества, чтобы как благородному дворянству, так и крестьянам предоставлено было пользоваться купеческим правом наряду с купцами. Эти гг. депутаты домогаются, чтобы купцам запрещено было иметь всякие фабрики и минеральные заводы, которые устроены и размножены собственным их старанием и на свои капиталы. В основание такого распоряжения они ставят, что будто содержание купцами фабрик и заводов не приносит пользы обществу, и что гораздо полезнее будет, ежели владение оными будет предоставлено отставным и живущим в деревнях дворянам, которые умеют содержать их в исправности. К этому они еще предлагают, чтобы крестьяне, привозящие в города свои произведения, имели право продавать их в розницу. Итак, если все это будет утверждено, то купечество неминуемо придет в разорение, а с этим и коммерция может придти в совершенный упадок. Ибо хотя ныне крестьянам и разночинцам и запрещено по закону торговать, но несмотря на это купцы терпят от них много обиды и помешательства. Что же будет тогда, когда законом всякому дозволено будет торговать? Вследствие сего я, нижайший, выбранный депутатом от купечества Рыбной слободы, по должности своей и по моему званию, представляю на благоусмотрение почтенного собрания Коммисии мое мнение.

1. Существующие фабрики и горные заводы, на основании постановлений имп. Петра Великого, подтвержденных высочайшими указами его преемников, предоставить купечеству с правом устраивать оные и на будущее время, ибо заводы сии и фабрики первоначально были заведены и размножены купцами с большою пользою для государства. Не запрещать им покупать крестьян к заводам и фабрикам для исправления потребных работ, но без излишества, а по числу имеющихся на них станов и печей. Также дозволить купцам покупать земли, сколько нужно, под фабрики, заводы и под поселение рабочих при них людей. Тем купцам, которые уже имеют фабрики и заводы и при оных крестьян, оставить их за ними и за их потомками, по силе тех же узаконений, по которым те купцы ими владеют, ибо они завели свои фабрики и заводы и их размножили по воле монаршей на собственные свои капиталы и своим старанием. Всем фабрикантам и заводчикам быть ведомым судом и расправою в магистратах и ратушах, кроме дел, касающихся до фабрик и заводов, и всякие гражданские тягости нести, подати платить и службу отправлять во всем наравне с купечеством.

2. Сверх того позволить купечеству держать винокуренные заводы по силе указа имп. Петра Великого 1716 г. От сего может последовать немалая польза казне е. и. в., ибо подряд вина будет гораздо дешевле нынешнего и поставка его исправнее; купечество же чрез это может поправиться.

3. Дозволить купечеству в городах по месту жительства каждого, иметь лавки, анбары, погреба, постоялые дворы, харчевни, дома, сады, огороды и домовые бани без платежа с них поземельных и других оброков...

5. Дворянству не дозволять торговать и ни у кого ни под каким предлогом покупать купеческое право, ибо благородное дворянство имеет свое собственное право, заключающее в себе большие преимущества, и несет на себе драгоценное имя дворянина. Поэтому входить в такие коммерческие занятия, как например, фабричные, заводские и разные торговые промыслы, дворянам, по их званию, не свойственно. Им следует предоставить продажу только того, что производится в их вотчинах по их хозяйству, не дозволяя ничего скупать у других. Если же кто из них вступит в непристойный их благородному происхождению торговый промысел, то есть станет перекупать и торговать, и это будет доказано, то все перекупное конфисковать в казну е. и. в.... Теперь в России многие земледельцы, вместо того чтобы оставаться при своем жребии и умножать хлебопашество, от чего, как выше сказано, произойдет польза всему обществу и прибыль казне, покидают вовсе земледелие и вступают в торговые дела... От сего происходит тот вред, что земледельцы, оставшиеся в деревнях, где записаны по переписи помянутые торговцы, платят за них подушные и оброчные деньги, и чрез то приходят в бедность. Для устранения такого неблагоприятного положения, не будет ли признано нужным повелеть земледельцам, для пользы всего государства, заниматься единственно хлебопашеством, а ни в какую торговлю, по силе приведенных выше узаконений, не вступать; и поэтому при сочинении проекта Нового уложения сделать постановление о строжайшем запрещении крестьянам и разночинцам вступать в торговый промысел, с тем, что ежели кто из них будет в оном изобличен, то все товары такового конфисковать...

6. Те из крестьян и разночинцев, которые пожелают пользоваться купеческим правом, должны записываться в купечество вечно, а не временно, и во всем быть с купцами наряду, как сие повелено указом 1723 г. и регламентом Главного магистрата.

7. Купцам своего права никому, ни за что и ни под каким видом не передавать, также и кредитов крестьянам и разночинцам отнюдь не давать, в лавки сидельцами их не сажать и в отпуски с товарами не посылать, кроме тех, которые будут наниматься под извоз товаров...

10. Всяких ремесленников дозволить записывать в цехи вечно и временно, с платежем купечеству; для чего и установить таксу, и во всем быть им подсудным магистратам и ратушам, только служб не служить, а полицейские должности нести наряду с купечеством. Помещикам же их в то время, когда они будут записаны в цехах, не иметь над ними воли без дозволения магистратов и ратуш, где они будут записаны. «С этим мнением согласились» депутаты от 66 городов и 3 депутата от однодворцев и пахотных солдат.

Депутата г. Серпейска Р. Глинкова. 12 октября 1767 г....Находящиеся внутри России фабрики и мануфактуры приносят пользу обществу и должны быть отнесены к торговле. Когда купец строит фабрику, то все окрестные крестьяне от нее довольствуются. Они с позволения своих владельцев продают лес, лубья, тес и тому подобное; нанимаются строить всякое строение, получая за то большую плату, и тут же продают родившиеся у них произведения. Чрез это они делаются исправными в платеже государственных податей и господских оброков. Когда же фабрика выстроится, то крестьянам приносится еще большая выгода: они нанимаются для привоза из нее из дальних мест всякого рода материалов, также и производство фабрики развозят для продажи по разным местам. Другие фабрики строятся помещиками, которые для сего употребляют своих крестьян. Они начинают с того, что назначивают с каждого двора привести потребное количество леса, лубья, дору и тесу; поэтому всякий крестьянин, оставя хлебопашество, должен с плачем ехать и поставить то, что с него назначено. После того их принуждают строить безденежно и на своем хлебе. По постройке такой фабрики их же заставляют работать на ней, тоже безденежно... По мнению моему к фабрикам непременно надлежит, на основании прежних законов, определить указное число крепостных людей, потому что мастера должны быть крепостные, и в случае смерти которого либо из них надлежит заблаговременно иметь на его место другого; ибо когда я обучу чужого и открою ему секрет, то он может отойти к другому или требовать такой необычной платы, какой фабрика и принять на свой счет не может...

Не соблаговолено ли будет фабрикантам и купечеству первой гильдии пожаловать шпаги и преимущество против прочих купцов, ибо первые, сверх обыкновенного своего платежа, платят еще за бедных и неимущих от 10 до 50 душ и более; также при портах они ведут торг с иностранными купцами для пользы государственной и своего прибытка...

Депутата ярославского дворянства князя М. М. Щербатова. 12 октября 1767 г. 1....Во многих статьях, данного нам от е. и. в. Наказа весьма ясно изображено, как полезно разделение разных родов людей, живущих в государстве. Каждый из них, зная свои права и пределы оных, не будет вмешиваться в обязанности других. Так, «дворянство есть нарицание в чести, различающее от прочих тех, кои оным украшены» и все права и преимущества сего сословия должны истекать из сего начального правила. Это именование обязывает дворян служить отечеству и государю с особливым усердием, и для того воспитанием своим стараться изготовить себя быть способными к такой службе и к управлению другими подданными своего монарха. Чрез это они приобретают между прочим право иметь деревни и рабов, дабы, научась с младенчества управлять своими деревнями, они были тем способнее к управлению частями империи и по своим обстоятельствам знали все нужды разных людей государства... Но требуемое депутатом Давыдовым право сделает неволю низшего рода людей еще более чувствительною тем, что они, по продаже их, принуждены будут служить таким людям, которых они недавно видели себя равными. Поэтому, неблагодетельно ли будет устранить это тяжкое положение, действительно составляющее несчастие людей, даже и тогда, когда бы они были и хорошо содержаны. Но если, доставшись в купеческие руки, они будут претерпевать еще и худшее содержание, то от такого отчаяния эти бедные люди могут быть доведены. И прилично ли наконец, чтобы равный равного мог иметь у себя в неволе?

2. Обратим взоры наши на человечество и устыдимся об одном помышлении дойти до такой суровости, чтобы равный нам по природе сравнен был со скотами и поодиночке был продаваем. Древние времена, не просвещенные чистым нравоучением, приводят нас в ужас, когда вспомним, что людей, как скотину, по торгам продавали... Мы люди и подвластные нам крестьяне суть подобные нам. Разность случаев возвела нас на степень властителей над ними, однако мы не должны забывать, что и они суть равное нам создание. Но с этим неоспоримым правилом будет ли сходствовать такой поступок, когда господин, единственно для своего прибытка, возмет от родителей, от родственников или от дома кого либо мужского или женского пола и, подобно скотине, продаст его другому? Какое сердце не тронется, глядя на истекающие слезы несчастного проданного, оставляющего и место своего жилища, и тех, кем рожден, и кем воспитан, и с кем привык всегда жить, и еще находящегося в неизвестности о будущем своем состоянии! Кто не сжалится на вопль, на слезы и на сожаления остающихся! От одного этого изображения вся кровь во мне волнуется: и я конечно не сомневаюсь, что почтенная Коммисия узаконить запрещение продавать людей поодиночке без земли.

3. Рассмотрим теперь, может ли всему купечеству произойти польза, если ему будет дозволено покупать для себя в собственность людей, и справедливы ли предложения депутата Елецкой провинции? Мне удивительно, что он представляет, будто бы наемные люди не столь верны к своим господам, как собственные... Не естественно ли то, что вольный человек, который может у меня служить или не служить, если мне служит, и особенно долгое время, то служит, независимо от получения своего жалованья, по совершенному усердию, а в невольнике я и проникнуть не могу, усерден ли он ко мне или нет. И как можно сказать, чтобы без таковых невольных людей купцам невозможно обойтись, когда видим целую Европу, где никто невольных людей не имеет, однако ни на невозможность обойтиться, ни на недостаток усердия никто не жалуется...

4. В России можно считать по крайней мере до 8 миллионов 500 тысяч душ м. п., да ж. п. столько же, обоего же пола до 17 миллионов. Рассмотрим теперь, сколько из этих 17 миллионов занимаются земледелием. Если и положить их самое большое число, то нельзя думать, чтобы между крестьянами было более 4 миллионов душ работников. Из этого числа надлежит еще выключить людей, находящихся в службе у своих господ, приписанных к фабрикам, безземельных, ходящих на необходимо нужные работы, как то плотников, каменьщиков, кирпичников, ходящих на барках и проч. Все они, полагаю, могут простираться до 700 тысяч. Если выключим это число из 4 миллионов, то действительно земледельцев будет 3 миллиона 300 тысяч человек. Следовательно, каждый пахарь должен напахать хлеба слишком на 5 человек. Если же дозволить купцам покупать себе людей, и положить, что из 20 тысяч (купцов) каждый купит себе по 2 семьи, то чрез это убавится еще 40 тысяч пахарей, которых земля окажется впусте, и они не только не будут помогать общему прокормлению народа, но сами и их потомство сделаются им в отягощение. От этого вздорожает всякий хлеб и следовательно, без пользы купцам, чрез уменьшение земледельчества, произойдет действительный вред всему государству...

Его же. 18 октября 1767 г. 1....всякого рода фабрики, на которых работают из русских произведений, для умножения трудолюбия в России и для вывоза товаров, должны быть дозволены как дворянам, так и купцам...

2. Узаконением имп. Петра Великого действительно позволено было покупать деревни под фабрики, но то было учинено во уважение тогдашних обстоятельств. В то время крестьяне не были привычны ни к каким работам и ни за какие деньги не хотели идти на фабрики. Чтобы избежать платежа больших денег иностранцам за самонужнейшие товары…, имп. Петр Великий соизволил разрешить купцам, желающим заводить фабрики, покупать к оным деревни, дабы этим способом… принудить крестьян к фабричному производству. …Опыт показывает нам, что лучшие фабрики в России суть те, у которых нет приписанных деревень и падение многих фабрикантов влечет за собой разорение не малого числа купцов. Напротив же того... дворянин поддерживает изобилие и трудолюбие, упражняя крестьян своих на фабрике, делает их неотлучными от домов и тем способствует к умножению народа...

3. Не могу оставить без упоминания и о другом мнении г. депутата от г. Серпейска, который сказал, как дворяне при постройке фабрик отягощают своих крестьян и при том в рабочую пору... Каждый помещик, заводящий фабрику, бывает понужден к тому или по охоте к домостроению, или с целию получить прибыток. Первое должно склонять его к желанию приобрести благосостояние своим крестьянам, а второе к распоряжению делать все в удобное время. Следовательно, оба эти обстоятельства равно противны тому, чтобы в самую работную пору заставлять крестьян строить какое-либо строение. Но как речь депутата, представляющего жалкое положение крестьян, клонится как бы к пререканию права помещиков над их подданными, то на сие имеют честь объяснить сколько есть разных уз, связующих дворян с их крестьянами.

Дворяне, получив земли и деревни в награду за пролитую свою кровь и за разные заслуги, большую часть земель уступили своим крестьянам для их пропитания, они снабдили их лесами и лугами. Они надзирают над крестьянами, подобно как над своими детьми, чтобы никто не причинил им никакой обиды, и чтобы между собою они не разоряли друг друга. Дворяне ссужают их во время нужды и хлебом и скотиною и лошадьми. За такие пособия, защиту и доброе управление, помещики полагают крестьян своих на пашню или на какую другую работу, оставляя, по меньшей мере, две трети времени для их собственных работ, или же определяют их на оброки и тогда уже работы не требуют. Редко бывает, чтобы каким-либо из сих положений отягощали своих людей, ибо благосостояние сих последних нужно не только самим помещикам, но и детям их, и разорение крестьян приносит разорение и самим дворянам, по обязанности, которая лежит на них в уплате за своих крестьян всяких государственных поборов...

Депутата кунгурских приписных крестьян Ф. Полежаева. …Черносошные же крестьяне… несут крайнее разорение, а именно:

1. Из них ежегодно выбираются как к государственным, так и к партикулярным заводам, для приема и отдачи всяких заводских припасов, в целовальники, к дровам, в старосты, в пищики и т. п. Всего в эти должности употребляется 143 человека, да в пермское горное начальство назначается 25, итого 168 человек, без всякой за то платы. А там, где бывают счеты, они остаются по 2 и по 3 года и подвергаются взысканию больших начетов, и от того разоряются.

2. Они должны работать при заводах как в летнее время, так и в зимнюю пору, получая за то в летнюю пору по 5 коп. на день, а в зимнюю по 4 коп. на день человеку. Если же кому, по какой-либо законной причине, работать нельзя, то тот принужден нанять вместо себя вольного. А вольному человеку платится в летнее время по 10, а в зимнее по 8 коп. на день, уже из своих денег.

3. В апреле месяце крестьяне высылаются к рубке куренных дров для заводов, которых полагается на одного человека не равное число — по 5, по 10 и по 15 сажень. За каждую сажень они получают платы по 25 коп. А ежели кто отработать не может сего, то должен нанять вольных людей, а им платится по 50 и 60 коп. уже из своих денег. Те же, которые не имеют на что нанять, вынуждены работать в мае месяце без отпуска и чрез это они лишаются возможности заняться хлебопашеством и остаются без пропитания.

4. В июне месяце они снова высылаются, чтобы скласть означенные дрова, одернить и осыпать в 20-саженные кучи. Для этой работы 2 человека с лошадьми должны употреблять 20 дней. Плата за нее полагается 2 рубля. Между тем в это время бывает посев озимого хлеба.

5. В сентябре месяце крестьяне должны эти кучи сжечь и разломать на уголь. Эту работу 2 человека могут исполнить в 7 или 8 недель, а за всю кучную работу получают платы 3 руб. 40 коп. В случае же невозможности самим крестьянам это сработать, они должны нанимать для нее вольных работников и платить им по 8 и по 10 руб. и все из своих денег. В зимнюю пору крестьяне высылаются возить из помянутых куч уголь на заводы.

За нагребку, за свалку и за перевоз короба угля они получают по 1 деньге на версту, а сами нанимают вольных людей по 2 и по 3 коп. на версту.

6. Эти же крестьяне должны ставить на заводы смолу и деготь, за которые платится за ведро смолы по 3 3/4 коп., а за ведро дегтю по 3 ½ коп. Для покупки того и другого, они принуждены ездить за 200 и 300 верст, и покупают по 20 и 25 коп., приплачивая излишек тоже из своих денег. А как за провоз они не получают никакой платы, также ходя для работ на заводы верст за 100, за 200 и 300 верст, не получают платы за прохожие дни или версты вперед и обратно, то от этого приписные к заводам бедные крестьяне в конец разоряются.

7. Сверх этих работ в селах, деревнях и острожках, которые лежат при больших проезжих дорогах, они отправляют гоньбу, чистят дороги, мостят мосты и употребляются в конвой. И все это они делают без всякой платы.

8. Наконец, эти крестьяне исправляют все вышеписанные заводские работы за старых, дряхлых и умерших и малолетных, тогда как надлежало бы работать одним годным для работы, полагая от 17 до 60 лет, и за прежний подушный оклад по 1 руб. 12 коп., а за старых, дряхлых, умерших и малолетных платить одни подушные денги по 1 руб. 70 коп. Вышеизложенные обстоятельства приводят черносошных крестьян в крайнее изнеможение, так что они приходят не в состояние платить и подушных денег...

Также, не повелено ль будет, во избежание крайнего разорения, претерпеваемого черносошными крестьянами, прибавить за всякие исправления ими работ такую плату, которая платится вольным работникам.

Материалы по истории СССР. – Вып. 5. – С. 233–247.

Обсуждение законов о беглых крестьянах, крепостном праве, положении крестьян и правах помещиков (14 апреля – 2 июня 1768 г.)

Депутат дворян Верейского у. П. Степанов. 5 мая 1768 г. Осмелюсь я почтенному собранию предложить примечание мое, для чего побеги чинят, и какая причина злоупотребление сие в народ наш вкоренила. По мнению моему, главнейших тому причин суть две: пьянство и леность. Обе сии народа нашего, так сказать, господствующие пороки всевают всякого рода зло в них. А зараженные такими пороками люди должны неотменно искать убежища, где б безопаснее и свободнее злым намерениям своим последовать могли, и, следуя единственно худой склонности, безрассудно оставляют домы свои, кои леностью и беспутством их совсем уже разорены, промотаны, бегут от господ своих, коих они непорядками своими раздражили, бегут справедливого гнева их…

Депутат дворян Козловского у. Г. Коробьин. 5 мая 1768 г. …Часто я размышлял о том, что бы понуждало крестьянина оставить свою землю, с которой ступить почитает за дело невозможное… Когда только войду в такие мысли, то сам себя уверить не могу, чтобы одни только крестьяне были причиною своего бегства. Думаю, из вас знают, почтеннейшие депутаты, многие, что есть довольно в свете таких владельцев, которые с крестьян своих берут против обыкновенной подати. Есть и такие, кои, промотав свои пожитки и набрав много долга, отдают своих людей, отлучив их от земледелия, зарабатывать одни хотя следуемые проценты ежегодно к уплате. Есть и такие, которые, видя, что получаемых с крестьян доходов на удовольствие прихотей своих не станет, удалив от семейства, употребляют единственно для своей корысти. Но что еще всего больше, то являются между ними и такие, кои увидев своего крестьянина, трудами рук своих стяжавшего малый себе достаток, лишают вдруг всех плодов его старания. Сожаления, подлинно, достойно взирать на земледельца, потом лица своего от земли мало по малу собирающего имение, почитаемое им за бесценное сокровище, в надежде во время болезни своей или старости питать себя и семью свою, такожде платить оброк своему господину, но вдруг неожиданным помещичьим приказом, или под предлогом усмотренной за ним будто какой вины, или без всего, лишающегося всех своих с толиким трудом собранных пожитков и погружающегося паки паче прежней в горестнейшую бедность, что подлинно с человеколюбием сходства никакого не имеет. Но ежели все сие беспристрастно рассмотрим, увидим точно, что сие угрожает разорением целому государству, ибо тогда только процветает или в силе находится общество, когда составляющие оное члены все довольны. …разоря крестьян, разоряются и все прочие в государстве....Почему нетрудно теперь усмотреть можно, что причиною бегства крестьян, по большей части, суть помещики, отягощающие толь много их своим правлением. И для того всячески стараться должно предупредить помянутые случаи, как несносные земледельцам, вредные всем членам общества и государству пагубные. …Итак, если бы всякий из владельцев известен был, что он не более от своего земледельца потребовать может, как только то, что законами предписано, то сим образом, кажется, могли пресечься те злоупотребления. Чего ради оное начало, от которого толь вредные происходят следствия, состоит в неограниченной власти помещика над имениями своего крестьянина, и для того всячески трудиться должно разрушить сие начало…

…Итак, коликой пользы надеяться можно, ежели у нас благоразумными законами предписано будет нечто для собственного крестьян имущества! Тогда малорассудный господин, ведая, что не может от своего земледельца потребовать сверх узаконенного, лишится надежды, что он довольно еще у себя имеет, и перестанет угождать своим прихотям. Тогда не может более разорять и отягощать своих хлебопашцев, почему и сам останется в спокойствии, да и государство от того пребудет в цветущем состоянии, видя своих членов наслаждающихся всех довольствием. Крестьянин же зная, что он может иметь у себя нечто из своего собственного, старательные труды к трудам прилагать будет. Тогда не станет он и закапывать в землю свои деньги, также не удалится от своей отчизны, и к бегству его прекратится повод, а чрез то и земледелие в полном своем изобилии явится.

Но дабы получить толико вожделенное состояние и чтобы видеть хлебопашество в своей силе и земледельцев изобилующих и наслаждающихся своим собственным имением, то надобно предписать законом, чтобы крестьянин платил своему помещику ежегодно известную дань… Остается рассмотреть, в чем оная дань состоять долженствует: в деньгах одних, или в произрастаниях сельских, или в обоих вкупе, т. е. какие поборы брать с крестьянина… Посему надлежит сии поборы брать, смотря на положение места, — инде произрастанием, а инде в сравнении с оным деньгами. Но предписать о сем количестве, также — где лучше получать оные произрастанием и где лучше деньгами…

Депутат г. Пензы С. Любавцев. 5 мая 1768 г. Означенный депутат Жеребцов, поданным 2 числа сего месяца представлением, между прочим, чинит непристойное званию своему требование, а именно... требует он, г. Жеребцов, чтобы учредить для обучения их малолетних детей школы. Оное весьма излишне: земледельцу то и школа, чтоб обучать детей с малолетства хлебопашеству и прочим домовым работам. А ежели они будут с малолетства употребляться в науки, то уже к земледелию и прочей работе склонить будет никак невозможно... От таковых, находящихся в праздности, всему обществу никакой пользы, кроме вреда, быть неуповательно, ибо не имеют они к земледелию и к работе прилежности, вдаются во многие непотребности: в обман, в мотовство, леность и воровство, а данные им земли многие остаются без хлебопашества и лежат впусте...

Депутат дворян Гороховецкого у. А. Протасов. 15 мая 1768 г. Депутат Коробьин в пространном своем голосе, изыскивая причины, которые принуждают к побегу крестьян, между прочим, полагает единственною тому виною несносные подати помещиков, прибавляя, что то угрожает разорением целому государству, что надлежит ограничить власть помещика над имением хлебопашца, чтоб земледельцы имели в собственность земли, могли продавать их имение и закладывать... По его мнению, иного не остается, как разве сделать крестьян свободными, если б на то монаршее дозволение было... По моему мнению, бесполезно России, чтобы все члены ее были бы вольны, ибо в одних ограниченных правлениях нижнему роду вольность сколько-нибудь прилична, да и в самых тех государствах та вольность по большей части вредна бывает. …Итак, таковая вольность бесполезна нашему государству. Ибо от нее хлебопашцы, расточивши свои имения, не будучи связаны помещичьего властью, разбредутся, и тогда те земли останутся совсем пустыми, а вместо размножения хлебопашества последует совершенное оного истребление...

Депутат дворян Серпейского у. А. Строганов. 16 мая 1768 г. Мнение депутата Жеребцова о заведении школ для пахотных солдат есть столь справедливо, что не могу преминуть воздать оному депутату достойной похвалы. Я притом за долг себе почитаю оное представление распространить и до самих хлебопашцев. Действительно, почтенное собрание, заведение училищ и для сей столь полезной части общества за необходимое почитаю, ибо единое просвещение человека от скота различает, едино просвещение показывает нам долг к богу, государю и обществу. На что нам далеко искать примеров, до каких бедств доводит нас невежество? Без ужаса представить себе не могу плачевное позорище умерщвленных своими собственными крестьянами помещиков... Я уверен, почтенное собрание, что если бы просвещеннее сей род людей был, то, конечно бы, подобных свирепств мы свидетелями не были. Итак, вы сами видите, сколь училища для крестьянства полезны. И когда оные из тьмы невежества выйдут, тогда и достойными себя сделают пользоваться собственностью и вольностию.

Депутат нижегородских пахотных солдат И. Жеребцов. 20 мая 1768 г. …Надлежит изыскать, что препятствует земледелию для того более, чтобы оного недостатки великим тщанием и здравым рассудком поправить можно было. Сие, как скоро воображу, тотчас мне представляется, что от двух вещей в упадок приходит земледелие: 1 — от нерадения хлебопашцев, 2 — от чрезвычайно наложенных податей, из коих без всякого сомнения что-нибудь одно в Россию вкоренилось... Тот, кто оставляет свой дом, а с ним и земледелие, оставляет его неотменно по принуждению, ибо всякий из вас, почтенные депутаты, сообразуясь со своим здравым рассуждением, увидит, что земледельцу без принуждения ни пашню оставить, ни в отдаленных от своего дома местах никакой нужды нет находиться. Он имеет землю, которая ему его же трудами произрастает хлеб, имеет плодоносные поля, насыщающее его стадо, и посредством сих двух вещей все для себя потребное получить может: хлеб, его трудами приготовленный, ежедневная его пища, а лен и шерсть его скота подают ему приличные его жизни одеяния. Следовательно, не хлебопашество земледельца, но чрез меру наложенные подати удручают, кои или 1 — от роскоши помещиков, или 2 — чего выше помянутый депутат не коснулся, от жадности к сребролюбию управителей или прикащиков их происходит...

Депутат дворян Ярославского у. М. Щербатов....Депутат Коробьин представляет, дабы часть некоторую имения позволить иметь крестьянам в собственность... Большая часть земель еще из древних времен дана государями в оклады, а потом в вотчины дворянам за их верную службу отечеству, яко за сопротивление татарам и полякам, за неоднократное освобождение Москвы и прочее, которые дачи, если бы чего не доставало при начале оных, еще сверх того беспрестанно и во всех случаях их пролитою кровью заслужили, а сверх того и положенными пошлинами за справки и за продажи едва не всю цену и денежную в государственную казну внесли, то справедливо ли будет лишить сей корпус самых сих земель, которые его обязывают к службе отечеству, или что, лучше сказать, он отчиной своей почитает, и отнять не токмо кровью, но и деньгами купленные ими имения? И за награждение, что от ига татарского Россию освободили, что всегда нерушимую верность сохраняли, что запечатлели свое усердие к своим монархам во время бунтов ругательными и мучительными смертями, что многие провинции России приобрели, у них то самое награждение отнять, дабы отдать их подданным, которые никогда к сему права не имели или токмо последовали ведущим их предводителям? Нет, и изображения сего довольно, — мню, самого неправосудного в ужас приводит! И не должны мы и помнить, чтобы лучший закон, какой во вселенной может быть, возмог начаться таким неправосудием!.. Вы слыхали от отцов своих, коликие заслуги корпус дворянский всей России оказал? Еще во многих у вас местах видны развалины разрушенных храмов, запустошенные селения от ярости иноверцев! Кто вам православную веру сохранил? Кто от ига и мучительства варвар и чужеземцев вас избавил, если то не дворяне? Толь ли награждения отцы наши, имея честь предводительствовать своих слуг против общих неприятелей и защищать православную веру и государство, надеялись получить, чтобы ныне их потомков с тиранами сравнять? Такое ли будет от вас награждение за спасение вас и душ ваших?

...Как возможно позволить недвижимые имения продавать крестьянам, отдав их оным в собственность?.. Не имеющие довольного попечения о земледелии, или быв несчастьями какими принуждены, продадут их посторонним. В дачи одной деревни ста других деревень владения войдут, и те, продавши свои единые имения, которые могли бы их пропитать, не имея почти ни селения, ни места, откуда бы себе пропитание промышлять, и получением мнимой собственности действительной лишатся и принуждены будут или отстать от земледелия или идти в наемники, и тогда уже, действительно ничего не имея, не будут стараться о размножении народа, чрез что конечно до крайности государство дойдет...

Итак, из всего, что имел честь представить, мню, что всякому ощутительно есть, колико представляемые способы депутатом Коробьиным суть вредны. …Но не могу без удивления видеть, что коль имеет он попечение о пожитках крестьянских, толь малое тщание прилагает об избавлении их от того утеснения, которое может произойти от наказаний, налагаемых на них, ибо тщетно имя собственности растверживать, когда тело чье подвластно другому. Имение его всегда тому же подвластно будет, и законы таковые, всегда сильнейшему уступая, лишь причина презрением их новому преступлению будут. А сей депутат точно говорит, что он не желает, чтобы самих крестьян отняли от власти их помещиков. То какая же собственность в имении у них может быть, когда помещик, имея власть самопроизвольно наказывать своих крестьян, следственно может и неволею, для избежания от наказания, имение их всегда, когда пожелает, отнять? …Крестьяне поныне не быв просвещены довольно, за незнанием своим, до коих мест их право может простираться, в самых справедливых налогах на господ своих с просьбами и жалобами, отлучась целыми деревнями от их селений, в судебные места будут приходить. Земля останется без земледелия, и они лишатся своего пропитания. В татьбе и разбое принуждены будет себе его искать... Мнится мне, что против таких помещиков, ежели они есть, которые неумеренные оброки или двойные с крестьян берут, или которые отягощают безмерно работою своих крестьян, или которые ограбливают тех, кои потом лица приобрели себе некоторый пожиток, можно употребить такой способ, чтобы учрежденные коммисары и дворянские собрания имели наблюдение о благосостоянии крестьян и не токмо касающиеся до имений их, но также и бесчеловечных наказаний, и таковых помещиков сперва словесно или письменно к умеренному поступку старались склонить. Если же и таковые увещания не послужат и помещик тот ни оправдания не предложит, ни суровость свою не смягчит, то бы в вышнее правительство о том уведомляли, которое, учиня обстоятельное и строгое исследование, может повелеть такому помещику дать опекунов...

Депутат шляхетства Екатерининской пров. Я. Козельский. 23 мая 1768 г. …Итак, мне кажется, справедливее и человеколюбнее сего не может быть, когда 6 дней в неделе разделены будут таким образом, что крестьянину 2 дня на исправление в государственных податях, другие 2 дня на содержание помещика, а 2 дня на исправление собственных его нужд, седьмой же день на богослужение...

...Что же касается до имений крестьянских движимых и недвижимых, то оставить оными пользоваться крестьянам, с тем только, чтобы они без дозволения помещика не властны были никому продать, ни заложить из недвижимых имений, а владели бы сами потомственно, без участия помещикова, для того, что крестьяне, почитая те имения в собственности, предлагать будут себе за основание то, которое их от побегов удерживать станет, и прилежнее в земледелии упражняться будут…

Весьма несправедливо будет, когда я не включу владельцев, кои владеют подданными своими умеренно и без отягощения. Но как предписание закона, ограничивающее помещичью подать, будет для всех полезное, то думаю, что каждый из господ помещиков может быть доволен в рассуждении, что оное для таковых, кои неумеренным порабощением своих подданных отягощают, будет некоторым воздержанием в поправление им же. А кои из них найдутся человеколюбны и подданным своим не суть тягостны, те без принуждения законного сами себе уже предписали закон, и таковым закон будет в похвалу его домостроительства. Равно несправедливо же будет, если кто защищать станет при добродетельных и таковых помещиков, которые во вред себе и обществу подданных своих разоряли, а таковых число едва ли не умножается, и статься может, оттого, что крестьяне потомкам помещичьим достаются легче, нежели как их предкам. Что же депутаты в мнениях своих пишут, что когда кто из помещиков сыщется разоряющий своих крестьян, с тем-де поступать по законам и отдать в опеку, по мнению же моему, если такие сыщутся, то лучше изыскивать способы к предупреждению разорений, так как и преступлений, нежели впадших в оные сыскивать к суду с затруднением правительства и чрез то умножать процессы или отдавать в опеку разоренное уже...

Что же леностью, пьянством и мотовством обвиняют их, крестьян, то пускай положим и так. Но я представляю трудолюбивую пчелу в пример: за что она трудится и кому прочит? Что она трудится часто не для себя, она того не предвидит, но приобретенное, как видно, почитает за собственное добро, что защищает его и для того кусает, жалит, жизнь теряет, как только человек или другое животное подойдет к гнезду ее. Крестьянин же чувственный человек, он разумеет и впредь знает, что все, что бы ни было у него, то, говорят, что не его, а помещиково. Так представьте себе, почтенное собрание, какому человеку тут надобно быть, чтобы еще и хвалу заслужить? …Он в сем насилии принужден и себе недоброхотствовать, а от того разве и пьянствовать, будучи в унынии, а не от лености. А самый бо трудолюбивый человек сделается нерадивым, во всегдашнем насилии и не имея ничего в собственности. Да и могут ли в семклимате быть ленивые народы, я не понимаю. Лучше кажется, по человеколюбию стараться возбуждать народ к работе вольной и не томной, то он больший урок вырабатывать будет и не устанет, ежели одною неволею и удручением рабства. И таким образом облегчится рабство его и нечувствительно ему будет...

Депутат дворян Ярославского у. М. Щербатов. 4 августа 1768 г. … 2. В каком состоянии ныне помещичьи крестьяне? Я с засвидетельствованием всех здесь находящихся депутатов могу сказать, что оные, час от часу богатея, и благоденственнее становятся, свидетельствуюсь на присланные наказы от городков, в которых великие жалобы на крестьян происходят в том, что торгами своими подрывают купецкие торги, следовательно, они богаты и благоденственны, свидетельствуюсь на все правительства, должны по именован иям своим наблюдать о благоденствии подданных, приметили ль они какое худое состояние крестьян помещичьих, иль есть ли на них недоимки в государевых сборах. Напротив того, они защищены своими господами... Надлежит ли давать право делать таких людей благополучнейшими, которые по своему состоянию уже все надлежащее благополучие имеют, и коего сверх меры умножение может во вред обратиться?

3. Весьма бы мне должно распространиться, если бы восхотел исчислить все вреды, какие из сего могут воспоследовать, ибо коль бы мало сие право свободы ни было, однако разрывает сию цепь, связующую помещиков с их крестьянами, которая в толь давних временах благоденствие самих крестьян и целость государства сохраняла. И самое сие влечет за собою повреждение их в нравах, из чего происходит разбой, воровства, корчемства и уменьшение иль неверность государственных доходов, ослабление крестьян в разных работах, недоверенность к ним от купечества в их промыслах, уменьшения рачения в земледелии, запустение заводов и фабрик, куда часто для умножения иль прибытку во время зимнее самими помещиками принуждаемы бывают ходить, ибо противно естеству мнить, чтоб какой помещик приложил равное попечение о свободной своей деревне, как о той, которая его крепостная. Еще российский народ требует во многом просвещения, которого ни от кого иного, как от своих господ, крестьяне получить не могут... Единое сие имя свободы в сих непросвещенных людях не произведет ли умствование неподданства, до самой крайности доведенного? Не всеет ли сие в них ненависти и огорчения противу их господ, о которых всегда будут подозревать, коль снисходительно ни стали бы с ними обходиться, что меру власти своей превосходят и над свободою их захватывают? Одна свободная деревня не токмо сама вред восчувствует, но и другим соседственным не вложит ли мысли зависти, непокорства и негодования, чему можно б многие примеры предложить, колико таковая зависть и недоумение вреда и печальных приключений производили?.. Итак, одни, откупясь от помещика, лучшего состояния не приобретут, развратные ж помещики будут побуждены притеснять крестьян, а, наконец, дав такое право, тех не сделав благополучными, а токмо учиня единое разнообразие в государстве, лишат потомство снос того права, которое бы по начальному основанию правосудия, должны были цело и нерушимо ему оставить…

Материалы по истории СССР. – Вып. 5. – С. 253-278.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал