Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть ІІ. Общий наказ министерствам






Глава I. Степень и пределы власти министров

§ 206. В порядке государственных сил министерства представляют установление, посредством коего верховная исполнительная власть действует на все части управления.

§ 207. Министерства установлены на тот конец, чтоб непрерывным действием их и надзором доставить законам и учреждениям скорое и точное исполнение.

§ 208. Существо власти, вверяемой министрам, принадлежит единственно к порядку исполнительному; никакой новый закон, никакое новое учреждение или отмена прежнего, не могут быть установляемы властию министра.

§ 209. Все министры в действиях их подчинены непосредственно верховной власти.

§ 210. Власть министров состоит в том, что они могут понуждать все подчиненные им места и лица к исполнению законов и учреждений.

§ 211. Последствия, от сей власти проистекающие, суть:

1. Определение и увольнение высших чиновников по представлениям министров, и нижних — собственным их утверждением.

2. Надзор над действием всех подчиненных мест и лиц; взыскание от них ответов, в случае бездействия или неправильного исполнения; удаление от должностей, и предание их суду, в случае важных преступлений.

3. Разрешение силою существующих законов и учреждений всех затруднений, встречающихся при исполнении.

4. Принятие всех мер, нужных к действию законов и учреждений, когда они утверждены и обращены к исполнению министра.

§ 212. В обстоятельствах чрезвычайных, требующих высшего разрешения, когда не может оно быть отлагаемо без важного вреда или государственного ущерба, министры уполномачиваются действовать всеми вверенными им способами, не ожидая сего разрешения: но они обязаны доносить в то же время о принятых ими мерах и о причинах их настоятельности...

ПСЗ. – Т. XXXI. – № 24307.

Учреждение «Корпуса жандармов» и «Третьего отделения» (1826 г.)

Число их [«людей, склонных к злоумышлениям»] возросло до ужасающей степени с тех пор, как множество французских иска­телей приключений, овладев у нас воспитанием юношества, за­несли в Россию революционные начала своего отечества, и еще более со времени последней войны чрез сближение наших молодых офицеров с либералами тех стран Европы, куда заводили нас наши победы[121]. Никогда не думав готовиться к этому роду службы, я имел о нем лишь самое поверхностное понятие, но благородныя и благодетельныя побуждения, давшия повод к этому учреждению, и желание быть полезным новому нашему государю не позволяли мне уклониться от принятия образованной им должности, к которой призвало меня высокое его доверие.

Решено было учредить под моим начальством корпус жандармов. Всю империю разделили в сем отношении на семь округов; каждый округ подчинен генералу и в каждую губернию назначено по одному штаб-офицеру; дальнейшее же развитие и образование новаго установления было предоставлено времени и указаниям опыта. Учрежденное в то же время Третье отделение собственной его величества канцелярии представляло под моим начальством средоточие этого новаго управления и вместе высшей секретной полиции, которая, в лице тайных агентов, должна была помогать и способствовать действиям жандармов. Государь, чтобы сделать эту должность более приятной в моих глазах, благоволил присоединить к ней и звание командующего своей главной квартиры.

Шильдер, Н. Император Николай I. – СПб., 1903. – Т. I. – С. 466.

Указ «О допущении в университетах и других высших учебных заведениях к слушанию лекций одних людей свободных состояний» (1827 г.)

До сведения моего дошло, между прочим, что часто крепостные люди, из дворовых и поселян обучаются в гимназиях и других высших учебных заведениях. От сего происходит вред двоякий: с одной стороны, сии молодые люди, получив первоначальное воспитание у помещиков, или родителей нерадивых, по большей части входят в училища уже с дурными навыками и заражают ими товарищей своих в классах, или через то препятствуют попечительным отцам семейств отдавать своих детей в сии заведения; с другой же, отличнейшие из них, по прилежности и успехам, приучаются к роду жизни, к образу мыслей и понятиям несоответствующим их состоянию. Неизбежныя тягости онаго, для них становятся несносны, и от того они не редко в унынии предаются пагубным мечтаниям, или низким страстям. Дабы предупредить такия последствия, по крайней мере в будущем, я нахожу нужным ныне же повелеть:

1) Чтобы в университетах и других высших учебных заведениях, казенных и частных, находящихся в ведомстве, или под надзором Министерства Народного Просвещения, а равно и в гимназиях и равных с оными по предметам преподавания местах, принимались в классы и допускались к слушанию лекций только люди свободных состояний, не исключая и вольно-отпущенных, кои представят удостоверительные в том виды, хотя бы они не были еще причислены ни к купечеству, ни к мещанству, и не имели никакого иного звания.

2) Чтобы помещичьи крепостные поселяне и дворовые люди могли, как и доселе, невозбранно обучаться в приходских и уездных училищах, и в частных заведениях, в коих предметы учения не выше тех, кои преподаются в училищах уездных.

и 3) Чтоб они также были допускаемы в заведения особенного рода, кои учреждены или впредь будут учреждаемы казною и частными людьми для обучения сельскому хозяйству, садоводству и вообще искусствам, нужным для усовершенствования, для распространения земледельческой, ремесленной и всякой иной промышленности, но чтобы и в сих заведениях те науки, которыя не служат основанием или пособием для искусств и промыслов, были преподаваемы в такой же мере, как и в уездных училищах.

ПСЗ. – Собр. 2. – Т. II. – № 1308.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал