Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформа управления государственными крестьянами






(Полное название – «Предварительные соображения о преобразовании управления государственными имуществами» 17 мая 1837 г.)

Недостаток управления составлял до сего времени одну из важнейших причин, препятствующих благосостоянию государственных крестьян и благоустройству государственных имуществ. Нет сомнения, что устройство хозяйственное и способ уравнения податей есть дело не менее важное; но оно должно быть последствием достаточно устроенной администрации; необходимость сей меры до сего времени не была надлежащим образом рассмотрена и оценена. При всяком новом предположении думали исправить дело изменением всех основных начал сельского быта: полагали устроить его по образцу городов и разделить сельских обывателей на гильдии; хотели уничтожить укоренившуюся в народном обычае систему общественного пользования землею и ввести вечное кортомное владение семейными участками; наконец, хотели достигнуть цели улучшения, огромными переселениями; но устройство управления считали, кажется, делом второстепенным, думали даже, что оно может остаться при казенных палатах......Управление государственными имуществами и крестьянами, по обширности круга действий и важности объемлемых им предметов, для достижения надлежащего успеха, следует сосредоточить в отдельном составе. В отношении государственных крестьян оно должно быть сообразно с настоящею степенью гражданского и нравственного их быта и вести их к благосостоянию путем ближайшего непосредственного попечительства, а в отношении собственно государственных имуществ должно соответствовать их роду и пространству. На сем основании учреждается особое министерство государственных имуществ, а и губерниях — палаты государственных имуществ. Государственные имущества и крестьяне в губерниях разделяются на округи, волости и сельские общества.

Управление государственными имуществами долженствовало бы заключать в себе все, что составляет казенную недвижимость, в том числе горные промыслы, устроенные на казенных земли, фабрики и винокуренные заводы; но как присоединение всех си частей к новому управлению могло бы произвести на первый раз некоторые затруднения, то, — оставляя их в настоящем положении и ограничиваясь существенными предметами управления государственных имуществ: казенными землями с состоящими на них лесами, водами и разными поселениями, кроме государственных крестьян, — следует присоединить и все прочие сословия, водворенные на казенных землях (иностранные поселенцы и кочующие народы), за исключением крестьян, состоящих в военном ведом стве. Учреждения, относящиеся до распространения и поощрения земледелия и сельской промышленности, находясь в ближайшей связи с предметами управления государственных имуществ, также подлежат ведению одного министерства, в том особенно уважении, что правительство, как главный вотчинник земель, имеет более основания и возможности оказывать покровительство и поощрение к извлечению богатств от возделывания земли.....В губерниях, в ведомство палат государственных имуществ, отделяются все части управления государственными имуществами, все предметы попечительства над государственными крестьянами, свободными хлебопашцами и колонистами.

Для исполнения распоряжений палаты и ближайшего наблюдения на местах за благоустройством государственных имуществ и благосостоянием крестьян определяются окружные начальники. Предметы ведомства между окружными начальниками и земскими судами разграничить тем, что за последними оставить только распоряжения по общей полиции и по производству следствий, а окружным начальникам предоставить исключительные дела, относящиеся до улучшения нравственного состояния крестьян, до гражданского их быта, строительной части, обеспечения продовольствия, хозяйства, податей, повинностей и защиты по судебным делам.

Волости образуются в больших против существовавших тогда размерах и в них сохраняются до времени волостные правления.

В сельских обществах сообразно с коренными народными обычаями, учреждаются для заведывания общественными делами мирские сходы и сельские управления.

Окружное и волостное начальство действуют с властию наблюдательною, а сельское — с властию исполнительною.

Сельское общество принимается за первую административную и земельную единицу; каждое из них состоит, или из одного селения, или из нескольких; но одно селение, отдельно замежеванное, как бы велико ни было, составляет одно общество; селения малолюдные, но имеющие общее владение землею вводятся в состав одного общества.

Земли и угодья оставляются в бессрочном пользовании обществ с предоставлением им права распределять земли между домохозяевами в том порядке, в каком они сами признают для себя удобнейшим.

Селения малоземельные или наделяются землею из свободных казенных участков, или из них производятся переселения на свободные казенные земли на основании особых правил.

На местах новых водворений учреждаются отдельные семейные участки в виде хуторов, на праве постоянного потомственного пользования и без раздробления между членами семейства.

Сельским обществам отводятся лесные участки в определенном размере в непосредственное их заведывание и распоряжение, под надзором местного лесного начальства. Все прочие зачем леса оставляются в собственном распоряжении казны.

Мирские оброчные статьи оставляются за обществами, с обращением одной половины оброчного дохода в пользу общества на предметы законных их надобностей, а другой в состав общественного хозяйственного сбора.

Оброчная, следующая с государственных крестьян, подать, а равно подушная подать и земские повинности исчисляются по душам, но распределяются между сельскими обществами соразмерно местным выгодам от земли и промыслов каждого сельского общества.

Обязанности каждого управления и каждого должностного лица следует определить с возможною положительностью и полнотой в том намерении, чтобы как чиновники, так и сельские начальники могли составленными для них наказами руководствоваться при всех случаях и, имея всегда при себе, сколь можно менее встречали надобности справляться с другими постановлениями, и таким образом были в состоянии действовать без затруднения с самых первых дней вступления в должность.

При устройстве благосостояния столь многочисленного класса, необходимо означить положительно пределы дарованных ему прав личных и по имуществу, указать ясно обязанности поселян и определить меру их ответственности, ибо полная известность сих условий более или менее обеспечивает самую неприкосновенность прав, предупреждает нарушение обязанностей, устраняет произвол и служит залогом нравственного улучшения.

В видах улучшения нравственности крестьян учредить для них приходские училища, для образования соответственного их званию; привлечь благонадежных священников в казенные селения, назначением им приличного содержания.

Для наблюдения в казенных селениях полицейского порядка составить сельский полицейский устав, который содержал бы в себе общие и частные правила, необходимые для сведения и руководства поселян, как членов общества.

При общей безграмотности поселян, недоступности для них судебных форм и обрядов, и при самой ограниченности частного их достояния, предоставленную им расправу по маловажным тяжбам и проступкам устроить на определенном основании, согласив сколь возможно более с существующими законами. С сею целию учредить расправы: сельскую и волостную, и составить для них Сельский Судебный Устав, с изложением в нем порядка судопроизводства по спорам и тяжбам государственных крестьян об имуществах, проступках крестьян и наказаниях за оные и, наконец, порядка судопроизводства по проступкам.

Всем государственным имуществам составить кадастр, т.е. измерение, описание и оценки всех земель и угодий; имущества эти разделяются на два главные рода: 1) податные, т. е. предоставленные в исключительное пользование государственных крестьян, и 2) запасные, остающиеся в непосредственном ведении казны; из них образовать казенные оброчные статьи, а из лесов особые округи.

Заблоцкий-Десятовский, А. П. Граф П. Д. Киселев и его время / А.П. Заблоцкий-Десятовский – Т. II. – СПб., 1882. – С. 52—57.

Указ об обязанных крестьянах (1842 г.)

В статьях 440-й и 457-й Свода Законов о состояниях[127] (т. 9) установлены правила, на основании коих помещикам дозволено обращать крестьян своих в свободные хлебопашцы[128], с уступкою им в собственность помещичьих земель за определенное, по взаимному условию, вознаграждение. Желая, в общих видах государственной пользы, чтобы, при заключении таковых условий, принадлежащие помещикам земли, как вотчинная собственность дворянства, охранены были от отчуждения из владения дворянских родов, мы признали за благо, в пояснение Свода Законов о состояниях (т. 9) ст. 442-й пункта 3-го, предоставить тем из помещиков, которые сами сего пожелают, заключать с крестьянами своими, по взаимному соглашению, договоры на таком основании, чтобы, не стесняясь постановлениями о свободных хлебопашцах, помещики сохраняли принадлежащее им полное право вотчинной собственности на землю, со всеми ее угодьями и богатствами, как на поверхности, так и в недрах ее, а крестьяне получали от них участки земли в пользование за условленные повинности. При составлении таковых договоров, помещики могут постановлять с крестьянами дальнейшие условия, по взаимному с ними соглашению, на следующих, рассмотренных в государственном совете и нами утвержденных главных правилах:

1) Повинности крестьян, в пользу помещиков, могут быть определены в договорах денежным оброком, произведениями, обрабатыванием помещичьей земли, или другою работою.

2) В случае неисполнения крестьянами приемлемых ими на себя по договору обязанностей, они понуждаются к тому земскою полициею, под руководством уездных предводителей дворянства и под высшим наблюдением губернского правления.

3) Крестьяне, по надлежащем утверждении заключенных между ими и помещиками договоров, принимают название обязанных крестьян...

...6) Помещики учреждают в селениях обязанных крестьян вотчинное управление и имеют высшее наблюдение за сельскою в них полициею и за исполнением законов о сельском благоустройстве; им принадлежит также право суда и расправы в проступках и маловажных преступлениях обязанных крестьян и первоначальный разбор взаимных между ими тяжб и споров...

8) Помещики и обязанные крестьяне сохраняют заключенные ими между собою договоры навсегда ненарушимо, имея однако право особыми частными условиями делать изменения в наделе землею и повинностях на определенные сроки, с обоюдного согласия, а если имения состоят в залоге, то и с согласия подлежащих кредитных установлений; во всех же случаях не иначе, как с предварительного утверждения правительства...

ПСЗ. – Собр. 2. – Т. II. – № 15462.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал