Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория официальной народности






(Из «Всеподданнейшего отчета министра народного просвещения С.С.Уварова» в связи с 10-летием управления им министерством» в 1843 г.)

Посреди быстрого падения религиозных и гражданских учреждений в Европе, при повсеместном распространении разрушительных понятий, в виду печальных явлений, окружавших нас со всех сторон, надлежало укрепить отечество на твердых основаниях, на коих зиждется благоденствие, сила и жизнь народная; найти начала, составляющие отличительный характер России и ей исключительно принадлежащия; собрать в одно целое священные останки ея народности и на них укрепить якорь нашего спасения. К счастию, Россия сохранила теплую веру в спасительныя начала, без коих она не может благоденствовать, усиливаться, жить.

Искренно и глубоко привязанный к церкви отцов своих, русский искони взирал на нее, как на залог счастия общественного и семейственного.

Без любви к вере предков, народ, как и частный человек, должен погибнуть. Русский, преданный отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего православия, сколь и на похищение одного перла из венца Мономахова.

Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нем, как на краеугольном камне своего величия. Эту истину чувствует неисчислимое большинство подданных вашего величества: они чувствуют ее в полной мере, хотя и поставлены на разных степенях гражданской жизни и различествуют в просвещении и в отношениях к правительству.

Спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать народное воспитание и с ним развиваться. Наряду с сими двумя национальными началами находится и третье, не менее важное, не менее сильное: народность. Вопрос о народности не имеет того единства, как предыдущие, но тот и другой проистекают из одного источника и связуются на каждой странице Русского царства. Относительно народности все затруднение заключалось в соглашении древних и новых понятий, но народность не заставляет идти назад или останавливаться, она не требует неподвижности в идеях. Государственный состав, подобно человеческому телу, переменяет наружный вид свой по мере возраста: черты изменяются с летами, но физиономия изменяться не должна…

Соловьев, И.М. Русские университеты в их уставах и воспоминаниях современников / И.М. Соловьев. – Ч. I. – СПб., 1914. – С. 53—54.

Охрана «внутреннего порядка» (1848 г.)

По поводу возникших в сопредельных империи нашей державах Австрии и Пруссии беспорядков и мятежей, стремящихся к ниспровержению законных властей и всякого общественного устройства, на случай, если бы сверх ожидания нашего, кто-либо из обывателей вверенного вам края обнаружил действия противные долгу присяги и совести, представляем вам принимать все необходимые к охранению общественной безопасности меры, не испрашивая особых на то разрешений, и признавая нужным облечь вас властию, отдельному корпусному командиру в военное время присвоенною, уполномачиваю вас.

1. Применяясь к утвержденным нами 17-го июля 1831 г. правилам для следственных комиссий, кои учреждены были во вверенных вам губерниях по делам виновных в мятеже того года[122], разделять и ныне всех лиц, кои бы на новое злоумышление противу правительства покуситься дерзнули, на три разряда: в первый долженствуют быть помещены предводители бунта, во второй — участвовавшие в действиях против войск и вообще против законной власти и третий — подписавшие возмутительные акты и все причастные к возмущению, хотя деятельного и непосредственного участия в оном не принимавшие.

2. Лиц ко всем этим разрядам причисленных, по степени участия их в преступных замыслах, предавать военному суду на правилах полевого уголовного уложения[123].

3. Судебные приговоры над мятежниками первого разряда, то есть над зачинщиками и предводителями бунта, не представляя на утверждение наше, окончательно конфирмовать вам самим и приводить в исполнение силою настоящего нашего повеления, руководствуясь статьями 595 и 596 книги 1-й Военно-уголовного устава.

4. Судебные приговоры о лицах ко второму разряду мятежников причисленных, приводить также в немедленное исполнение, донося нам о тех из числа осужденных сим образом преступников, кои принадлежат дворянскому сословию. Вместо же заслуженной преступниками сего рода смертной казни, от коей они нами освобождаются, представляется вам присуждать их к ссылке в Сибирь на работу или на поселение, смотря по важности вины.

5. Судебные приговоры о лицах, кои по степени участия в мятеже будут причислены к третьему разряду, представлять на окончательную конфирмацию главнокомандующего действующею армиею.

6. Вместе с преданием суду лиц, к помянутым трем разрядам отнесенных, в то же время имения, принадлежащие всем им, подвергать секвестру, а преступникам первых двух разрядов и немедленной конфискации.

7. Впрочем представляется вам в тех случаях, когда вина которых либо из преступников второго разряда, в отношении к нравственной ее важности, уменьшается особенными заслуживающими уважения обстоятельствами, входить к нам с особыми представлениями как об отмене предания суду и конфискации их имений, так и о смягчении или отмене наказаний, коим они по судебному приговору подвергаться будут.

8. Если бы в пределах вверенных вам губерний появились заграничные эмиссары, то тех из них, которые взяты будут с оружием в руках, судить по Полевому уголовному Уложению и судебные приговоры об них представлять на окончательное утверждение главнокомандующего действующей армиею и приводить в исполнение по его предписаниям, тех же иностранцев, которые хотя и не будут взяты с оружием в руках, но явно будут изобличены в распространении возмутительных воззваний и преступных сношениях с заграничными нарушителями общественного порядка, подвергать строгому заключению и о дальнейшей их участи, с представлением о проступках их следственных дел, испрашивать разрешение главнокомандующего действующею армиею.

9. Наконец, что касается до тех лиц, кои хотя и не будут изобличены участниками в мятеже, но навлекут на себя подозрение образом мыслей или какими-либо непозволительными сношениями, то вы не оставите принять зависящих от вас мер к учреждению строгого над ними надзора и к отнятию от них всех способов к дальнейшим во вред правительству действиям.

Авербух, Р.А. Царская интервенция в борьбе с венгерской революцией / Р.А. Авербух. – М., 1935. – С.309—311.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал