Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внутриполитические преобразования
Манифест «Об учреждении министерств» (1802 г.) ...Мы заблагорассудили разделить государственные дела на разные части, сообразно естественной их связи между собою, и для благоуспешнейшего течения поручить оные ведению избранных нами министров, постановив им главные правила, коими они имеют руководствоваться в исполнении всего того, чего будет требовать от них должность, и чего мы ожидаем от их верности, деятельности и усердия ко благу общему. — На Правительствующий же Сенат, коего обязанности и первоначальную степень власти мы указом нашим в сей день данным утвердили, возлагаем важнейшую и сему верховному месту наипаче свойственную должность рассматривать деяния министров по всем частям их управлению вверенным, и по надлежащем сравнении и соображении оных с государственными постановлениями и с донесениями прямо от мест до Сената дошедшими, делать свои заключения и представлять нам докладом... ... По сему в следующих статьях означаются все сии части в естественной их связи между собою, все предметы к ним принадлежащие, равно как и главные обязанности министров, коих ведению оные препоручаем. I. Управление государственных дел разделяется на 8 отделений, из коих каждое заключая в себе все части, по существу своему к нему принадлежащие, составляет особое министерство и находится под непосредственным управлением министра, коего мы назначаем ныне, или впредь назначить заблагорассудим. Отделения сии суть следующие: 1. Военных Сухопутных. 2. Морских Сил. 3. Иностранных Дел, по которым дела производятся в первых государственных коллегиях. 4. Отделение Юстиции. 5. Внутренних Дел. 6. Финансов. 7. Коммерции и 8. Народного Просвещения. II. Три первые государственные коллегии, Военная, Адмиралтейств и Иностранных Дел, состоят каждая в ведомстве своего министра, который также управляет и всеми местами и делами, от нее зависящими; к последней из них присоединяются и дела церемониймейстерские. III. Как должность министра юстиции особенно определена быть имеет при издании сочиняемого уложения законов; то и повелеваем до того времени оставаться оной на основании инструкции генерал-прокурора. IV. Должность министра внутренних дел обязывает его пещись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей империи. В управлении своем имеет он все части государственной промышленности, кроме части горной; в ведении его находится также построение и содержание всех публичных зданий в государстве. Сверх того возлагается на него долг стараться всеми мерами об отвращении недостатка в жизненных припасах и во всем, что принадлежит к необходимым надобностям в общежитии... ...V. Должность министра финансов имеет два главные предмета: управление казенными и государственными частями, кои доставляют правительству нужные на содержание его доходы; и генеральное всех доходов рассигнование по разным частям государственных расходов... ...Сверх того возлагается на него обязанность при конце каждого года делать для наступающего подробный штат общих государственных расходов. Сей штат должен заключать в себе, как суммы, кои по сметам министров окажутся необходимо нужными для годичного содержания в должном порядке вверенных им частей, так и государственные доходы на то ассигнованные; и для сего каждый министр по своей части обязан доставлять ему ежегодно в начале октября месяца ясный и подробный план или табель тех расходов, на кои употребляемы будут требуемые им для будущего года суммы. Министр финансов должен окончить таковой штат в ноябре месяце и вместе с генеральной ведомостью о доходах следующего года, представить на рассмотрение и утверждение наше. После чего министр сей отсылает его к государственному казначею для надлежащего по нем исполнения... ...VI. Должность министра коммерции, управляющего коммерц-коллегиею и имеющего главное начальство над всеми таможенными чиновниками, остается на основании прежде изданных узаконений. VII. Министр народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук имеет в непосредственном ведении своем главное училищное правление со всеми принадлежащими ему частями, Академию наук, Российскую Академию, университеты и все другие училища, кроме предоставленных особенному попечению любезнейшей родительницы нашей императрицы Марии Феодоровны, и находящимся по особенному повелению нашему в управлении других особ или мест, типографии частные и казенные, исключая из сих последних состоящие также под непосредственным чьим-либо ведомством, цензуру, издание ведомостей и всяких периодических сочинений, народные библиотеки, собрания крепостей, натуральные кабинеты, музеи и всякие учреждения, какие впредь для распространения наук заведены быть могут. VIII. Министры внутренних и иностранных дел, министр юстиции или генерал-прокурор, министр финансов и министр народного просвещения, имеют каждый своего помощника с званием товарища министра. IX. Всякой министр должен иметь непрерывное сношение со всеми местами под управлением его состоящими, и быть сведущ о всех делах, которые в них производятся. По сему каждое место обязано посылать к своему министру еженедельные мемории о всех текущих делах, о делах же затруднительных, или скорого решения требующих особенные представления. Министр сообразив всякое дело с пользою и выгодами всех частей ему вверенных, если найдет за нужное, делает свои замечании, а на представления дает решительные ответы, и как сии последние, так и первые сообщает предложениями. Если места сии не согласны будут с замечаниями министра на их мемории, то представляют ему о том свои рассуждения. Но когда не взирая на вторичное их представление, министр настоять будет, чтоб исполнено было по его замечаниям; тогда записывается мнение присутствующих в журнале, и чинится исполнение. X. Если в каком-нибудь деле власть министра, которой пределы ясно означены будут в тех инструкциях, коими не оставим мы снабдить каждого из них, не позволяет ему разрешить сомнения мест или чиновников, в ведомстве его состоящих, или отвратить какие-нибудь по вверенной ему части могущие встретиться неудобства, влекущие за собою потерю времени, излишние издержки, безпорядок в производстве, или какие последствия, кои преграждают путь к приведению чего либо в лучшее состояние; в таких случаях министр придумав удобное средство к преодолению таковых затруднений входит к нам докладом, из которого бы ясно можно было видеть, в чем состоит предлагаемый им способ, причину заставившую его предложить оный, и наконец пользу от того произойти долженствующую. По исследовании ж сего доклада, ежели мы признаем предлагаемые им средства за полезные, и увидим, что они не требуют ни отмены существующих законов, ни введения или учреждения новых: то мы утвердив собственноручно сей доклад министра нашего, возвращаем к нему для учинения по оном исполнения и объявления Правительствующему Сенату для ведения; к чему он и приступает немедленно. Если ж представленный им в докладе способ окажется сопряженным с отменою существующих законов, или будет требовать новых узаконений, то мы повелим министру представившему нам сей доклад, написать указ, который за подписанием нашим и контрассигнированием сего министра нашего, и будет объявлен учрежденным на то порядком Правительствующему Сенату. XI. Каждый министр прежде поднесения нам такового доклада, должен предварительно его предложить прочим министрам для надлежащего соображения со всеми государственными частями, в ведении их находящимися; в случае же нарушения сего узаконяемого нами порядка, всякой министр имеет право сделать нам о том свое представление. XII. Каждый из министров в конце года должен подавать нам через Правительствующий Сенат письменный отчет в управлении всех вверенных ему частей, исключая из них дела особенной тайне подлежащие. Отчет сей должен изображен быть так, чтобы можно было в нем видеть, какое употребление сделано из денег, отпущенных на годичное сих частей содержание, какие успехи каждая из них имела, в каком положении все они находятся и чего в будущие времена от них ожидать можно. XIII. Правительствующий Сенат исследовав сей отчет в присутствии самаго министра, требует от него, когда нужда в том настоять будет, объяснений, сравнивает его показания с рапортами, прямо от мест Правительствующему Сенату в течение того года доставленными, рассматривает все указы, по части его отделения в том году нами изданные, равно и доклады нами конфирмованные, и сим министром Правительствующему Сенату объявленные; и наконец по учинении всех сих соображений, входит к нам докладом и представляет означенный отчет министра вместе со мнением своим о управлении и состоянии дел ему порученных. XIV. Ежели Сенат и прежде окончания года усмотрит из получаемых рапортов, или из доношений губернских прокуроров, что в какую-нибудь часть вкрались злоупотребления, и что дела до нее касающиеся, производятся беспорядочно и противозаконно: в таком случае Сенат должен, не отлагая до другого времени, тотчас требовать объяснения от министра той части и ежели ответ его не будет признан удовлетворительным, то представить нам о том доклад. XV. Все министры суть члены Совета и присутствуют в Сенате. Совет не иначе приступает к рассмотрению дел, как в присутствии по меньшой мере 5 министров, в числе которых должен находиться и министр, по части коего дело будет трактовано. Дела обыкновенные трактуются в Комитете, составленном единственно из них; для других же особенную важность в себе содержащих, прочие члены Совета будут собираться один раз в неделю. XVI. Товарищ, как помощник министра, употребляется им по всем делам вверенных ему частей, и везде заступает его место, где по каким либо причинам он сам присутствовать не может; но отвечает только за те дела, кои им самим подписаны будут. XVII. Каждому министру будут назначены дни в неделе, в которые бы могли все имеющие до него надобность по его министерству, беспрепятственно его видеть и представлять ему о своих нуждах в положенные на то часы. Дни сии не прежде могут быть переменены, как по предварительном уведомлении о том в ведомостях... ПСЗ. – Т. XXVII. – № 20406. Указ «О правах и обязанностях Сената» (1802 г.) Рассмотрев представленный нам Правительствующим Сенатом во исполнение указа нашего, 5 июня 1801 года ему данного, доклад о существе его должностей, прав и обязанностей, признали мы за нужное и настоящему времени соответственное, постановить нижеследующие статьи, которые сим указом нашим в полную силу и действие приводим. 1. Сенат есть верховное место империи нашей; имея себе подчиненными все присутственные места, он как хранитель законов печется о повсеместном наблюдении правосудия; наблюдает за собиранием податей и за расходами штатными, имеет попечение о средствах к облегчению народных нужд, соблюдению общего спокойствия и тишины, и прекращению всяких противозаконных деяний во всех подчиненных ему местах. Ревизия верховного суда по делам гражданским, уголовным и межевым принадлежит беспристрастному и нелицемерному его правосудию. 2. Власть Сената ограничивается единою властью императорского величества; иной же вышней власти он над собою не имеет. 3. Единое лицо императорского величества председает в Сенате. 4. Указы Сената исполняются всеми, как собственные императорского величества. Один государь или его именной указ может остановить Сенатские повеления. 5. Все именные императорского величества указы, кроме подлежащих особливой тайне, должны взноситься в Сенат от всех мест и лиц, которым оные даны будут. 6. Сенат определяет чиновников в места, также производит в чины, на основании указа 1790 декабря 16 и 1801 годов августа 1, чисел. 7. Все коллегии, начальники губерний и мест непосредственно от Сената зависящие, во всех сомнениях и затруднениях, также обо всем уважение заслуживающем по делам рассмотрению Сената подлежащим должны относиться к нему рапортами и доношениями, так как прокуроры с своей стороны относятся к генерал-прокурору. 8. Побудительные указы выходят из Сената только по жалобам на губернские правления и палаты. Никакое место и лицо не может входить в дела в присутственных местах производящиеся: и сам Сенат не входит в дела аппеля-ционные и следственные, прежде нежели оные придут к нему по порядку. 9. Дозволяется Сенату, если бы по общим государственным делам существовал указ, который был бы сопряжен с великими неудобствами в исполнении, или по частным судным не согласен с прочими узаконениями, или же не ясен, представлять о том императорскому величеству; но когда по таковому представлению не будет учинено перемены, то остается он в своей силе. 10. Сенаторы имеют право объявлять именные указы по роду дел, изображенных в указе 1762 года. 11. Сенатор имеет долг представлять о происходящем вреде в государстве и о нарушителях закона ему известных, на основании указа 1760 года августа 16 дня. Если он в течении дела приметит упущение законного порядка и в самой канцелярии сенатской, то долгом обязан предложить о том Сенату, дабы обратить на виновного силу и действия закона. 12. Ни предполагаем, ни ожидаем, чтобы кто из мужей почтенного сословия Сената обличен был в преступлении должности сенатора, но сверх чаяния если бы то оказалось, не инде в такой вине судим будет сенатор, как только в общем собрании Сената. 13. Дела в общем Сената собрании окончательно решатся по большинству голосов, а большинство составляют две трети оных; в департаментах же единогласно... ...20. По уголовным делам, в которых идет о лишении дворянского достоинства и чинов. Правительствующего Сената департамент, по суждении, подает императорскому величеству доклады и ожидает конфирмации или указа. 21. Дела в сенате должны быть открыты каждому сенатору, и для того как в департаментах, так и в общем собрании должен быть каждому из них открыт настольный реэстр, из которого бы можно было им видеть очередь следующих к слушанию дел, и в котором бы отмечено было, когда какое дело вступило, слушано, резолюция дана, указы посланы и исполнение учинено. 22. О делах гражданских, уголовных и межевых в Сенат поступающих, публиковать каждый месяц в ведомостях, означая какое дело, под каким № записано в настольный реэстр; равным образом публиковать ежемесячно о делах решенных, означая вкратце, в чью пользу или каким образом решены... 25. На решение Сената нет апелляции; но как могут быть крайности, в коих возбранить всякое прибежище к императорскому величеству было бы опять избавление у страждущего: то и в таком случае, если бы кто жаловался на Сенат, должен предварительно дать подписку в том, что ведает законы строго запрещающие подавать несправедливые жалобы на Сенат: ибо 26. Когда жалоба окажется несправедливою, жалобщик за подачу оной предан будет суду... ПСЗ. – Т. XXVII. – № 20405. Манифест об образовании Государственного Совета (1810 г.) К утверждению и распространению единообразия и порядка в государственном управлении, признали мы нужным установлению Государственного совета дать образование, свойственное пространству и величию нашей империи. С того времени, как отечество наше, собрав во едино раздробленные некогда удельным владением его силы, природным разумом и твердостию духа отверзло[117] себе все пути к славе и могуществу, внутренние его установления[118], постепенно усовершаясь, многократно прелагаемы были[119] по разным степеням гражданского его существования. Истинный разум всех сих усовершений[120] состоял в том, чтобы по мере просвещения и расширения общественных дел, учреждать постепенно образ управления на твердых и непременяемых основаниях закона. К сему склонялись многократные постановления о лучшем образе издания законов, об устройстве порядка судного и исполнительного. ...Ныне, с помощью вышнего, положили мы совершить сие образование на следующих главных началах: I. В порядке государственных установлений, Совет составляет сословие, в коем все части управления в главных их отношениях к законодательству соображаются и чрез него восходят к верховной императорской власти. II. По сему все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном Совете, и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению. III. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти. IV. Совет составляется из особ, доверенностью нашею в сословие сие призываемых. ...VI. Министры суть члены Совета, по их званию. VII. В Совете председательствуем мы сами. VIII. В отсутствие наше, место председателя занимает один из членов, по нашему назначению. IX. Назначение члена председательствующего возобновляется ежегодно. ...Утвердив на сих основаниях бытие Государственного Совета, мы призвали в состав его людей, знанием отечественных законов, трудами и долговременною службою отличившихся... ПСЗ. – Т. XXXI. – № 24064 «Общее учреждение министерств» (1811 г.)
|