![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Первые учителя: родители
Мы рассмотрели социализацию с точки зрения детей и увидели, благодаря чему они усваивают уроки, которые преподает им общество: благодаря подкреплению, имитации, через понимание или с помощью всех трех механизмов. Теперь мы перейдем к первым учителям детей — к их родителям. Приводят ли разные способы воспитания к разному поведению у детей? Если да, то насколько устойчиво это влияние?
2 См.: Kohlberg L. Stage and sequence: The cognitive developmental approach to Глейтман Г„ Фридлунд А, Райсберг Д Социальное развитие 31
Чтобы ответить на поставленные выше вопросы, нужно определить, о каких аспектах родительского поведения пойдет речь. Около сорока лет назад психологи, изучавшие эту стадию развития, занимались только двумя моментами воспитания, которые Зигмунд Фрейд и его последователи определили как ключевые: кормление грудью и приучение к туалету. Больше или меньше счастливы дети, которых кормили или не кормили грудью? Как влияет на психику раннее излучение от груди или раннее приучение к туалету? Как было показано в нескольких работах, в долговременном масштабе подобные детали не воздействуют ни на социальное, ни на эмоциональное, ни на интеллектуальное развитие ребенка1.
|