![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Проявления привязанности
Привязанность к матери проявляется двумя путями: ее присутствие вызывает удовольствие, ее отсутствие причиняет страдание. В первые месяцы жизни младенцы принимают людей, заменяющих мать, возможно потому, что они еще не научились отличать свою мать от других людей. Но между б и 8 месяцами младенцы начинают понимать, что значит для них
2 Hess E.H. «Imprinting» in animals // Scientific American. 1958. 198. P. 82. 3 Более того, когда дети проводят первые дни своей жизни с няней или в инкубаторе, Глейтман Г., Фридлунд А, Райсберг Д. Социальное развитие 19
Оценка силы привязанности Реакция на разлуку с матерью дает возможность оценить, насколько ребенок к ней привязан. Для этой цели широко используется «ситуация с незнакомцем», разработанная Мэри Эйнсворт для изучения поведения детей в возрасте приблизительно одного года <...>. Ребенка приводят в незнакомую комнату, где много игрушек и где он может играть в присутствии матери. Чуть позже в комнату входит незнакомый человек и некоторое время говорит с матерью. Следующий шаг — короткая разлука ребенка с матерью: она уходит, а ребенок остается наедине с незнакомым человеком. Однако через несколько минут мать возвращается, а незнакомец уходит2. По данным Эйнсворт и ее коллег, все реакции детей в данной ситуации можно отнести к одной из трех категорий. Дети, поведение которых можно охарактеризовать как «надежную привязанность», исследуют незнакомое пространство, играют с игрушками и даже предпринимают осторожные попытки общения с незнакомцем, пока мать находится рядом. Их расстраивает, когда мать уходит, и они с большим энтузиазмом приветствуют ее возвращение. Другие дети демонстрируют модель поведения, которую Эйнсворт и ее коллеги назвали «ненадежной привязанностью». Часть из них они отнесли к «тревожным/сопротивляющимся». Такие дети не исследуют незнакомую комнату даже в присутствии матери, а когда мать уходит, они впадают в паническое состояние. Во время воссоединения они и ведут себя неоднозначно: сначала бегут к матери, чтобы она взяла их на руки, а затем начинают отбиваться. И еще одна модель поведения была названа «тревожный/избегающий». Такие дети ведут себя сдержанно и замкнуто с самого начала; они почти не расстраиваются, когда мама уходит, и игнорируют ее, когда она возвращается. Каково процентное соотношение детей с надежной и ненадежной привязанностью? Возможно, это зависит от особенностей культуры. В исследовании Эйнсворт участвовали дети, принадлежащие к среднему классу и
2См.: Ainsworth M.D.S., Bell S.M. Attachment, exploration, and separation: Illustrated by the behavior of one-year-olds in a strange situation // Child Development. 1970. 41. P. 49-67; Ainsworth M.D.S.. Blehar M.C., Waters E., Wall S. Patterns of attachment. Hillsdale, N. Y.: Eribaum, 1978. 20 Тема 14. Развитие личности
Стабильность привязанности Эйнсворт и ее коллеги полагают, что поведение ребенка в «ситуации с незнакомцем» отражает характеристики, которые остаются стабильными, по крайней мере, в первые годы жизни. Они уверены в том, что поведение ребенка в этой конкретной ситуации можно использовать для диагностики его поведения в любых других ситуациях. И действительно, дети, которые демонстрировали надежную привязанность в 15 месяцев, оказались более общительными и приспособленными к детскому саду2. По мнению Эйнсворт и ее коллег, это означает, что «ситуация с незнакомцем» в раннем возрасте может служить индикатором отношений между матерью и ребенком, которые сыграют важную роль в его дальнейшей социальной и эмоциональной адаптации. Некоторые теоретики даже полагают, что по силе этой привязанности можно предсказать, как у человека будут складываться романтические отношения в подростковом возрасте и даже во взрослом состоянии3. Однако существуют и другие интерпретации. Если поведение ребенка в «ситуации с незнакомцем» связано с его дальнейшим поведением, то, возможно, эта связь просто отражает относительное постоянство его физического и эмоционального здоровья, характера семейных отношений, питания и т.д. Если в возрасте около 1 года ребенок здоров, из этого следует, что в 3 или 4 года он, скорее всего, тоже будет здоровым. Следовательно, признаки этого здоровья можно будет выявить с помощью тестов и в более раннем, и в более позднем возрасте — т.е. ребенок продемонстрирует надежную привязанность к матери в «ситуации с незнакомцем» и будет хорошо адаптироваться в детском саду. Таким образом, возможно, что обе оценки социального поведения (ранней привязанности и более поздней адаптации) зависят от одного и того же фактора. Эта позиция отличается от позиции Эйнсворт, по мнению которой качество адаптации в раннем возрасте влияет на качество адаптации в более позднем возрасте.
2 См.: Waters E., Wippman J., Sroufe LA. Attachment, positive affect, and competence in the 3 См.: Hazan C, Shaver P.R. Romantic love conceptualized as an attachment process // J. Глейтман Г., Фридлунд А, Райсберг Д Социальное развитие 21
Постоянная сила привязанности также может отражать постоянство в поведении матери, а не некую стабильную черту ребенка. Мать, которая была мягкой и любящей, когда ее ребенку было 15 месяцев, скорее всего, останется такой же в течение следующих 2 лет. То же можно сказать и о раздражительной или холодной матери. Неудивительно, что подобные различия в поведении матери влияют и на ребенка: исследования показывают, что матери детей, имеющих надежную привязанность, более активны, открыты и ответственны по сравнению с матерями, к которым дети испытывают ненадежную привязанность2. Еще один фактор, который нельзя не принимать во внимание, — это темперамент ребенка, то, насколько он по складу характера чувствителен или общителен. Темперамент может влиять как на силу привязанности ребенка к родителям в раннем возрасте, так и на его адаптацию в детском саду в более позднем. В таком случае причина взаимосвязи между проявлениями привязанности и уровнем адаптированности кроется в самом ребенке, а не в факторах, которые мы перечислили выше3. Привязанность к отцу До сих пор мы рассматривали только привязанность ребенка к матери. Это не случайно, так как в большинстве культур маленькие дети проводят большую часть своего времени с мамой4. Означает ли это, что отцов как родителей можно проигнорировать? Отнюдь нет. Исследования, в которых «ситуация с незнакомцем» проходи-
2 См.: Lamb M.E., Thompson R.M., Gardner W., Charnov E.L., Estes D. Infant-mother 3 См.: Kagan J. The nature of the child. N. Y.: Basic Books, 1984. 4 См.: Lamb M.E. (Ed.). The father's role: Cross-cultural perspectives. Hillsdale, N. Y.: 22 Тема 14. Развитие личности
Хотя привязанность к обоим родителям одинаково сильна и возникает одинаково рано, она различается по качеству. Главное различие состоит в том, что общение матери с детьми — это, в основном, забота, а общение отца — игра, причем игра отца с детьми сопровождается энергичными физическими действиями: папы поднимают детей на руки, раскачивают их, подбрасывают в воздух. В отличие от отцов, матери играют с детьми более спокойно, рассказывая им истории, стихи и сказки, обнимая и лаская их. Дети и реагируют соответственно, прибегая к маме, если им хочется заботы и ласки, и к папе — если хочется поиграть. Это различие закладывается еще в раннем детстве, когда маме ребенок чаще улыбается, а глядя на папу — смеется. Двое из троих детей, которые учатся ходить, в качестве партнера для игры выбирают папу, а не маму. Несмотря на имеющиеся исключения, общая модель ясна: мама — это комфорт и безопасность, папа — это развлечение и веселье2. В чем причина таких различий? Конечно, социальные и экономические факторы играют здесь определенную роль. В большинстве культур мужчина — добытчик, и поэтому он меньше времени, чем женщина, занимается воспитанием детей. Т.е. если матери занимаются детьми на протяжении целого дня, то отцы концентрируют свое общение с ними в коротких эпизодах интенсивной игры3. Однако причины различий в моделях родительской заботы не исчерпываются социально-экономическими факторами. Существуют данные сравнительного исследования отцов, которые были «вторыми воспитателями» ребенка (как это часто бывает в американских семьях) и тех, которые были «первыми воспитателями». Поведение отцов из этих двух групп оказалось схожим. И те и другие играли со своими детьми в более активные игры, чем это делали матери4. Следовательно, отцовское поведение не просто отражает действие социальных факторов. Оно,
2 См.: Clarke-Stewart A. And daddy makes three: The father's impact on mother and 3 См.: Roopnarine J.L., Johnson J.E., Hooper F.H. Children's play in diverse cultures. 1 См.: Field T. Interaction behavior of primary versus secondary caretaker fathers // Developmental Psychology. 1978. 14. P. 183-184. Глейтман Г., ФридлунА А, Райсберг Д Социальное развитие 23
Ранняя разлука с матерью и детские учреждения Многие авторы считают, что ранняя разлука с матерью может причинить ребенку психологический вред. Так, Джон Боулби, позицию которого мы изложили выше, предполагает, что любое нарушение первичной привязанности ребенка к матери приводит к развитию у него неуверенности в дальнейшей жизни. С этой точки зрения, разлука опасна для ребенка, а непрерывность общения с матерью играет важную роль в формировании его душевного здоровья1. Одно время это мнение широко поддерживалось в Соединенных Штатах и имело разнообразные последствия для общества. Из-за него многие женщины не могли позволить себе оставить ребенка под присмотром другого человека, что работающая женщина не может не делать. Эта точка зрения также влияла на решения судов относительно местопребывания ребенка в пользу дома (где, как подразумевается, у ребенка сформировалась привязанность), несмотря на очевидное отсутствие дома родительской заботы и жестокое обращение2. Однако в последние годы эта позиция подвергается сомнению, что немаловажно, принимая во внимание, что более 60 процентов матерей в США сейчас работают вне дома, а количество семей с одним родителем растет. Семейная жизнь в Америке уже не та. Все чаще днем ребенок находится в детских учреждениях, персонал которых проводит с ним даже больше времени, чем члены его собственной семьи3. Как все это отражается на психологическом благополучии детей? Некоторые факты свидетельствуют о том, что уменьшение количества времени, которое дети проводят с матерью, дает негативный эффект. Например, дети, которые в первый год своей жизни проводили много времени (более 20-ти часов в неделю) без матери, под присмотром других лиц, чаще других демонстрировали ненадежную привязанность в «ситуации с незнакомцем», а также были менее склонны выполнять требования или просьбы взрослых4.
2 См.: Maccoby E.E. Social development. N. Y.: Harcourt Brace Jovanovich, 1980. 3 См.: Hofferth S.L. Child care in the United State today // The Future of Children. 4 См.: Barglow P., Vaughn B.E., Molitor N. Effects of maternal absence due to employment 24 Тема 14. Развитие личности
В общем, мы можем заключить, что если качество ухода за ребенком в дневное время достаточно высоко, дети не страдают2. Если качество ухода низкое, картина может быть иной. Например, данные одного исследования показали, что если качество работы детского учреждения, которое посещает ребенок, низкое, то в дошкольном возрасте он будет с большей вероятностью вести себя невнимательно и необщительно, чем его сверстники, которые посещали учреждения с хорошим качеством обслуживания3. В другой работе было показано, что дети, которые в 4 года посещали хороший детский сад, в 8 лет превосходили по показателям эмоционального и социального развития своих ровесников, принадлежащих к тому же социальному слою и семьям с таким же доходом, но посещавших не столь хорошие детские сады4. Чем определяется качество детского учреждения? Соотношением количества взрослых с количеством детей; способом и качеством отбора воспитателей, уровнем текучести кадров и теми возможностями физического развития, которые учреждение предоставляет детям.
2 См.: Howes C, Hamilton C.E. Child care for young children // Spodek B. (Ed.). Handbook 3 См.: Howes С Can the age of entry into child care and the quality of child care predict 4 См.: Vandell D.L., Henderson V.K., Wilson K.S, A longitudinal study of children with Глейтман Г., Фридлунд А, РайсбергД. Социальное развитие 25
Когда привязанность вообще отсутствует Итак мы установили, что ненадежная привязанность как следствие плохого качества ухода за ребенком в дневное время или отношений с родителями, нарушенных разводом, вредна для детей. Но что же происходит в том случае, когда привязанность вовсе не сформировалась? Дети, которые воспитываются в неподходящих учреждениях. Некоторые факты были получены при исследовании детей, которые воспитывались в приюте, где получали нормальное питание и заботу с материальной точки зрения, но социальная и сенсорная стимуляции были при этом минимальными. В одном таком учреждении дети в первые 8 месяцев проживания содержались в отдельных комнатках, чтобы предупредить инфекционные заболевания. Короткие контакты со взрослыми были ограничены временем, в течение которого детей кормили или пеленали. Кормление происходило в кроватке с закрепленной бутылочкой. Социальный обмен был минимальным, вербальное общение — тоже, с детьми практически не играли, и шанс, что няня придет на крик ребенка, был ничтожно мал3. Когда этих детей сравнивали с теми, кто воспитывался в нормальных условиях, в первые 3—4 месяца не наблюдалось никакой разницы. После этого срока проявлялись резкие различия между группами. Дети, которым не хватало общения, демонстрировали серьезные нарушения социального развития. Некоторые из них ненасытно требовали любви и внимания. Другие (большая часть) были апатичны в своих реакциях на людей. Они редко пытались приблизиться к взрослым для того, чтобы их обняли или погладили. Остальные (меньшая часть) сидели в углу своей кроватки, погруженные в себя, и раскачивались взад-вперед с ничего не выражающим лицом.
2 См.: Helburn S.W., Howes C. Child care cost and quality // The Future of Children. 3 См.: Goldfarb W. Emotional and intellectual consequences of psychological deprivation 26 Тема 14. Развитие личности
Подобные проблемы возникают не просто потому, что ребенок воспитывался в приюте. Значение имеет качество приюта (что аналогично случаю с дошкольными детскими учреждениями, который мы уже рассмотрели): дети из приюта, где качество воспитания было хорошим, не имеют таких проблем. Например, в одном исследовании изучались дети, которые не менее 2-х лет воспитывались в приюте, где имелась возможность общения. В 4 или в 8 лет, после того как они были приняты в семью или взяты на воспитание, они демонстрировали лучшие показатели эмоционального и социального развития, чем те дети, которые вернулись к своим родителям2. Обратимы ли эффекты социальной депривации в раннем возрасте? Совершенно ясно, что значительная социальная депривация в этом возрасте имеет неблагоприятные последствия. Но происходит ли это именно потому, что опыт депривации был пережит так рано? Иными словами, является ли раннее детство периодом, особенно важным —- и даже критическим — для развития человека? И являются ли последствия неблагоприятного раннего жизненного опыта необратимыми? По мнению Фрейда — и многих других психологов, — ответ однозначно положительный. Для Фрейда не существовало вопроса: «Имеют ли события первых лет жизни ребенка первостепенное значение для всей его последующей жизни?». Его позиция в определенной степени была близка кальвинистской доктрине предназначения. Согласно Джону Кальвину, каждому человеку предназначено быть благословенным или проклятым даже до того, как он родился. По Фрейду, жребий брошен уже к 5 или б годам. Судя по результатам более поздних исследований, роль прошлого не столь всеобъемлюща, как полагал Фрейд. В одной работе запущенные или изолированные дети изучались после того, как они были перемещены в более благоприятные условия воспитания. Их состояние было в каждом индивидуальном случае разным: у одних наступило значительное улучшение, другие сохранили серьезные социальные и интеллектуальные нарушения3.
2 См.: Tizard В., Hodges J. The effect of early institutional rearing on the development 3 См.: Cole M., Cole S.R. The development of children. N. Y.: Freemen, 1996. Глейтман Г., Фридлунл А., РайсбергА^ Социальное развитие 27
Скажем, самый простой путь на второй этаж дома ведет через первый. Но ведь всегда можно принести лестницу и забраться на второй этаж через окно.
|