Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теплота в отношении к другим






Социальное приспособление зрелого человека характеризуется дву­мя очень разными видами теплоты. С одной стороны, благодаря расши­ренному Я такой человек становится способным на значительную ин­тимность в любви, идет ли речь о привязанности в семейной жизни или о глубокой дружбе. С другой стороны, он избегает праздной, навязчивой, собственнической вовлеченности в отношения с другими людьми (даже со своей собственной семьей). Благодаря определенной отстраненности

1 Allport G. W. The psychology of participation // Personality and social encounter. Boston: Beacon, 1960. Ch. 12.


Олпорт Г. Зрелая личность

он может уважать и признавать человечность всех людей. Этот тип теп­лоты можно назвать состраданием.

И интимность, и сострадание требуют, чтобы человек не обременял, не раздражал других и не препятствовал им свободно искать их собственную идентичность. Постоянные жалобы и критика, ревность и сарказм отрав­ляют социальные взаимоотношения. Умудренную женщину спросили, что она считает самым важным жизненным правилом. Она ответила: «Не отравляй воздух, которым должны дышать другие люди».

Это уважение к людям как индивидуальностям достигается через образное расширение собственного переживания жизни. Человек приходит к пониманию, что все смертные находятся в одинаковом положении: они не просили впустить их в мир, они обременены необходимостью выжить; ими играют влечения и страсти; они сталкиваются с неудачами, страдани­ями, но как-то продолжают жить. Никто не знает наверняка смысла жиз­ни, каждый взрослеет, плывя к неизвестному месту назначения. Жизнь за­жата между двумя эпохами забытья. Неудивителен возглас поэта: «Хвала Господу за каждую крупицу человеческого сострадания».

Именно здесь мы встречаемся с «терпимостью» и «демократичес­ким складом характера», так часто выступающими как знак зрелости. Напротив, незрелый человек чувствует, что только ему свойственны от­личительно человеческие переживания страстей, страхов и предпочте­ний. Важен только он и его род, больше никто. Его церковь, его ложа, его семья и его нация образуют безопасную зону, все остальное — чужое, опасное и должно быть исключено из его формулы выживания.

Нужно кое-что добавить о более глубоких личностных привязаннос­тях. Можно смело сказать, что ни один человек (будь он зрелый или незре­лый) никогда не любит (и не бывает любим) достаточно. Но оказывается, что менее зрелый человек в значительно большей степени хочет получать любовь, чем дарить. Когда он дарит любовь, это обычно происходит на его собственных условиях: я отдаю тебе предпочтение, ты платишь за приви­легию. Собственническая, калечащая любовь (ею некоторые родители обре­меняют своих детей) достаточно обыденна, но нездорова ни для дарителя, ни для получателя. Трудный урок, который надо выучить родителям (или жене, мужу, любовнику, другу), состоит в том, что он должен хотеть компа­нии другого человека, желать ему добра и принимать его таким, каков он есть, не накладывая на него железные оковы обязательств.

Генитальность. Некоторые психоаналитики имеют обыкновение отож­дествлять зрелость с тем, что они называют генитальностью. Секс —- это такая доминантная тема в большинстве жизней, что некоторые теоретики считают достижение полного оргастического генитального удовлетворения главным признаком зрелости. Они утверждают, что свободная игра сексу­альной функции — лучшая мера способности индивида преодолеть репрес­сивные силы общества и давление инфантильных сексуальных фиксаций. Однако насильники и извращенцы тоже могут быть способны на полное


110 Тема 14. Развитие личности

оргастическое удовлетворение, поэтому появляется необходимость модифи­цировать критерий, сузив сексуальное удовлетворение до «переживаемого с любимым партнером противоположного пола». Эриксон формулирует это так.

«Психоанализ подчеркнул генитальность как один из основных признаков здоровой личности. Генитальность — это потенциальная способность развивать оргастическую силу в отношении к любимому партнеру противоположного пола. Оргастическая сила здесь означает не сексуальную разрядку в физиологичес­ком смысле по Кинзи, а гетеросексуальную взаимность с полной генитальной чувствительностью и с общей разрядкой напряжения во всем теле... Идея оче­видно состоит в том, что переживание кульминационной взаимности оргазма дает важный пример взаимного регулирования сложных паттернов и в неко­торых отношениях умиротворяет потенциальную ярость, вызванную повседнев­ными свидетельствами противоположности мужчины и женщины, факта и фан­тазии, любви и ненависти, работы и игры. Удовлетворительные сексуальные отношения делают секс менее навязчивым, а садистический контроль — из­лишним»1.

Несмотря на убедительность этого аргумента, мы, тем не менее, зна­ем и исключения. Не доказано, что каждый генитально зрелый индивид здоров во всех областях своей жизни. Не очевидно также, что сексуаль­ное влечение так тесно связано со всеми областями личности, как требу­ет эта теория. Наконец, есть бесчисленные примеры мужчин и женщин, давших обет безбрачия, и даже сексуальных девиантов, чьи выдающиеся достижения и поступки не позволяют считать этих людей «незрелыми».

К какому же выводу мы приходим? С нашей стороны будет мудрым признать, что во многих жизнях генитальная зрелость действительно со­провождает общую личностную зрелость. В то же время мы не можем в любом случае утверждать, что зрелые люди не переживают фрустраций и не имеют отклонений в обращении со своими импульсами, включая разветвленные сексуальные импульсы. Трудность мы видим в отождеств­лении мотивации взрослых почти исключительно с сексуальным влече­нием. Можно легко признать, что такое важное влечение, управляемое зрелым образом, может хорошо соразмеряться с общей зрелостью и под­креплять ее, и в то же время не сводить всю проблему зрелости к гени-тальности.

Эмоциональная безопасность (принятие себя)

Мы легко замечаем разницу между эмоционально уравновешенным человеком и человеком раздражительным, дающим волю вспышкам гне­ва и страсти (включая чрезмерное увлечение алкоголем и навязчивые

' Erikson E. H. Growth and crises of the healthy personality // Identity and the life cycle: selected papers. Psychological Issues. Monographs. Jfs 1. N. Y.: Int. Univ. Press, 1959. P. 96.


Олпорт Г. Зрелая личность

взрывы богохульства и сквернословия). Эгоист, повеса, инфантильный че­ловек — это личность, не прошедшая успешно нормальные стадии раз­вития и все еще озабоченная всякими мелкими осколками эмоциональ­ных переживаний.

Многие авторы говорят о принятии себя. Эта черта зрелости вклю­чает способность избегать чрезмерной реакции на то, что относится к от­дельным влечениям. Человек принимает свое сексуальное влечение и делает все, что может, чтобы управлять им с минимумом конфликтов с самим собой и обществом; он не отмечен ни сластолюбивым распутством, ни стыдливой подавленностью. Каждый страшится чего-то (будь то не­посредственная опасность или отдаленная, но неизбежная смерть), но с этим можно справляться путем принятия. В ином случае развивается невротическая озабоченность острыми предметами и высотой, здоровой пищей и лекарствами, самозащитными суевериями и ритуалами.

Особенно важно качество, называемое «фрустрационной толерантно­стью». Раздражение и огорчения — вещи повседневные. Незрелый взрос­лый, как ребенок, встречает их приступами гнева или жалобами, обвинени­ем других и жалостью к себе. В противоположность этому зрелый человек терпит фрустрацию, принимает вину на себя (будучи «интрапунитивным»), если это уместно. Он может дождаться удобного случая, преодолеть препят­ствие обходным путем или, при необходимости, покориться неизбежности. Определенно неверно, что зрелый человек всегда спокоен, невозмутим и ве­сел. Его настроения меняются, он по характеру может быть даже пессими­стичным или подавленным. Но он научился жить со своими эмоциональ­ными состояниями так, что те не толкают его к импульсивным действиям и не вмешиваются в благополучие других.

Он, вероятно, не смог бы так делать, если бы у него не развилось ус­тойчивое чувство безопасности в жизни. Какое-то отношение к этому раз­витию имеет раннее детское чувство «базового доверия». И на более по­здних стадиях он как-то научился не воспринимать каждый булавочный укол его гордости как смертельную рану и каждый страх — как знак бедствия. Чувство безопасности ни в коем случае не абсолютно. Никто не контролирует время, приливы и отливы, налоги, смерть и катастрофы. С расширением чувства Я человек идет на новые риски и осознает но­вые возможности неудачи. Но эта небезопасность как-то сдерживается ощущением соразмерности. Он осторожен без паники. Самоконтроль — это отражение чувства пропорции. Зрелый человек выражает свои убеж­дения и чувства, учитывая убеждения и чувства других, и не чувствует угрозы вследствие выражения эмоций — собой или другими. Чувство со­размерности не является изолированным свойством личности. Оно обра­зуется в связи с тем, что такой человек обычно смотрит на окружающее реалистически и обладает интегральными ценностями, которые контро­лируют и сдерживают поток эмоциональных импульсов.


112 Тема 14. Развитие личности

Реалистическое восприятие, умения и задачи

Можно сказать, что личность — это ткань, основу которой состав­ляют чувства и эмоции, а утком служат высшие психические процессы.

Мы уже видели, что повседневное восприятие и познавательные ак­ты здоровой личности в целом отличаются эффективностью и точностью. Можно сказать, что у здорового человека есть «установки», ведущие к тому, что он больше соответствует действительности, чем не столь здоро­вый человек. Зрелость не искажает реальность, чтобы приладить ее к по­требностям и фантазиям человека.

Означает ли этот факт, что ни один человек не может быть здоро­вым и зрелым, если у него нет высокого IQ? В положительном ответе на этот вопрос есть доля истины, но есть и опасность. Очевидно, некий ми­нимум способностей памяти, вербальных (символических) умений и об­щей способности решения проблем необходим. Быть зрелым означает иметь эти базовые интеллектуальные способности. Но обратное неверно. Многим людям с высоким интеллектом недостает эмоциональной урав­новешенности и интеллектуальной организации, которые присущи здоро­вой личности.

Психолог Терман изучал популяцию одаренных детей, чьи показатели по тестам интеллекта были так высоки, что каждый ребенок буквально был «од­ним на тысячу». Они не только были высоко интеллектуально одарены, но и (в среднем) имели преимущества в здоровье, физической форме и социоэконо-мической поддержке.

Однако повторное исследование через двадцать пять лет обнаружило, что в личностной организации этих субъектов было не меньше неудач, чем в общей популяции того же возраста. Алкоголизм и психозы были распространены так же. Встречалась плохая (даже очень плохая) приспособляемость, хотя сравне­ние со средней популяцией затруднительно. Конечно, многие успешно реали­зовали свои детские задатки1. Но в целом мы вынуждены заключить, что ис­ключительный интеллект сам по себе не гарантирует зрелости.

У здорового человека не только восприятие в основном соответству­ет действительности, а когнитивные операции точны и реалистичны; ему доступны и необходимые умения решения объективных проблем. У здо­рового в остальном человека, лишенного «ноу-хау» в своей профессии (будь то механика, искусство управления государством или домашнее хозяйство), будет недоставать уверенности и средств для саморасширения, которое пред­полагает зрелость. Мы часто встречаем незрелых людей, обладающих мас­терством, но мы никогда не встречаем зрелых людей, не имеющих целенап­равленных умений.

' Terman L. M., Oden M. H. Genetic studies of genius: IV. The gifted child grows up. Stanford (Calif.): Stanford Univ. Press, 1947. < Подробнее о «программе Термана» см.: Шнейдман Э. Душа самоубийцы. М: Смысл, 2001. С. 210-227.>


Олпорт Г. Зрелая личность

Наряду с реалистичностью и умениями мы должны упомянуть и способность погружаться в свою работу (на это указывают Фрейд, Мас-лоу и авторы калифорнийского исследования). Зрелые люди сосредо­точены на проблеме, на чем-то объективном, что стоит делать. Задача за­ставляет их надолго забыть об удовлетворении влечений, удовольствии, гордости, защите. Этот конкретный критерий может быть связан с «от­ветственностью», подчеркиваемой мыслителями-экзистенциалистами. Именно в духе экзистенциализма нейрохирург Харви Кашинг однажды сказал: «Единственный способ выносить жизнь — иметь задачу, которую надо выполнить».

Короче говоря, зрелый человек тесно соприкасается с тем, что мы называем «реальным миром». Он видит объекты, людей и ситуации та­кими, какие они есть. И у него есть дело, которое ему важно делать.

Здесь мы должны добавить пару слов относительно «экономической зрелости». Для многих людей борьба за то, чтобы заработать на жизнь, со­хранить платежеспособность, выдержать яростную экономическую конку­ренцию, выступает как основное требование жизни. Это вызывает напря­жение и порождает кризис, который часто корежит человека сильнее, чем кризис сексуальный или кризис идентичности. Студенты колледжа не всегда правильно оценивают вызов, с которым им предстоит столкнуть­ся, когда они вступят в конкуренцию за доллар. Молодые люди, еще не испытавшие жестоких истязаний на рыночной площади, иногда кажутся спокойными и даже расслабленными. Быть в состоянии содержать себя и свою семью (в Америке, где жизненные стандарты постоянно растут) — пугающее требование. Уметь отвечать на него без паники, без жалости к себе, не сдаваясь, не уходя в защиту, враждебность, самообман, — один из признаков зрелости.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал