![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Замечания о старении
Мы настаивали, что процесс старения не обязательно то же самое, что «созревание» личности. Однако старение — нормальная стадия жизни и поэтому заслуживает специального внимания теории личности. Значительное возрастание интереса к этой теме в последние годы вызвано тем, что с 1900 г. средняя продолжительность жизни увеличилась Олпорт Г. Зрелая личность 127
Недавние исследования показали, что многие старики отнюдь не страдают от слабости и нетрудоспособности. Вышедшие на пенсию и загнанные в фактическую изоляцию, они еще обладают высокими возможностями и сильной направленностью. Верно, что после 20—30 лет снижаются как биологические силы, так и острота чувствительности и сноровка в прохождении «тестов на интеллект». Но способности к пониманию, рассуждению и оценке это не касается. Наоборот, они могут улучшаться благодаря большему доступному запасу опыта. Исследования говорят, что показатели пожилых людей на производстве удивительно высоки. При равной с более молодыми рабочими производительности труда у них меньше производственных несчастных случаев, ниже текучесть кадров. У них есть также тенденция к большей стабильности и лояльности (если они не находятся под строгим наблюдением). Но они менее эффективны в работе, требующей непрерывных быстрых действий1. Для пояснения возьмем статистику дорожно-транспортных происшествий. Молодые люди в возрасте до двадцати пяти лет имеют значительно более высокие показатели по тестам на моторную координацию и умения, но и частота автомобильных аварий у них намного выше, чем у водителей старше шестидесяти. Страховые компании признают этот факт, взимая очень высокие страховые взносы с молодых водителей. Ясно, что пожилые люди осторожностью и рассудительностью компенсируют то, что утратили в моторных навыках2. Но рассмотрение старения только в терминах средней компетентности, средних установок и средних проблем кажется довольно поверхностным. Ни один старый человек, имеющий уникальную личность, развивавшуюся на протяжении жизни, не может рассматриваться просто как воплощение усредненного типа. Уникальность сохраняется до могилы. Самый важный урок, который мы можем извлечь из многих психологических исследований, состоит в том, что старые люди не слишком отличаются после ухода на пенсию от того, какими были до этого. Их жизненный по-
2 См.: DeSilva H. R. Age and highway accidents // Scientific Monthly. 1938. Vol. 47. P. 536-545; McFarland R. A., Moore R. C, Warren A. B. Human variables in motor vehicle accidents. Boston: Harvard School of Public Health, 1955. 128 Тема 14. Развитие личности
Резюме Психологи не могут сказать нам, что значат нормальность, здоровье или зрелость личности. Но каждый практически мыслящий человек, включая психологов и психотерапевтов, хотел бы это знать. Изучая громадную литературу по теме, мы обнаружили много общего во взглядах исследователей, по крайней мере представляющих ценности западной культуры. В частности, мы нашли шесть критериев, отражающих области согласия. Зрелая личность: (1) обладает сильно расширенным чувством Я; (2) в состоянии тепло относиться к другим в интимных и не интимных контактах; (3) обладает чувством фундаментальной эмоциональной безопасности и принятием себя; (4) воспринимает, думает и действует активно и в согласии с внешней реальностью; (5) способна к самообъективации, пониманию себя и юмору; (6) живет в гармонии с единой философией жизни. Цели психотерапии и консультирования иногда формулируются без учета всех этих критериев зрелости. Те же самые промахи отмечают нашу политику в отношении старых людей. Более разумно для этики и психологии было бы поощрять развитие человеческого потенциала во всех шести направлениях с детства и до конца жизни. А. И. Солженицын СТАРЕНИЕ1 Сколько написано об ужасе смерти, но и: какое же естественное она звено, если не насильственна. Помню в лагере греческого поэта, уже обреченного, а лет — за тридцать. И никакого страха перед смертью не было в его мягко-печальной улыбке. Я изумился. А он: «Прежде чем наступает смерть, в нас происходит внутренняя подготовка: мы созреваем к ней. И уже ничто не страшно». Всего год прошел тогда — и я испытал все это на себе сам, в мои тридцать четыре. Месяц за месяцем, неделя за неделей клонясь к смерти, свыкаясь, — я в своей готовности, смиренности опередил тело. Так насколько же легче, какая открытость, если к смерти медленно подводит нас преклонный возраст. Старенье — вовсе не наказание Божье, в нем своя благодать и свои теплые краски. Тепло видеть возню ребятишек, набирающих крепости и характера. Теплить может даже ослабление твоих сил, сравниваешь: а каким, значит, коренником я был раньше. Не вытягиваешь целого дня работы — сладок и краткий перерыв сознания, и снова ясность второго или третьего утра в день, еще подарок. И есть наслаждение духа — ограничиваться в поедании, не искать вкусовых переборов: еще ты вживе, а поднимаешься выше материи. И тонкий голосок синиц в еще оснеженном полувесеннем лесу — вдвойне милее от того, что скоро ты их не услышишь, наслушивайся! А какой неотъемный клад — воспоминания; молодой того лишен, при тебе же они все, безотказно, и живой отрывок их посещает тебя ежедень — при медленном-медленном переходе от ночи ко дню, ото дня к ночи. Ясное старение — это путь не вниз, а вверх. Только не пошли, Бог, старости в нищете и холоде. Как — и бросили мы стольких и стольких...
Самосознание личности. Я-концепция: структура, основные функции и развитие Р. Берне ЧТО ТАКОЕ Я-КОНЦЕПЦИЯ1 Прежде чем вы начнете читать, взгляните на схему (рис. 1). Какие из приведенных характеристик вы могли бы отнести к себе? Отметьте те из них, которые являются, на ваш взгляд, наиболее устойчивыми. А теперь распределите выделенные характеристики по трем столбцам, выражающим ваше отношение к собственным качествам. Много ли нашлось характеристик, которые вас удовлетворяют? Будем надеяться, что
Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. С. 30—47. Берне Р. Что такое Я-концепция 131
Эта процедура, конечно, не обладает ни надежностью, ни валидно-стью, но она заставляет задуматься о том, что же такое Я-концепция, и придает этому отвлеченному на первый взгляд понятию довольно конкретные очертания. Таким образом, первое, интуитивное представление о Я-концепции у вас уже сложилось. Теперь давайте подумаем, что же вы, в сущности, делали, работая с этой схемой. Во-первых, вы описывали себя, пользуясь определенным набором характеристик, а во-вторых, пытались выразить довольно элементарно свое эмоциональное отношение к собственным качествам. Следовательно, в ваших действиях присутствовали два момента, которые в этой книге будут рассматриваться как основополагающие аспекты Я-концеп-ции. Я-концепция — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концеп-ции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Я-концепция как совокупность установок «на себя» Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента: 1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необос 2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально- 3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражать Применительно к Я-концепции эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом: 1. Образ Я — представление индивида о самом себе. 2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая 132 Тема 14, Развитие личности
Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений, вклад которых в Я-концепцию мы рассмотрим в дальнейшем. А сейчас сосредоточимся на трех основных составляющих ^-концепции.
|