Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самообъективация: понимание и юмор






Чтобы хорошо жить, сказал Сократ, главное — познать себя. Это не­простая задача. Сантаяна писал: «Ничто не требует большего интеллекту­ального героизма, чем готовность видеть расшифрованным собственное уравнение». Лорд Честерфилд был, возможно, слишком самонадеян, когда писал сыну: «Я знаю себя (это, замечу, не обычные знания). Я знаю, что я могу, чего я не могу и, следовательно, что мне следует делать».

Люди, как правило, думают, что хорошо понимают себя. Среди студен­тов-психологов различных курсов 96 % утверждали, что обладают средним или выше среднего пониманием себя, и только 4 % признавали возможную недостаточность такого понимания. Поскольку мыслям о себе мы посвя­щаем много времени, хотелось бы надеяться, что эти наши мысли соответ­ствуют действительности, т.е. что мы на самом деле знаем реальное состо­яние вещей.

8 Зак. 1664


114 Тема 14, Развитие личности

Понятие «инсайт» (часто говорят «само-инсайт») пришло из психи­атрии. Согласно психиатрическому употреблению, инсайт приписывают пациенту, знающему, что он (а не кто-то еще) страдает от дезориентации. Распространяя это использование понятия на нормальную популяцию, мы можем сказать, что точное самопознание — это измерение, в котором люди занимают положение в диапазоне от высокого самопонимания до низкого или отсутствующего.

В этой связи интересно исследовать автобиографии. Некоторые авторы склон­ны сосредоточиваться на своих недостатках и «объективно» исповедуются в них перед читателем, видя в том добродетель. Возможно при этом, что они скрывают некоторые тайны от любопытных глаз (даже своих собственных). Люди знают за собой какие-то случаи подлости или стыда, которые было бы слишком унизительно раскрывать (и даже увидеть). И, конечно, многие авто­биографии — всего лишь витиеватые самооправдания1.

Понимает себя индивид или нет? Что по этому поводу может ска­зать психолог? Согласно старинному изречению, у каждого есть три ха­рактера:

1) тот, который у него есть;

2) тот, который, по его мнению, у него есть;

3) тот, который, по мнению других, у него есть.

В идеале самопознание должно измеряться через соотношение меж­ду первыми двумя пунктами, ибо отношение того, что человек думает про себя, к тому, чем он реально является, дает совершенное определение и по­казатель понимания себя. Однако очень трудно практически получить по­зитивное доказательство того, каков человек в биофизическом смысле. Поэтому, в конечном счете, самым практичным показателем становится соотношение между вторым и третьим пунктами, а именно отношение того, что человек думает о себе, к тому, что другие (особенно изучающий его психолог) думают о нем. Слова человека о том, что весь мир, включая пси­холога, неправ относительно него, невозможно опровергнуть. Если он на этом настаивает, то Бог ему судья.

Психологи знают, что есть определенные корреляты самопонимания. Например, тот, кто осознает свои неприятные качества, с гораздо меньшей вероятностью станет приписывать их другим людям; он, так сказать, менее склонен к «проекции», чем тот, кому не хватает понимания себя2. Люди с высоким пониманием себя лучше знают других людей и с большей веро­ятностью принимаются ими3. Есть также свидетельства того, что люди с

1 Подробнее об этом см.: Allport G. W. The use of personal documents in psychological science. N. Y.:
Soc. Sci. Res. Council. Bull. 1942. № 49.

2 См.: Sears R. R. Experimental studies of projection: 1. The attribution of traits // Journal of Social
Psychology. 1936. Vol. 7. P. 151-163.

3 См.: Norton R. D. The interrelationships among acceptance - rejection, self - other identity,
insight into self, and realistic perception of others // Journal of Social Psychology. 1953. Vol. 37.
P. 205-235.


Олпорт Г. Зрелая личность

хорошим самопониманием в среднем имеют сравнительно более высокий интеллект1. Вспомним также, что студенты, оцененные как более «здоро­вые», имели и более высокое понимание себя.

Юмор. Быть может, самый поразительный коррелят самопонима­ния — это чувство юмора. В одном неопубликованном исследовании, где испытуемые оценивали друг друга по большому количеству черт, корре­ляция между оценками по пониманию себя и по юмору оказалась рав­ной 0.88. Такой высокий коэффициент означает либо то, что личности с хорошим пониманием себя имеют также большое чувство юмора, либо то, что лица, производившие оценку, не смогли различить эти два каче­ства. Но результат важен и в том, и в другом случае.

Тесную связь этих двух черт демонстрирует личность Сократа. Ле­генда рассказывает, как на представлении «Облаков» Аристофана Сократ встал, чтобы развлекающаяся публика могла лучше сравнить его лицо с маской, предназначенной для его осмеяния. Обладая хорошим самопони­манием, он был способен беспристрастно воспринять карикатуру и по­мочь шутке, посмеявшись над собой вместе с другими.

Что собой представляет чувство юмора? Романист Мередит говорит, что это есть способность смеяться над вещами, которые любишь (вклю­чая, конечно, себя самого и все, что к тебе относится), и, тем не менее, любить их. Настоящий юморист видит за каким-то серьезным предме­том (собой, например) контраст между видимостью и сущностью.

Чувство юмора необходимо резко развести с более грубым чувст­вом комического. Последним обладают почти все люди — как дети, так и взрослые. То, что обычно считается забавным — на сцене, на юмо­ристических страницах журналов, на телевидении, — состоит из абсурда, грубых шуток или каламбуров. Большей частью смех вызывается уни­жением некоего воображаемого оппонента. Агрессивные импульсы лишь слегка замаскированы. В этом «внезапном торжестве» собственного Эго Аристотель, Гоббс и многие другие видели главный секрет смеха. С аг­рессивным остроумием (высмеиванием других) связан смех над непри­стойностью, вызываемый освобождением подавленного. В основе много­го, что мы зовем комичным, лежат агрессия и секс.

Маленький ребенок остро чувствует комическое, но почти никогда не смеется над собой. Даже юноша воспринимает свои неудачи скорее со страданием, чем со смехом. Есть свидетельства, что менее интеллектуаль­ные люди с мало выраженными теоретическими и эстетическими и цен­ностями предпочитают комическое, но им недостает чувства юмора, ос­нованного на реальных жизненных взаимоотношениях2.

1 См.: Vernon P. E. Some characteristics of the good judge of personality //Journal of Social Psychology.
1933. Vol. 4. P. 42-58.

2 См.: Landis C, Ross J. W. H. Humor and its relation to other personality traits // Journal of Social
Psychology. 1933. Vol. 4. P. 156-175; Grziwok R., Scodel A. Some psychological correlates of humor
preferences //Journal of Consulting Psychology. 1956. Vol. 20. P. 42.


116 Тема 14. Развитие личности

Причина того, почему понимание себя и юмор идут рука об руку, вероятно, в том, что оба они связаны с общей основой, каковой является самореализация. Человек с наиболее полным чувством пропорции меж­ду собственными качествами и лелеемыми ценностями способен воспри­нимать их несоответствие и абсурдность в определенных условиях.

Как и в случае с пониманием себя, почти каждый претендует на обладание редким чувством юмора. Тех же студентов, которые оценива­ли свое самопонимание по сравнению с таковым у других людей, проси­ли оценить свое чувство юмора. Из опрошенных 94 % ответили, что их чувство юмора среднее или выше среднего.

Подобное самомнение описал юморист Стивен Ликок в «Моем от­крытии Англии»: «К чувству юмора люди всегда проявляют своеобраз­ный интерес. Нет другого качества человеческого разума, в отношении которого его обладатель был бы более чувствителен. Человек легко при­знается в отсутствии у себя музыкального слуха, или вкуса к художе­ственной литературе, или даже интереса к религии. Но я еще не видел человека, объявляющего, что у него нет чувства юмора. Фактически, каж­дый склонен считать, что исключительно одарен в этом отношении...»

Будет справедливо сказать, что к настоящему времени психологи не достигли большого успеха в измерении понимания себя и чувства юмо­ра. Здесь мы имеем дело с более тонким достоянием личности — терри­торией, которую психологии еще предстоит исследовать.

Аффектация. Прямой противоположностью описываемого нами кри­терия является стремление некоторых людей казаться тем, чем они быть не могут. Человек, действующий напоказ, не осознает, что его обман прозра­чен, а поза неадекватна. Мы говорили о подростковой склонности приме­рять на себя разные виды «идентичности». В отличие от подростка зрелый человек знает, что подделать личность невозможно (можно только намерен­но сыграть роль для развлечения).

Правда, большинство из нас претендует и всемерно старается пре­увеличить свои истинные достоинства и достижения. Но зрелый человек не позволяет этим социальным усилиям слишком сильно сталкиваться с его подлинной натурой. Самопонимание и юмор держат такой эгоизм под контролем.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал