![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эксперимент риммы джакуповны телебаевой
Одним из требований к организации контрольно-оценочной деятельности учителя, которые были указаны выше, является проведение им не просто -контроля, а диагностического контроля. Такой контроль нужен учителю для того, чтобы учитывать индивидуальные особенности учащихся при организации их учеб ной деятельности, в процессе управления и руководства этой деятельностью. Р. Д. Телебаева как раз и исследовала проблему индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения и организации учителем соответствующего диагностического контроля. Ею установлено, что подавляющее большинство учителей, признавая необходимость, важность индивидуального подхода к учащимся, необходимость для этого глубокого изучения индивидуальных особенностей учащихся, на практике этим планомерно и систематически не занимаются. Они ограничиваются лишь случайными наблюдениями, без их фиксации и анализа. На вопрос: «Что мешает и затрудняет работу по изучению учащихся?:» — учителя указали такие причины: а) перегруженность учебной работой; б) перегруженность внеучебными поручениями; в) сложность программы изучения учащихся, рекомендуемой в педагогической и психологической литературе; г) большая наполняемость класса и др. Все эти причины пока что остаются в силе, и все же каждый учитель должен найти время и возможности для организации систематического, планомерного и целенаправленного диагностического контроля, для изучения индивидуальных особенностей учащихся. Конечно, очень желательно, чтобы эта работа велась не отдельно и независимо от других учителей — коллег по обучению одних и тех же учащихся, а совместно с ними, а содружество, под руководством классных руководителей. Сегодняшний учитель должен быть воспитателем своих учащихся, а для этого, чтобы «воспитывать человека во всех отношениях», надо «прежде всего узнать» этого человека. Следует заметить, что на практике и втеории весьма часто индивидуальный подход к учащимся сводят к разбиению класса на однородные по уровню успеваемости группы и дифференциации заданий для каждой из этих групп. Вряд ли такой подход можно считать правильным. Ведь основным целями индивидуального подхода к учащимся в обучении являются: а) выявление, развитие и использование в обучении познавательных интересов каждого ученика; б) оптимальное развитие познавательных способностей и способностей к обучению каждого ученика; в) выявление и развитие у каждого ученика рациональных учебных умений и навыков; г) выявление и учет в процессе обучения особенностей характера, темперамента, привычек и других особенностей ученика; д) выявление склонностей ученика для подготовки его к сознательному профессиональному самоопределению и т. д. Для осуществления всех этих целен одна лишь дифференциация, задании явно недостаточна, тем более, что она имеет и серьезную отрицательную сторону: разбиение учащихся на группы по успеваемости, явное или неявное, путем дифференциации задании приводит к нравственным издержкам, к соперничеству между учащимися, к разрушению коллектива класса, к образованию в нем корпораций. Поэтому дифференциацию заданий можно использовать лишь изредка и без явного разбиения учащихся на группы. Более целесообразно, как установила Р. Д. Телебаева, осуществлять индивидуализацию обучения через дозированную помощь учащимся в выполнении ими общих для всех учащихся заданий. Эта помощь может осуществляться а следующих формах: а) задания с готовыми образцами решения или с полной ориентировочной основой действия для наиболее нуждающихся в помощи учащихся; б) задания с инструкциями по их выполнению; в) сопутствующие устные указания в процессе выполнения задания; г) теоретические справки или биографические ссылки для более сильных учащихся и т. д. При этом дозы помощи могут предлагаться учащимся в виде устного пояснения, и виде карточек-консультаций, карточек- инструкций, и в виде алгоритма, схемы, чертежа и т. д. Для того чтобы правильно осуществлять индивидуализацию процесса обучения и том или ином виде, учитель должен глубоко и всесторонне изучить своих учащихся, знать их основные особенности, изучать их учебные возможности, интересы и склонности, что можно достигнуть, если придать всем формам контроля, осуществляемого учителем, диагностический характер. Программа диагностического контроля, направленного на научение индивидуальных особенностей учащихся, составленная Р. Д. Телебаевой, весьма обширная. Согласно ей в школе на каждого ученика должна быть заведена психолого-педагогическая карта, содержащая примерно следующие данные: 1. Фамилия, имя и отчество. 2. Дата рождения. 3. Состав семьи. 4. Занятия родителей. 5. Условия воспитания а семье. 6. Состояние здоровья. 7. Темперамент. 8. Особенности характера, воли. 9. Отношение к учению, к отдельным предметам. 10. Познавательные интересы, склонности. 11. Доминирующая мотивация учения. 12. Отношение к товарищам, отношение товарищей к нему. 13. Поведение в коллективе. 14. Уровень развития внимания (объем, концентрированность, переключаемость, устойчивость). 15. Развитие памяти (тип доминирующей памяти, объем памяти, скорость и прочность запоминания, сохранность, точность воспроизведения, быстрота припоминания). 16. Наблюдательность (быстрота и правильность выделения особенностей в наблюдаемых объектах, установления характера наблюдаемых объектов к т. д.). 17. Умение анализировать (выделять существенное, главное отделять его от несущественного). 18. Умение сравнивать (находить сходство и различие в объектах, явлениях). 19. Умение обобщать (тип обобщения: эмпирический, теоретический, быстрота обобщения, правильность). 20. Самостоятельность мышления (умение ставить проблемы, вопросы, задачи, самостоятельность в рассуждениях, в решении задач или же стремление заимствовать готовые решения, пассивность мышления). 21. Сообразительность (уровень и быстрота сообразительности в незнакомых или необычных ситуациях, в решении сложных задач). 22. Развитие воображения и внутреннего плана действий. 23. Развитие речи (последовательность, логичность, обоснованность). 24. Развитие чтения (скорость чтения, осмысленность). 25. Общественная активность, отношение к общественным обязанностям л поручениям. Какие общественные обязанности выполняет. 26. Направленность личности (эгоистическая, коллективистическая, ее устойчивость). 27. Трудолюбие. 28. Особые привычки. 29. Уровень притязания и самооценка (адекватная, завышенная, заниженная). Конечно, приведенная программа изучения личности школьника является лишь примерной, и учитель может ее и сокращать и дополнять. Заполнение психолого-педагогической карты на каждого ученика требует много времени и сил. Но если все учителя объединят свои усилия, если каждый будет систематически и целенаправленно наблюдать за учащимися, если проводимый им контроль будет иметь диагностический характер, то составление такой карты не слишком затруднит учителя, а пользу принесет огромную. Составленную психолого-педагогическую карту надо периодически, хотя бы раз в год, корректировать, вносить дополнения и изменения с тем, чтобы отразить в ней динамику развития личности ученика. Для осуществления диагностического контроля, направленного на изучение личности учащихся, следует использовать сочетание всех форм контроля: внешний контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль, осуществляемый учащимися-контролерами, бригадирами, коллективом учащихся. Необходимо использовать такие простейшие методы изучения учащихся, как периодически проводимое анкетирование по разным вопросам, написание учащимися автохарактеристик, характеристик своих товарищей, сочинения на разные темы, социометрические методики и методики для установления уровня развития познавательных возможностей.
|