Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Средства и методы воспитания






Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди — воспитатели — воздействуют на других людей — воспитанников — с целью выработать у них определенные психологические качества и формы поведения. Конкретно под сред­ствами психологического воздействия на личность мы будем по­нимать предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменение личности воспитуемого. К ним можно отнести всевозможные виды научения, связанные с формированием по­ступков человека, убеждение, внушение, преобразования ког­нитивной сферы, социальных установок. Особое место среди средств воспитательного воздействия отводится комплексным, рассчитанным на оказание глобального эффекта на личность, затрагивающего все или большинство ее сторон. К ним, напри­мер, можно отнести психотерапию, социально-психологический тренинг, различные другие виды психокоррекции.

Средствами воспитания могут стать личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми, поступки, описываемые как нормативные и высоко оцениваемые в педагогической, художественной, публицистической и другой литературе. Воспитательное воздействие на человека как личность может оказывать все, что так или иначе личностно затрагивает его и способно повлиять на его психологию и поведение.

Средства воспитания по характеру воздействия на человека можно разделить на прямые и косвенные. Первые включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое в прямом общении друг с другом. Вторые содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитываемого (чтение книг, ссылка на мнение авторитет­ного человека и т.п.).

По включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания его средства делятся на осознанные и не­осознанные. В случае использования осознанных средств вос­питательного воздействия воспитатель сознательно ставит пе­ред собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее. При использовании неосознанных средств воз­действия принятие воспитательных влияний воспитуемым про­исходит без сознательного контроля с его стороны, а также без преднамеренного воздействия со стороны воспитывающего лица. По характеру того, на что в самом объекте воспитания на­правлены воспитательные воздействия, его средства можно раз­делить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. Они могут быть — и на практике чаще всего являются — комплексными, включающими разные стороны личности воспитуемого, Аналогичным образом можно разделить те средства воспита­тельного воздействия, которыми пользуется воспитатель.

Каждое из описанных средств воспитания имеет свои сильные и слабые стороны. Особенностью и достоинством, например, пря­мого, личного воспитательного воздействия одного человека на другого является то, что здесь в дело вступают такие виды науче­ния, как заражение, подражание и внушение, основанные, в свою очередь, на эффективном механизме викарного научения. В дан­ном случае воспитатель может обойтись и без слов, ему достаточ­но продемонстрировать нужный образец поведения и обеспечить его полное и правильное восприятие воспитуемым.

В жизни далеко не все, что хотел бы сказать воспитатель, можно выразить словами. Поэтому прямое воспитательное воз­действие расширяет возможности-воспитания. Данное средст­во, кроме того, является единственно возможным на ранних этапах детского развития, когда ребенок ещё не понимает обра­щенную к нему речь. Оно имеет большое значение для детей любого возраста. В педагогике его называют воспитанием на личном примере. Недостатком данного средства воспитания яв­ляется персональная и временная ограниченность его приме­нения. Воспитатель может передать воспитуемому только то, чем располагает сам. Кроме того, воспитатель далеко не всегда может постоянно находиться в личном контакте с воспитуемым.

Косвенное воспитательное воздействие, осуществляемое че­рез книги, средства массовой информации и другие системы кодирования и передачи информации от одного человека к дру­гому, может быть разносторонним и сколь угодно длительным. Его можно сохранять и неоднократно воспроизводить, побуж­дая человека вновь и вновь обращаться к материальным источ­никам воспитательных влияний. Но такое воспитание обычно лишено живой жизненной эмоциональной силы, которой обла­дает человек, оказывая прямое воспитательное воздействие на другого. Кроме того, такое средство воздействия имеет и воз­растные ограничения, оно применимо лишь к детям, уже вла­деющим речью, умеющим читать и понимать нравственный смысл сказанного или прочитанного.

Достоинство осознанного воспитательного воздействия состоит в том, что оно является управляемым, с заранее предвидимыми и, следовательно, контролируемыми результатами. Его недоста­ток — тот же, который обнаруживается у косвенного воспитания: ограниченность применения к детям ранних дошкольных возрастов, отчасти и младшего школьного возраста. Неосознанней воспитательное воздействие имеет место чаще, чем осознанное, но его достоинства и недостатки практически трудно оценить пф причине недостаточной контролируемости сознанием.

Когнитивные воспитательные воздействия нацелены на сие*, тему знаний человека, на преобразование ее. Поскольку боль­шинство современных ученых склоняются к мысли о том, что знания человека о мире не только определяют его как личность, но и оказывают решающее влияние на его поведение, значение данной области воспитательных воздействий существенно воз­растает, и в современных условиях она становится основной.

Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызы­вать и поддерживать у воспитуемого определенные аффектив­ные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции де­лают воспитуемого открытым по отношению к субъекту воспи­тательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив, от­гораживают воспитателя от воспитуемого, блокируют оказание на него воспитательного воздействия.

Поведенческие воспитательные влияния непосредственно на­правлены на поступки человека. Вынуждая его действовать оп­ределенным образом и обеспечивая соответствующие, положи­тельные или отрицательные подкрепления совершаемым поступ­кам, такие влияния косвенно воздействуют и на личность. В данном случае воспитуемый сначала совершает определен­ный поступок и только затем осознает его полезность или вредность, в то время как во всех предыдущих случаях изменения вначале происходят во внутреннем мире личности, а уже потом проецируются на поведение.

Поскольку знания, эмоции и поступки человека взаимосвя­заны, через любое из них можно оказать влияние на личность в целом. Это позволяет воспитателю при дефиците возможно­стей ставить акцент на какие-либо избранные воспитательные воздействия, добиваясь нужного результата. Однако полноцен­ными воспитательные воздействия будут лишь тогда, когда они проводятся комплексно и затрагивают все сферы личности.

В последнее время на практике широкое распространение по­лучили различные средства и методы психотерапевтического, психокоррекционного воздействия на личность. Традиционно психоте­рапия не была отделом педагогической психологии и понималась как способ лечения или предупреждения возникновения различ­ного рода заболеваний, частично или полностью имеющих психогенную природу, т.е. зависящих от психологического состояния человека. В настоящее время во многих странах мира методы психотерапевтического воздействия вышли за пределы медицин­ской практики и стали широко применяться в психокоррекционных и психопрофилактических целях при воспитании личности к практически здоровым людям с целью обеспечить их лучшую адап­тацию к реальным социальным условиям. К таким методам, в частности, относится социально-психологический тренинг. Он включает в себя множество частных методик, значительная доля которых направлена на то, чтобы научить человека лучше справ­ляться с жизненными проблемами и стрессовыми ситуациями, устанавливать нормальные, бесконфликтные, эмоционально бла­гоприятные взаимоотношения с окружающими людьми, успеш­но решать деловые и личные проблемы.

Применение психокоррекционных методов предполагает взаимодействие психолога и клиента (так называют здорового человека, обращающегося за помощью к психотерапевту или психологу). В ходе такого взаимодействия клиент рассказывает специалисту о своих проблемах, а психолог или психотерапевт, вникая в них, помогает своими средствами клиенту справиться с этими проблемами.

В современной медицине и медицинской психологии весьма распространена форма психотерапии, называемая психоанали­зом. Она основана на теории З.Фрейда, на его трактовке движу­щих сил, предпосылок и условий личностного развитая человека, происхождения его проблем и способов их разрешения. Задача, которую перед собой ставит психотерапевт, пользующийся пси­хоаналитическим методом, состоит в том, чтобы довести до соз­нания клиента его неосознаваемые влечения, связанные с ними конфликты и предложить способы психологической защиты от них, которыми клиент мог бы воспользоваться на практике для управления собственными состояниями повышенной эмоцио­нальной возбужденности и тревожности. Считается, что как только бессознательные мотивы и внутренние конфликты ста­нут осознаваемыми, с ними легко сможет справиться на разум­ной, рациональной основе любой человек.

Одной из методик, которой пользуется психоаналитик для обнаружения бессознательных конфликтов и оказания практи­ческой Помощи клиенту, является метод свободных ассоциаций. Этот метод состоит в том, что психолог различными доступными ему способами стимулирует клиента к спонтанным речевым высказываниям, содержащим информацию о волнующих его проблемах (обычно это делается в состоянии гипноза или в условиях повышенной внушаемости клиента). Трудности и паузы, которые возникают в речи клиента при рассказывании о тех или иных событиях в его жизни, общее эмоциональное состояние клиента в этот момент времени показывают психоаналитику сферы жизни, с которыми вероятнее всего связаны неосознаваемые конфликты. Далее делается все, чтобы они стали осознаваемыми клиентом, и психолог оказывает ему помощь в том, как избавиться от данных проблем.

Есть и много других методов и средств психотерапевтического воздействия на личность, знакомство с которыми — задача специального курса психологии.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал