![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика внимания
1.1.1. Сущность внимания. Мир, в котором мы живем, непрестанно воздействует на человека многими своими сторонами, но только часть происходящего вокруг оказывается в сознании. В этом проявляется избирательный характер нашего познания (мы различаем слова собеседника, хотя рядом говорят другие люди, замечаем в толпе человека, машущего нам рукой). Одновременно мы стараемся сосредоточиться на чем-то важном для нас, всматриваемся, вслушиваемся. В указанных двух свойствах и видят обычно сущность внимания, понимая его как направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или какой-либо деятельности. Объектами внимания могут стать предметы, явления, их свойства и отношения, а также действия, мысли и Чувства других людей и наши собственные. Направленность, или избирательность, внимания как поиск, выбор объектов познания проявляется в различных формах. Изначально выбор объектов внимания связан с анализом огромного потока информации, непрерывно идущего из внешнего мира. Эта ориентировочно-исследовательская деятельность протекает в значительной мере на уровне подсознания. Выделение в сознании каких-либо объектов обусловлено их объективными характеристиками или субъективными особенностями их восприятия. Так, привлекает внимание и необычный вид привычного предмета, и наше имя, произнесенное кем-то. Избирательность внимания проявляется в бдительности, настороженности. Примером могут служить как повышенная тревожность, ожидание чего-то необычного, опасного, так и сложные формы поведения: обостренное внимание к словам и действиям незнакомых или не вызывающих доверия людей. Осознанное выделение каких-то объектов происходит в целенаправленной познавательной деятельности. В одних случаях избирательность внимания может носить характер поиска, выбора, контроля, связанных с определенной программой: ведение эксперимента, проверочное чтение корректора или учителя, выявление контролёром нестандартных изделий. В других случаях четкая программа не обязательна, например чтение книги, слушание лекции. Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечивает глубину, точность и ясность отображения в сознании объектов познания. Сосредоточенность — необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг формации. Студент, замечтавшийся на лекции, слышит слова, их смысл ускользает от него. Не зря говорят, что можно глядеть, но не видеть, слушать, но не слышать. В жизни и практической деятельности мы встречаемся с разными уровнями сосредоточенности: от поверхностного внимания до глубочайшей поглощенности и одержимости. Такая поглощенность объектом, «неотступное думание» о нем (И. П. Павлов) — обязательное условие серьезных достижений в любой области деятельности, важный показатель интеллектуальной одаренности. Состояние сосредоточенности внешне проявляется в соответствующей позе, мимике внимания, выразительном, живом взгляде быстрой реакции на слова. В то же время внешние признаки всегда соответствуют действительному состоянию внимания. Тишина в классе может, например, свидетельствовать как об увлеченности уроком, так и о полном равнодушии к происходящему, о сосредоточенном занятии другими делами. Внимание — необходимое условие успешного осуществления любой практической деятельности человека. Особенно важна его роль в процессе обучения. Часто недопонимание учеником нового материала, плохое запоминание, ошибки при выполнении домашнего: задания, связаны прежде всего с недостатками внимания. 1-1.2. Виды внимания. В психологии описан ряд разновидностей внимания. Нередко выделяют внешнее, обращенное на окружающий мир, и внутреннее внимание, направленное на собственные мысли и переживания. В зависимости от выраженности целевой направленности и ровня необходимых волевых усилий различают непроизвольное непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное) внимание. Непроизвольное внимание отличается стихийностью возникновения, отсутствием усилий для его возникновения и сохранения. Временной диапазон непроизвольного внимания достаточно широк Случайно возникнув, оно может тут же угаснуть. Вместе тем какое-то поразившее нас событие может приковать внимание на долгий срок. Это особенно характерно для детей. Непроизвольное внимание вызывают два ряда причин: объективные особенности окружающих предметов и явлений (их интенсивность, новизна, динамичность, контрастность) и субъективные факторы, в которых проявляется избирательное отношение человека к окружающему. Произвольное внимание вызывается сознательно. Это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание определенного уровня которого связано с волевыми усилиями. Его функционирование обусловлено задачей, стоящей перед человеком. Произвольное внимание наиболее интенсивно развивается в учебной деятельности и играет в ней важную роль. Сочетание целевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности придает произвольному вниманию особый характер. Например, мы садимся за письменный стол. Вначале мысли то и дело соскальзывают в сторону, внимание привлекают посторонние предметы. Мы даже ищем повод отвлечься — меняем ручку, перекладываем записи с места на место. Но вот мы начали работу. Отвлечений все меньше. Наконец мы с головой ушли в работу и даже не замечаем прошедшего времени. Цель сохранена, но отпала необходимость в усилии, принуждении быть внимательным. Указанный вариант произвольного внимания иногда выделяют как особый вид — послепроизвольное внимание. По мнению психолога К- К. Платонова, это высшая форма профессионального внимания. Работа настолько поглощает человека, что перерывы в ней могут его даже раздражать, так как после этого нужно снова втягиваться в процесс, врабатываться, а это не всегда приятно. Рассмотренные виды внимания тесно взаимосвязаны и не проявляются независимо друг от друга. Поэтому чаще всего мы можем говорить о преобладании произвольного или непроизвольного компонента внимания. В работах по психологии внимания наряду с его индивидуальной формой иногда выделяют коллективное внимание (В. И. Страхов). Учитель на уроке имеет дело и с той и с другой формой внимания. И хотя коллективное внимание слагается из сосредоточения самостоятельно работающих учеников, на него нельзя механически переносить закономерности индивидуального внимания. Одно дело вести работу с одним или двумя учениками, совершенно иное дело овладеть вниманием класса. В коллективном внимании проявляются многие феномены групповой психологии: психическое заражение, взаимодействие, групповое внушение, соревнование и др., влияние которых на внимание группы людей исключительно велико. В кинозале, на стадионе, в зале театра в силу эмоций совместного участия, взаимного заражения своими переживаниями может создаваться удивительное состояние, когда масса людей живет и чувствует как единое огромное целое. К. С. Станиславский, вспоминая об игре великого итальянского актера Сальвини, писал: «Сальвини подошел к возвышению дожей, подумал, сосредоточился и, незаметно для нас, взял в руки всю толпу большого театра. Казалось, что он это сделал одним жестом — протянул, не смотря, руку в публику, загреб всех в свою ладонь и держал в ней, точно муравьев, в течение всего спектакля. Сожмет кулак — смерть; раскроет, дохнет теплом — блаженство... Мы были в его власти, навсегда, на всю жизнь... Был момент, когда весь театр как один человек поднялся с места от напряженного внимания». Почти каждый учитель может вспомнить те счастливые минуты урока, западающие в память на всю жизнь, когда стоит взволнованная тишина и класс с напряженным вниманием ловит каждое слово учителя. К сожалению, психологические закономерности коллективного внимания почти не изучены и в его организации приходится опираться на приемы и методы, найденные эмпирически. 1.1.3. Индивидуальные особенности внимания. Избирательность и сосредоточенность, выражающие сущность внимания, ее не исчерпывают. Характеристика индивидуальных особенностей внимания будет неполной без представления о таких его свойствах, как устойчивость, переключение, распределение и объем. В устойчивости внимания сочетаются, во-первых, способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько необходимо для данной деятельности; во-вторых, способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе. Практически невозможно добиться абсолютной устойчивости внимания, оно подвержено периодическим спадам, что приходится учитывать при организации любой деятельности. Переключение внимания — это перемещение его с одного объекта на другой. Можно говорить о двух вариантах переключения: во-первых, перенос внимания с одной деятельности на другую, например после самостоятельной письменной работы ученики слушают рассказ учителя; во-вторых, движение внимания в русле единой деятельности, например чтение книги. Под распределением внимания обычно понимают его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов. Но это возможно лишь в том случае, когда самое важное для нас находится в центре сознания, а остальное на его периферии. Учитель на уроке основное внимание уделяет правильности и выразительности рассказа и одновременно следит за реакцией класса. В одних, случаях распределение внимания не составляет труда, например не трудно следить за игрой актера на сцене и схватывать смысл его слов. В других —необычайно трудно. Практически невозможно одновременно контролировать смысл, грамотность и композиционное построение рукописи, реферата, ученического сочинения. Объем внимания характеризуется количеством объектов, воспринимаемых одномоментно. Важнейшая проблема при обучении скорочтению — расширение объема внимания. Увеличение, объема, внимания может достигаться укрупнением информационных единиц, объединением их в комплексы: отдельные линии объединяются в геометрические фигуры, звуки — в слова или мелодию, движения — в действие и т. п. Это справедливо и для увеличения объема интеллектуального внимания. Обоснованно судить о значительном по объему сложном произведении возможно лишь при его структурировании, выделении смысловых блоков, каждый из которых будет интегрировать в себе массу конкретных фактов.
|