Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика внимания






1.1.1. Сущность внимания. Мир, в котором мы живем, непре­станно воздействует на человека многими своими сторонами, но только часть происходящего вокруг оказывается в сознании. В этом проявляется избирательный характер нашего познания (мы различаем слова собеседника, хотя рядом говорят другие люди, замечаем в толпе человека, машущего нам рукой). Одно­временно мы стараемся сосредоточиться на чем-то важном для нас, всматриваемся, вслушиваемся.

В указанных двух свойствах и видят обычно сущность вни­мания, понимая его как направленность и сосредоточенность со­знания на определенных объектах или какой-либо деятельности. Объектами внимания могут стать предметы, явления, их свойства и отношения, а также действия, мысли и Чувства других людей и наши собственные.

Направленность, или избирательность, внимания как поиск, выбор объектов познания проявляется в различных формах. Из­начально выбор объектов внимания связан с анализом огромного потока информации, непрерывно идущего из внешнего мира. Эта ориентировочно-исследовательская деятельность протекает в зна­чительной мере на уровне подсознания. Выделение в сознании ка­ких-либо объектов обусловлено их объективными характеристи­ками или субъективными особенностями их восприятия. Так, при­влекает внимание и необычный вид привычного предмета, и наше имя, произнесенное кем-то.

Избирательность внимания проявляется в бдительности, настороженности. Примером могут служить как повышенная тре­вожность, ожидание чего-то необычного, опасного, так и сложные формы поведения: обостренное внимание к словам и действиям незнакомых или не вызывающих доверия людей.

Осознанное выделение каких-то объектов происходит в целенаправленной познавательной деятельности. В одних случаях избирательность внимания может носить характер поиска, выбора, контроля, связанных с определенной программой: ведение эксперимента, проверочное чтение корректора или учителя, выявление контролёром нестандартных изделий. В других случаях четкая программа не обязательна, например чтение книги, слушание лекции.

Сосредоточенность внимания предполагает такую его организацию, которая обеспечивает глубину, точность и ясность отображения в сознании объектов познания. Сосредоточенность — необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг формации. Студент, замечтавшийся на лекции, слышит слова, их смысл ускользает от него. Не зря говорят, что можно глядеть, но не видеть, слушать, но не слышать. В жизни и практической деятельности мы встречаемся с разными уровнями сосредоточенности: от поверхностного внимания до глубочайшей поглощенности и одержимости. Такая поглощенность объектом, «неотступное думание» о нем (И. П. Павлов) — обязательное условие серьезных достижений в любой области деятельности, важный показатель интеллектуальной одаренности.

Состояние сосредоточенности внешне проявляется в соответствующей позе, мимике внимания, выразительном, живом взгляде быстрой реакции на слова. В то же время внешние признаки всегда соответствуют действительному состоянию внимания. Тишина в классе может, например, свидетельствовать как об увлеченности уроком, так и о полном равнодушии к происходящему, о сосредоточенном занятии другими делами.

Внимание — необходимое условие успешного осуществления любой практической деятельности человека. Особенно важна его роль в процессе обучения. Часто недопонимание учеником нового материала, плохое запоминание, ошибки при выполнении домашнего: задания, связаны прежде всего с недостатками внимания.

1-1.2. Виды внимания. В психологии описан ряд разновидностей внимания. Нередко выделяют внешнее, обращенное на окружающий мир, и внутреннее внимание, направленное на собственные мысли и переживания.

В зависимости от выраженности целевой направленности и ровня необходимых волевых усилий различают непроизвольное непреднамеренное) и произвольное (преднамеренное) внимание.

Непроизвольное внимание отличается стихийностью возникновения, отсутствием усилий для его возникновения и сохранения. Временной диапазон непроизвольного внимания достаточно широк Случайно возникнув, оно может тут же угаснуть. Вместе тем какое-то поразившее нас событие может приковать внима­ние на долгий срок. Это особенно характерно для детей.

Непроизвольное внимание вызывают два ряда причин: объективные особенности окружающих предметов и явлений (их интенсивность, новизна, динамичность, контрастность) и субъектив­ные факторы, в которых проявляется избирательное отношение человека к окружающему.

Произвольное внимание вызывается сознательно. Это ак­тивное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание определенного уровня которого связано с волевыми усилиями. Его функционирование обусловлено задачей, стоящей перед чело­веком. Произвольное внимание наиболее интенсивно развивается в учебной деятельности и играет в ней важную роль.

Сочетание целевой направленности с благоприятными внеш­ними и внутренними условиями деятельности придает произволь­ному вниманию особый характер. Например, мы садимся за пись­менный стол. Вначале мысли то и дело соскальзывают в сторону, внимание привлекают посторонние предметы. Мы даже ищем по­вод отвлечься — меняем ручку, перекладываем записи с места на место. Но вот мы начали работу. Отвлечений все меньше. Нако­нец мы с головой ушли в работу и даже не замечаем прошедшего времени. Цель сохранена, но отпала необходимость в усилии, при­нуждении быть внимательным. Указанный вариант произвольного внимания иногда выделяют как особый вид — послепроизвольное внимание. По мнению психолога К- К. Платонова, это высшая форма профессионального внимания. Работа настолько поглощает человека, что перерывы в ней могут его даже раздражать, так как после этого нужно снова втягиваться в процесс, врабатываться, а это не всегда приятно.

Рассмотренные виды внимания тесно взаимосвязаны и не про­являются независимо друг от друга. Поэтому чаще всего мы мо­жем говорить о преобладании произвольного или непроизвольного компонента внимания.

В работах по психологии внимания наряду с его индивидуаль­ной формой иногда выделяют коллективное внимание (В. И. Стра­хов). Учитель на уроке имеет дело и с той и с другой формой внимания. И хотя коллективное внимание слагается из сосредото­чения самостоятельно работающих учеников, на него нельзя ме­ханически переносить закономерности индивидуального внимания. Одно дело вести работу с одним или двумя учениками, совершенно иное дело овладеть вниманием класса. В коллективном вни­мании проявляются многие феномены групповой психологии: пси­хическое заражение, взаимодействие, групповое внушение, сорев­нование и др., влияние которых на внимание группы людей исклю­чительно велико. В кинозале, на стадионе, в зале театра в силу эмоций совместного участия, взаимного заражения своими пере­живаниями может создаваться удивительное состояние, когда масса людей живет и чувствует как единое огромное целое. К. С. Станиславский, вспоминая об игре великого итальянского актера Сальвини, писал: «Сальвини подошел к возвышению до­жей, подумал, сосредоточился и, незаметно для нас, взял в руки всю толпу большого театра. Казалось, что он это сделал одним жестом — протянул, не смотря, руку в публику, загреб всех в свою ладонь и держал в ней, точно муравьев, в течение всего спектакля. Сожмет кулак — смерть; раскроет, дохнет теплом — блаженство... Мы были в его власти, навсегда, на всю жизнь... Был момент, когда весь театр как один человек поднялся с места от напряженного внимания».

Почти каждый учитель может вспомнить те счастливые мину­ты урока, западающие в память на всю жизнь, когда стоит взвол­нованная тишина и класс с напряженным вниманием ловит каж­дое слово учителя. К сожалению, психологические закономерности коллективного внимания почти не изучены и в его организации приходится опираться на приемы и методы, найденные эмпири­чески.

1.1.3. Индивидуальные особенности внимания. Избирательность и сосредоточенность, выражающие сущность внимания, ее не ис­черпывают.

Характеристика индивидуальных особенностей внимания будет неполной без представления о таких его свойствах, как устойчи­вость, переключение, распределение и объем.

В устойчивости внимания сочетаются, во-первых, способ­ность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столь­ко времени, сколько необходимо для данной деятельности; во-вто­рых, способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе. Практически невозможно добиться абсолютной устойчивости внимания, оно подвержено периодиче­ским спадам, что приходится учитывать при организации любой деятельности.

Переключение внимания — это перемещение его с одного объекта на другой. Можно говорить о двух вариантах переключе­ния: во-первых, перенос внимания с одной деятельности на дру­гую, например после самостоятельной письменной работы учени­ки слушают рассказ учителя; во-вторых, движение внимания в русле единой деятельности, например чтение книги.

Под распределением внимания обычно понимают его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов. Но это возможно лишь в том случае, когда самое важное для нас находится в центре сознания, а остальное на его периферии. Учи­тель на уроке основное внимание уделяет правильности и выра­зительности рассказа и одновременно следит за реакцией класса. В одних, случаях распределение внимания не составляет труда, например не трудно следить за игрой актера на сцене и схваты­вать смысл его слов. В других —необычайно трудно. Практически невозможно одновременно контролировать смысл, грамотность и композиционное построение рукописи, реферата, ученического со­чинения.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, вос­принимаемых одномоментно. Важнейшая проблема при обучении скорочтению — расширение объема внимания. Увеличение, объема, внимания может достигаться укрупнением информационных еди­ниц, объединением их в комплексы: отдельные линии объединяются в геометрические фигуры, звуки — в слова или мелодию, дви­жения — в действие и т. п. Это справедливо и для увеличения объема интеллектуального внимания. Обоснованно судить о зна­чительном по объему сложном произведении возможно лишь при его структурировании, выделении смысловых блоков, каждый из которых будет интегрировать в себе массу конкретных фактов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал