![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общая характеристика восприятия
Итак, восприятие представляет собой отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Результатом этого процесса является так называемый перцептивный образ (в специальной литературе для обозначения понятия «восприятие» часто используется его англоязычный синоним — перцепция). Этот образ тем сложнее, чем сложнее отражаемый объект. Вместе с тем сложность возникающего образа всегда сочетается с его более выраженным индивидуальным своеобразием, т. е. перцептивные образы одних и тех же явлений, возникающие у разных людей, могут существенно отличаться друг от друга. Это зависит и от индивидуальных особенностей людей, и от общих закономерностей самого процесса восприятия, и от обстановки, в которой оно происходит. Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для адекватного (правильного, соответствующего действительности, полного, всесторонне го) восприятия окружающего мира, чтобы ребенок не просто смотрел, но и увидел все, что требуется, не только слушал, но и услышал. Кроме того, учитель не должен забывать и о том, что он сам является субъектом восприятия и на его перцептивную деятельность влияют те же факторы. Поэтому он должен хорошо знать свои индивидуальные перцептивные особенности, усиливая их позитивные и ослабляя негативные проявления, учиться управлять своим восприятием.) II.1.1. Основные виды и свойства восприятия. В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта выделяют такие виды, как восприятие предметов, восприятие речи (письменной и устной) или музыки и восприятие человека человеком. Последнее носит специальное название «социальная перцепция» и является профессионально важным качеством педагога. Социальная перцепция — явление чрезвычайно сложное. В нем обычно выделяют как бы две стороны, два аспекта: когнитивный (познавательный) — как способность по внешнему проявлению понять, что собой представляет человек, проникнуть в глубину его личности и индивидуальности, и эмоциональный — как способ определить по внешним, поведенческим признакам эмоциональное состояние, в котором находится человек в данный момент, способность к сопереживанию, или эмпатия. В зависимости от. преобладающей роли того или иного органа чувств (анализатора) различают зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие. Существует также классификация видов восприятия по формам существования материи. По этому параметру выделяются восприятие времени — как отражение объективной временной длительности, скорости протекания и последовательности явлений действительности, -восприятие движения — как изменение положения объекта в пространстве и во времени (т. е. направления и скорости) и восприятие пространства, включающее восприятие формы предмета, его величины (протяженности), глубины и удаленности от субъекта, а также направления, в котором находится объект восприятия. Восприятие пространства представляет собой, по выражению Б. Г. Ананьева, «сложную интермодальную ассоциацию», иными словами — результат взаимодействия нескольких органов чувств. Вообще протяженность и направление, как наиболее общие параметры пространства, своеобразно отражаются в деятельности каждого анализатора. Поскольку одной из существенных особенностей восприятия является сопоставление, сличение перцептивных образов, то был выделен специальный вид восприятия пространства— глазомер, определяемый как «развивающаяся в результате опыта способность сравнивать пространственные величины, направления и, удаленность объекта от наблюдателя» (С. Л. Рубинштейн, 1946, с. 259), который подразделяется на линейный, плоскостной и объемный (глубинный). Кроме того, по продолжительности перцептивного процесса восприятие подразделяют на симультанное, т. е. одномоментное, и сукцессивное, т. е. развернутое во времени. В качестве ведущих свойств восприятия можно назвать следующие: 1. Целостность — свойство, позволяющее получить целостный образ предмета во всем многообразии и соотношении его свойств и сторон. 2. Предметность, выражающаяся в -отнесенности наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира или моментам объективной действительности. 3 Осмысленность, обеспечивающая осознание того, что воспринимается; истолкование образов, возникающих в результате восприятия, в соответствии со знаниями субъекта, его прошлым опытом, придание им определенного смысла. 4. Обобщенность — отражение единичных объектов как особого проявления общего, представляющего определенный класс объектов, однородных с данным по какому-либо признаку., 5. Константность, характеризующая относительное постоянство формы, величины и цвета предметов при изменяющихся условиях их восприятия (именно благодаря этому свойству мы получаем возможность узнавать предметы в различной обстановке). 6. Избирательность — преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия. Приведенные свойства, присущие в той или иной степени практически всем познавательным процессам, характеризуют сущность процесса восприятия. Кроме того, у восприятия, как и у любого психического процесса, есть свойства, определяющие его продуктивность. К ним относятся показатели производительности, качества и надежности перцептивной деятельности. 1. Объем восприятия —количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации или в единицу времени. 2. Быстрота, или скорость, восприятия — время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления. 3. Точность — соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта и задаче, стоящей перед человеком. 4. Полнота — степень такого соответствия. 5. Надежность — возможная длительность восприятия с требуемой точностью и вероятность адекватного восприятия объекта в заданных условиях и в течение заданного времени. Именно по этим показателям мы можем судить об уровне развития перцептивных способностей человека. 11.1.2. Характеристика восприятия как познавательной деятельности. Восприятие — это сложная познавательная деятель ность, включающая целую систему перцептивных действий, т. е. действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить. Состав их зависит от степени осмысленности восприятия, т. е. понимания того, что воспринимается, и от характера перцептивной задачи, стоящей перед человеком, т. е. того, зачем и для какой цели человек смотрит или слушает в данный момент. Б. Г. Ананьев, посвятивший этой проблеме большое количество исследований, выделял следующие перцептивные действия: измерительные, позволяющие оценить величину воспринимаемого предмета; соизмерительные, сопоставляющие размеры нескольких объектов; построительные, отвечающие за построение перцептивного образа; контрольные, сличающие возникающий образ с особенностями предмета; корригирующие, исправляющие ошибки в образе; тонически-регуляторные, поддерживающие необходимый уровень мышечного тонуса для осуществления процесса восприятия, и др. Все эти действия формируются при жизни человека в процессе практического оперирования объектами восприятия, наблюдения и развиваются, совершенствуются по мере накопления жизненного опыта. Исходным периодом формирования перцептивных действий является второй-третий год жизни, но наиболее значимо более позднее время дошкольного детства, а также школьный возраст. В связи с этим очень важным моментом является специальная организация развития детей, обучение наиболее эффективным перцептивным действиям в тех или иных условиях восприятия. Непременным условием, обеспечивающим успешность такого обучения, является постоянная обратная связь, т. е. постоянное получение информации о том, насколько точен возникший образ и, следовательно, насколько точными оказались совершенные действия. Процесс восприятия нового объекта обычно носит развернутый характер: анализируется большое количество самых различных признаков предмета, более или менее информативных. По мере развития восприятия (или по мере овладения соответствующей деятельностью) количество этих признаков сокращается, остаются только самые значимые из них, которые в дальнейшем выполняют сигнальную функцию. Происходит формирование так называемых оперативных единиц восприятия — сенсорных эталонов, идеальных образов, хранящихся в памяти, с которыми человек сравнивает то, что он воспринимает в данный момент. Такими эталонами могут быть контуры предметов, тон цветовой гаммы, градации громкости и высоты звука и другие признаки. Очень важно, чтобы они были адекватными особенностям объектов. Поэтому учителю важно знать, на какие признаки опирается ребенок при восприятии тех или иных объектов, может ли он узнать этот объект, если условия его демонстрации изменятся. Тем более, что сам процесс восприятия может происходить на разных уровнях осознания: узнавание, например, протекает достаточно быстро и в развитой форме, как правило, не осознается; развернутое, длительное наблюдение носит более осознанный характер и тесно связано с мыслительной деятельностью. Если школьник называет нарисованную на доске фигуру прямоугольным треугольником и может воспроизвести определение этого понятия, то это еще не означает, что у него сложился правильный сенсорный эталон, т. е. что он в процессе построения образа и его опознания пользуется верными признаками. Решающим из них может выступать расположение прямого угла слева. Если же изменить расположение прямого угла, то ребенок может не узнать того же прямоугольного треугольника. Поэтому очень важно не просто показать какую-то модель и рассказать какую-то тему, но и проконтролировать, насколько точными и полными оказались соответствующие образы. Для этого можно попросить ребенка описать их как можно точнее или нарисовать или ответить на вопросы об особенностях предмета, которые школьник должен был заметить. Так, для выяснения правильности усвоения понятия «пересекающиеся плоскости» целесообразно пользоваться не только чертежами и моделями, но и задавать вопросы типа: можно ли считать пересекающимися плоскости потолка и стены, плоскости крышки стола, стоящего посередине комнаты, и доски и пр.
|