![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие внимания и педагогическая деятельность
1.5.1. Формирование произвольного внимания. Ленинградский психолог Н. В. Кузьмина, проанализировав работу большой группы учителей с разным уровнем мастерства, отметила, что трудности воспитания внимания не исчезают по мере накопления мастерства. Воспитание внимания создает такие внутренние условия, которые являются гарантией внимательного выполнения любого дела. Не менее важна в воспитании внимания проблема формирования психологических механизмов внимания. Дети всегда с удовольствием делают то, в чем они преуспевают и за что получают знаки признания. Учебные трудности — нередкий источник неприятных переживаний, появления неприязни к учению. К подобным трудностям, особенно в младших классах, следует отнести дефекты внимания. Не случайно ошибки внимания занимают в письменных работах младших школьников самое заметное место. Ученику недостаточно понимать, почему он должен быть внимательным, — необходимо научить его быть внимательным. Основные механизмы произвольного внимания закладываются еще до школы. По данным психологов (М. Н. Аксенова и др.), развитие произвольного внимания в этот период предполагает формирование трех основных умений: 1. Принятие постепенно усложняющихся инструкций. Задание при этом расчленяется на частные задачи через постепенное увеличение их сложности и объема. При воспитании умения принять словесную инструкцию ребенку необходимо перевести речевой приказ взрослого в самоприказ. Для этого инструкция повторяется вслух и про себя, ребенок показывает, что и как он будет выполнять. 2.Содержание инструкции на протяжении всего занятия. Ребенку нужно помнить инструкцию и контролировать ее реализацию. Для этого инструкция неоднократно проговаривается в ходе выполнения задания; проводится дополнительный инструктаж на отдельных этапах работы; повторение инструкции осуществляется в плане практического действия; оказание помощи товарищам также требует ясного представления задачи. 3. Навыки самоконтроля. JB ходе выполнения задания дети неоднократно проверяют себя, рассказывая себе или другим, что нужно сделать. При рисовании узоров они через сравнение находят ошибки и исправляют их. Дети, работающие безошибочно или самостоятельно находящие и исправляющие ошибки, поощряются, чем вводится элемент соревнования. Самоконтроль используется и для оценки результатов работы. Развитию произвольного внимания дошкольников способствуют и другие приемы. Ребенок учится по определенному плану анализировать рассказ товарища: отвечает ли рассказ плану? Все ли было понятно? Все ли слова произнесены правильно? и т. п. В дидактических играх усложняются правила и их количество. Если в начале года отрабатываются одно-два правила, то в конце — четыре-пять правил. В школьные годы работа по развитию произвольного внимания продолжается. Формируется способность не только исполнять указания старших, но и выдвигать собственные цели и реализовывать их на практике, управлять своим вниманием. Одна из задач воспитания внимания в школе — это развитие контрольной функции внимания, т. е. способность контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности. В этом некоторые психологи (П. Я. Гальперин) видят основное содержание внимания. Известны исследования условий развития контрольной функции внимания при выполнении письменных работ. К числу приемов и методов, используемых в этих целях, относится словарный диктант с комментированием, примененный впервые И. А. Сикорским для изучения утомления. Эта методика используется и для тренировки внимания. Слово после предъявления комментируется поморфемно и только потом записывается. Для безошибочного выполнения словарного диктанта исследователями предлагается последовательность действий, выполнение которых приводит к желаемому результату (самостоятельный анализ орфоэпического образа слова; прослушивание комментариев; представление орфографии слова в соответствии с комментированием и т. д.). Методистам русского языка давно известен такой метод развития орфографической зоркости, как проверочное чтение, или корректирование. Ученик учится проверять текст, содержащий ошибки. Имеются специальные исследования, посвященные корректуре как приему обучения орфографии (А. Г. Вишнепольская и др.). У этого метода есть и противники, полагающие, что работа с искаженным текстом приведет к фиксации ошибочного образа слова. Опыт экспериментального формирования внимания у школьников, в чем-то близкий упомянутым выше методам, описан в работах П. Я. Гальперина и его учеников. 1.5.2. Воспитание внимательности на уроке. Под воспитанием внимательности обычно понимают формирование таких ценных качеств внимания, как способность сохранять высокую сосредоточенность продолжительное время, умение работать не отвлекаясь, без ошибок выполнять любое серьезное задание, и др. Воспитанию внимательности способствует внешний контроль, без которого не может обойтись ребенок. Этот контроль дает результат при авторитетности учительского слова, систематичности и постоянстве требований. Систематическая оценка результатов учебной деятельности школьников вырабатывает привычку серьезно относиться к порученному делу, повышает ответственность за работу. Речь идет не о том, чтобы превратить оценку в пугало. Формирование навыков учебного труда предполагает воспитание тщательности, аккуратности, обязательности и ответственности— качеств, которых, увы, нам так не хватает и которые никоим образом не мешают развитию творческих потенций личности. Облегчает формирование привычки к систематической работе регулярный контроль за учебной деятельностью. В. Ф. Шаталов ввел в практику учебной работы ежедневную проверку и оценку письменного воспроизведения опорных сигналов, многообразные формы опроса: громкий, тихий, магнитофонный, парный взаимоконтроль, проверку решения задач старшеклассниками и др. Воспитанию внимательности способствуют специальные упражнения. Ряд приемов для упражнения внимания были предложены К. Д. Ушинским еще в прошлом веке. Они во многом не утратили значение и в наши дни. 1. Маленьким ученикам полезно совершить несколько действий по команде, например встать, сесть, развернуть книги, свернуть и т. д. Это даст привычку каждую минуту быть внимательным к словам учителя. Этому же способствует частое обращение к учащимся. 2. Учителю сначала следует: высказать вопрос, а потом, несколько помедлив, имя того, кто должен отвечать на него. В результате к ответу подготавливается весь класс. 3. Следует поощрять поднятие рук всеми, кто может ответить на вопрос, заданный даже кому-то одному. 4. При чтении вслух каждая ошибка читающего должна вызывать поднятие рук. 5. В первых учебниках должны быть упражнения на развитие внимания: неоконченные фразы, которые нужно закончить; вопросы, на которые необходимо ответить; ошибки, которые нужно исправить. 6. Следует практиковать продолжение чтения текста другим учеником по указанию учителя. То же относится и к требованию повторить слова учителя или товарища. 7. Полезны незначительные взыскания за невнимательность и награда за проявление внимания. Неплохим средством развития внимания могут служить игры на развитие внимания. Интересные упражнения описаны в книге Б. П. Никитина «Развивающие игры», в многочисленных сборниках игр и развлечений. Воспитание внимательности немыслимо без самовоспитания внимания. Когда цели воспитания становятся целями личности, оно особенно эффективно. В одном из своих интервью известный голландский шахматист Ян Тимман рассказал, что повышение результатов в шахматной игре невозможно без развития способности концентрировать внимание. Отличное средство для этого рекомендовано Михаилом Ботвинником — анализ позиций при одновременно работающем радио. Об интересном приеме воспитания привычки внимательно работать на уроке рассказал в одной из своих книг С. Соловейчик. Быть внимательным — значит думать о том, что рассказывают, а думать — значит задавать вопросы и отвечать на них. Поэтому, чтобы развить свою способность быть внимательным, когда это необходимо, нужно приказать себе: «После скучного урока я должен задать учителю два-три неглупых вопроса!» Тот, кто это сделает, может не беспокоиться о внимании: он будет слушать учителя, не пропуская ни слова. 1.5.3. Внимательность как качество личности. Мы говорили о внимательности как совокупности в чем-то близких качеств человека: собранности, осмотрительности, осторожности. В их основе лежит привычка внимательно исполнять любое дело. Термин «внимательность» имеет и важный личностный смысл. Под ним понимается качество, раскрывающееся в особом отношении к людям, особой направленности личности на других. Внимательность в таком понимании неотделима от нравственной сферы личности. Внимательность стала в нашем языке синонимом заботливости, доброжелательности, доброты. Быть внимательным —значит уметь подмечать малейшие перемены в состоянии и самочувствии других людей, вовремя оказать им поддержку или же, наоборот, оставить человека в покое, не быть назойливым, проявить такт. Связь внимания с нравственной культурой личности видна и в том, как мы обращаемся друг с другом. Внимание к другому человеку, его словам, особенностям, поступкам — не просто акт его познания. Это всегда и социальный акт: проявление симпатии, уважения, признания, доброжелательности, интереса и т. п. Желая выразить обиду, неуважение или неприязнь к кому-то, мы «не замечаем» этого человека. Нередко невнимание ранит сильнее резкого слова. Столь же неприятно и демонстративное внимание. Бесцеремонное рассматривание — всегда результат невоспитанности или пренебрежения. Внимательность как особое качество личности во многом определяется всей историей ее воспитания. Внимательность является своеобразным индикатором интересов и предпочтений личности: к чему она стремится, что ее привлекает и что она отвергает. К. Д. Ушинский в этой связи очень тонко подметил, что если мы хотим объективно узнать что-то о внутренней жизни, интересах человека, то должны присмотреться и прислушаться: к чему человек особенно внимателен. Наблюдая за тем, к какой стороне разговоров, ведущихся в обществе, внимателен тот или иной человек, можно сделать более верное заключение о его ценностях, чем просто слушая, что говорит он сам. воспитание внимания, как и воспитание вообще, в решающей степени зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя, необходимых для воспитания внимания, относят следующие (Ф. Н. Гоноболин): внимательность и наблюдательность учителя, который не спрашивает учеников — поняли они его или нет, а читает это по их лицам; умение держать в поле зрения весь класс, все дела, все происходящее; чувство аудитории; любовь к своему предмету; артистизм; внимание к внутреннему миру учеников, заботливость; внимательность к своим действиям, постоянный самоконтроль? досадные ошибки подрывают авторитет учителя; уверенность в себе; внутренняя сила — это не крик и шум, а спокойная твердость, четкость, собранность; деловое, энергичное ведение урока; умение поддерживать постоянный контакт с классов Успех урока во многом зависит от рабочего самочувствия учителя. Большие актеры задолго до спектакля начинают входить, вживаться в роль. И для учителя каждый урок есть испытание его таланта, знаний, воли. Насколько успешно выдержит он это испытание, также зависит от его психологического настроя, собранности. В театральной педагогике уже давно используются упражнения для развития внимания, воображения и фантазии, идеи которых заложены К- С. Станиславским и до сих пор еще не оценены по достоинству в нашей практической педагогике, в подготовке учителей (исключая разве опыт Полтавского, Новосибирского и некоторых других пединститутов). Многие упражнения сценического тренинга полезны для учителя, поскольку в работе актера и учителя немало общего.
|