Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Учет общих закономерностей внимания в педагогическом процессе
1.2.1. Роль мотивации. Избирательное отношение личности к окружающему определяется прежде всего особенностями ее мотивационной сферы. Соответствующую направленность вниманию придает напряжение той или иной потребности. Голодный обращает внимание на все имеющее отношение к пище, усталый — на место, где можно отдохнуть. Динамика потребностных состояний в немалой степени определяет и динамику внимания. Крайне напряженная потребность замыкает мир на себя. Любовные переживания подростка или юноши могут оттеснить на время буквально все, включая учебу. Особую роль в жизни человека занимает познавательная потребность, на которой основан прогресс науки, увлеченное познание нового. Она проявляется в виде любознательности, любопытства, исследовательской деятельности. Важный фактор внимания — отношение к объекту познания, практической деятельности. Интересное, увлекательное дело захватывает человека даже помимо его желания. Неинтересное, нелюбимое дело вынуждает быть внимательным. Ученик, выполняющий домашнее задание по нелюбимому предмету, будет искать любой повод, чтобы отвлечься от работы. Создание заинтересованного отношения к учению — проблема, проходящая через всю историю педагогики, вплоть до сегодняшнего дня. Начавшаяся перестройка средней и высшей школы упирается в тяжелейшую проблему — снижение интереса к учению, престижности и авторитета o6paзовании. Правда, оптимизм вселяют поиски учителей-новаторов, которые решают также и проблему коренного изменения отношения к учению. К примеру, уроки литературы ленинградского педагога Е. Н. Ильина являются фактически уроками практического человековедения, что радикально изменило отношение учеников к предмету. Еще недавно Е. Н. Ильина обвиняли в странной тематике уроков литературы, а сегодня пытаются понять вдруг обострившийся интерес к литературе у его учеников. Пробудив интерес к чему-то, мы одновременно пробуждаем и внимание. Интерес к учебному предмету позволяет привлечь внимание к тому, что выходит за рамки предписанного программой. Своеобразный фактор внимания — установка, т. е. неосознаваемая готовность воспринимать предметы и явления действительности (или действовать с ними) определенным образом. Личностные установки — это своего рода субъективные фильтры, пропускающие в сознание одни факты и задерживающие другие. Отрицательные установки, связанные с личностью учителя, могут заметно снизить действенность его слов и указаний. Примером влияния установки на направленность внимания может служить предвзятость или идеализация в отношении других людей. В одном случае отрицательная установка ведет к непроизвольному фиксированию внимания на недостатках, тогда как даже бесспорные положительные качества могут просто не замечаться. В другом — картина обратная: чрезмерная фиксация внимания на достоинствах приводит к их переоценке, мешает увидеть недостатки и слабости человека. Поразительным примером служит слепая материнская любовь. На избирательность внимания оказывают влияние и некоторые другие факторы, например профессиональные привычки: войдя в учительскую, мы привычно бросаем взгляд на доску объявлений, машинально поправляем речевые ошибки собеседника, хотя это и не всегда уместно. 1.2.2. Роль объективных особенностей внимания в учебном процессе. Громкий звук, яркий свет и т. п. привлекают внимание помимо нашей воли. Однако главное не в абсолютной, а в относительной силе раздражителя. Неопытный педагог нередко форсирует голос, стараясь привлечь внимание класса, но эта мера вскоре перестает оказывать действие. В то же время уже легкое повышение голоса более опытного его коллеги обостряет внимание учеников. В сильной степени привлекают внимание динамические особенности объектов — мерцающий свет, прерывистые звуки, ритмически организованные раздражители и др. Известно, как трудно слушать однообразную, монотонную речь, тогда как речь выразительную можно слушать не уставая. Монотонность снимается умелым понижением и повышением голоса, искусством паузы. Очень важная причина внимания—необычность, новизна предметов и явлений (возбужденный вид обычно спокойного ученика, необычный предмет в поле зрения). Пока не исчерпан элемент новизны, внимание можно удерживать достаточно долго. Однако самое необычное, оригинальное, новое становится со временем обыденным и привычным. Недостаточное количество нового, знакомость изучаемого материала снижает интенсивность внимания, вызывает падение интереса. Но и чрезмерное насыщение учебных занятий новым материалом утомляет внимание, делает его поверхностным. Не в обилии ли новой информации кроется трудность овладения вниманием детей «телевизионного века»? Стремление к стилистическому разнообразию, использованию синонимов, обогащение словаря — объективная закономерность речевого общения. Повтор одних и тех же стилистических приемов, выражений, слов притупляет внимание и затрудняет восприятие речи, поскольку исчерпана новизна речевой формы. Состояние внимания в данный момент времени зависит и от предшествующих событий. Сложно настроиться на серьезную работу после эмоционально насыщенной перемены. Учителя знают, как непросто начать работу в возбужденном, взбудораженном классе после урока слабого педагога. Эффект последействия должен учитываться при составлении расписания. Неудачная последовательность уроков может заметно снизить их эффективность. 1.2.3. Устойчивость и колебания внимания. Внимание человека необычайно подвижно, его невозможно остановить или задержать. Хотя мы и употребляем выражения «задержать», «остановить внимание», это означает в действительности движение внимания в едином направлении. Сохранить внимание можно только перемещая его в русле определенной познавательной деятельности. «Предмет должен на наших глазах развиваться, обнаруживать все новое и новое содержание. Лишь изменяющееся и обновляющееся содержание способно поддерживать внимание» (С. Л. Рубинштейн). Ребенку очень быстро надоедает рассматривать рисунок или картину, знатоки же приходят в картинную галерею, чтобы провести часы перед любимой картиной. Она не наскучивает им, поскольку настоящее произведение искусства таит массу неизведанного. Противостоять распространенной ныне информационной пресыщенности может культура интеллекта и чувств, когда человек отыскивает в обыденном все новые и новые стороны, обнаруживает вопросы и загадки там, где поверхностный ум видит лишь давно известное. Существенное влияние на устойчивость внимания оказывают сложность и напряженность деятельности. В некоторых видах профессий даже кратковременное отвлечение внимания может привести к серьезным, а то и трагическим последствиям. Однако чрезмерно жесткие требования к точности работы могут дать обратные результаты, так как возрастание напряжения внимания приведет к увеличению количества ошибок и ошибочных действий. Существует индивидуальный предел надежности действий в напряженной обстановке. Отдельные ученики во время ответственной контрольной работы показывают существенно худшие результаты, чем в спокойной обстановке. В разных видах профессиональной деятельности существуют специальные приемы и методы снижения напряженности внимания, повышения надежности трудовой деятельности: взаимный контроль, повторение команд (помощник машиниста повторяет команды машиниста, летчик — авиадиспетчера) и др. Особые приемы, позволяющие снять излишнее напряжение внимания и избежать досадных ошибок, применяются в различных видах проверочного или контрольного чтения. Нельзя сохранить внимание учеников, держа класс в напряжении все сорок пять минут урока. Это невозможно да и не нужно. К. С. Станиславский наблюдал за величайшими артистами, чтобы выяснить, сколько минут они одни, стоя перед рампой на авансцене, без всякой посторонней помощи могут удерживать на себе внимание зрительного зала. «Опыт показал мне, — пишет он в книге «Моя жизнь в искусстве», —что максимум их способности одному безостановочно держать внимание тысячной толпы при сильной захватывающей сцене равен семи минутам (это огромно!)... А далее не хватает разнообразия выразительных средств, им приходится повторяться, отчего внимание ослабевает, вплоть до следующего перелома, вызывающего новые приемы воплощения и новый приступ внимания зрителей». Мы видим в этом примере проявление общей закономерности внимания. Сохраняя общее направление, внимание периодически усиливается и ослабевает. Не случайно учитель-мастер, подняв класс на вершину напряженнейшего размышления, даст затем незаметную передышку, займет учеников более легкой работой, пошутит и снова поведет за собой к вершинам познания. Чередование напряжения и расслабления — обязательное условие устойчивости внимания. При длительной сложной работе необходима периодическая разрядка, своего рода взбадривание внимания, перемена деятельности. Чем младше ученик, тем слабее его силы и чаще требуется помощь его вниманию. К. Д. Ушинский писал об этом так: «Переменяя деятельность ребенка, вы успеете сделать гораздо более и без усталости, нежели давая его деятельности одно и то же направление. Заставьте ребенка идти — он устанет очень скоро, прыгать — тоже, стоять — тоже, сидеть он также устанет; но он перемешивает эти деятельности различных органов и резвится целый день, не уставая». Устойчивости внимания свойственна определенная динамика. Исследования различных видов напряженной интеллектуальной деятельности показывают, что высший пик работоспособности достигается лишь спустя некоторое время, когда завершится период врабатываемости. Вначале, когда интеллектуальные механизмы еще не настроены, опасность ошибок особенно велика. Облегчает втягивание в работу своего рода интеллектуальная разминка, когда несложные упражнения, занимательные вопросы облегчают переход к наиболее сложной и ответственной части работы. Но в любом случае, как показывают исследования процесса утомления, наблюдаются малые и большие циклы снижения уровня внимания — в начале и конце урока, в начале и конце рабочего дня, рабочей недели, выявлены даже сезонные циклы. В исследованиях контрольного проверочного чтения в учебной и профессиональной деятельности, предъявляющего особые требования к устойчивости внимания, выявлены условия, повышающие эффективность работы: 1. Простое повторение контрольного чтения без перерыва приводит к значительному количеству ошибок. В одном из экспериментов при первом контрольном чтении текста, насыщенного большим количеством ошибок, выявлено в среднем около двух третей ошибок, при втором — меньше половины, при третьем — лишь четверть оставшихся ошибок. Возрастание перерывов между контрольными чтениями позволяет уменьшить привыкание к тексту, когда мы не столько прочитываем, сколько узнаем. 2. Снятие привыкания к тексту достигается также обновлением графического воспроизведения: перепечатка на машинке, переписка заново от руки. 3. Очень трудно, практически невозможно одновременно контролировать различные стороны текста: смысловую, грамматическую, стилистическую, композиционную. Поэтому в профессиональной деятельности текст читают столько раз, сколько задач стоит перед человеком. Одно чтение — одна задача. 4. Высокое качество проверочного чтения сложного текста достигается при его контроле двумя или тремя разными людьми, Ц примеру автором, редактором, корректором. Сведение результатов чтения воедино позволяет выявить абсолютное большинство ошибок. Экспериментальная проверка такого дублированного чтения показывает, что уже одно независимое чтение текста двумя людьми эффективнее трех или четырех контрольных чтений текста одним и тем же человеком. 1.2.4. Внимание и возраст. Все стороны внимания с возрастом претерпевают существенные изменения. Первоначально внимание непроизвольно и полностью зависит от внешних причин, от простейших потребностей и интересов. Постепенно возрастает устойчивость внимания. Уже в 2, 5—3 года ребенок может внимательно слушать сказки и рассказы взрослых. Серьезные изменения в развитии внимания происходят в дошкольные годы. Постепенно идет нарастание произвольности внимания. В игре на занятиях в детском саду ребенок учится принимать словесное задание и переводить его в самоприказ, овладевает простейшими навыками самоконтроля. И все же уровень развития внимания еще невысок. Дошкольник легко отвлекается, может бросить начатое дело и заняться другим. У него довольно узкий объем и слабое распределение внимания. Этим нередко объясняется детская неловкость, когда ребенок что-то роняет, задевает, ломает. Существенные сдвиги в развитии внимания происходят после поступления в школу, поскольку новые условия жизни и деятельности предъявляют к вниманию ребенка более высокие требования, чем в годы дошкольного детства. С первого класса школьник целый рабочий день живет в условиях довольно жесткого регламента, выбор его занятий определяет учитель, иным становится отношение окружающих к качественным показателям действий ребенка. Во внимании младшего школьника еще много черт детскости, оно легко отвлекается. Учителю приходится прилагать значительные усилия и изобретательность для поддержания внимания класса на необходимом уровне. Этому способствуют эмоциональная насыщенность урока, большой объем образного материала, разнообразие содержания и видов деятельности. По нашим наблюдениям, только на одном уроке в первом классе учитель совершает с учениками до 15—17 переходов от одного вида занятий к другим. Дети слушают, затем считают, пишут, отвечают на вопросы и т. д. Без постоянного управления вниманием детей уроки в начальных классах практически невозможны. В подростковых классах заметно возрастает способность к продолжительной интенсивной работе. Уже нет такой жесткой зависимости деятельности школьника от управления вниманием класса со стороны учителя. Втянувшись в работу, подросток может достаточно длительное время заниматься не отвлекаясь. О повышении функциональной эффективности внимания свидетельствует, например, снижение ошибок внимания, связанных со слабостью его контрольных функций, со случайными «проглядами». По нашим данным, от четвертого к шестому классу количество ошибок внимания снижается более чем в два раза, тогда как количество «глазных» ошибок, связанных с определенными дефектами восприятия, остается примерно на одном уровне вплоть до восьмого класса. В то же время склонность превращать серьезное дело в игру, повышенная эмоциональность и резкие колебания настроения делают работу в подростковых классах не всегда предсказуемой. При работе с подростками очень многое зависит от мастерства учителя, от его умения превращать учеников из статистов педагогического действия в активных и заинтересованных соучастников общего дела. На юность и зрелость приходится вершина развития внимания. Это период, когда человек способен к высочайшей интенсивности и сосредоточенности внимания, к наивысшим достижениям в практической и интеллектуальной деятельности. В старости происходит нарушение механизмов внимания: снижается его устойчивость, становится невозможной длительная сосредоточенность внимания, снижается его объем.
|