![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ill 1. Общая характеристика памяти
Под памятью обычно понимают запоминание, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности, ее прошлого опыта. Наиболее распространенной классификацией мнемических процессов является предложенное еще П. П. Блонским разделение памяти на четыре вида в зависимости от особенностей материала запоминания и воспроизведения: - двигательная память — это память на различные движения и их системы, позволяющая формировать практические и трудовые навыки; эмоциональная (аффективная) память — это память на чувства; образная память включает зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную и вкусовую память; выделяют и словесно-логическую (вербальную) память. В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание и воспроизведение, память можно разделить на непроизвольную, характеризующуюся отсутствием заранее поставленной цели и специальных приемов запоминания, но при обязательном взаимодействии субъекта с предметами, и произвольную. По способу запоминания выделяются механическая, не опирающаяся на понимание, и смысловая память, основанная на обобщенных и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов. (А. А. Смирнов). По (продолжительности запоминания и сохранения материала память подразделяется на кратковременную и долговременную. Кроме того, выделяют и оперативную память, обслуживающую Непосредственно осуществляемые человеком действия. Особое внимание следует обратить на процессы памяти, каждый из которых подчиняется особым закономерностям. К их числу относятся: запоминание, протекающее в трех формах: запечатление, определяемое как кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд; непроизвольное запоминание — сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала; преднамеренное запоминание (заучивание) —запоминание с целью сохранения материала в памяти; сохранение — более или менее длительное (удержание в памяти некоторых сведений, имеющее две стороны: собственно сохранение и забывание; воспроизведение, представляющее собой воссоздание сохраненного в памяти материала, протекающее на нескольких уровнях: узнавание, или воспроизведение при опоре на восприятие; собственно воспроизведение, не вызывающее затруднений; припоминание, требующее волевого усилия. В игровой, учебной и трудовой деятельности память функционирует в тесной взаимосвязи с другими психическими процессами и свойствами личности ученика. III.1.1. Характеристика памяти как процесса. Запоминание тесно связано с деятельностью субъекта, оно опосредствуется пониманием, осознанием значимости тех или иных фактов для деятельности. В повседневной жизни запоминание есть процесс организованного заучивания. Аналогичным образом воспроизведение есть не только и не столько непроизвольное вспоминание, сколько целенаправленный процесс припоминания. Как показывают экспериментальные данные, даже сохранение — это не пассивное хранение материала, не простая его консервация, а динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий переработку материала. Мнемические действия. Какие же мнемические действия обеспечивают осмысленность, избирательность, точность и полноту запоминания и воспроизведения материала? Работы А. А. Смирнова и его учеников раскрывают роль различных мнемических приемов в процессе запоминания. Прежде всего это смысловая группировка, смысловые опорные пункты, соотнесение нового со старым, хорошо известным, классификация, план запоминания. В. Я- Ляудис экспериментально изучала строение мнемических действий и выделила 4 мнемические операции: ориентировку в материале, связанную с отношением элементов запоминаемого материала к опыту субъекта; группировку материала на основе установленных свойств отдельных элементов; установление внутригрупповых отношений между элементами материала, подлежащего запоминанию; установление межгрупповых отношений (связей). Экспериментальные исследования В. Д. Шадрикова и Л. В.Черемошкиной позволяют выделить следующие основные мнемические действия, а точнее, системы или совокупности действий, выступающие в качестве мнемических приемов, или способов запоминания. Группировка — разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям, законам гештальта и т. д.); выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы, образы излагаемого в тексте, примеры, цифровые данные, сравнения, имена, эпитеты, незнакомые и малознакомые слова, чем-либо выделяющиеся выражения, эмоциональная реакция субъекта и т. д.); план — совокупность опорных пунктов; классификация — распределение каких-либо предметов, ' явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков; структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое, внутреннего строения запоминаемого; схематизация — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенного представления запоминаемой информации; аналогия — установление сходства, подобия в определенных отношениях предметов, явлений, понятий; мнемотехнические приемы — совокупность готовых, известных способов запоминания; перекодирование — вербализация, или проговаривание, называние, представление информации в образной форме, преобразование информации на основе семантических, фонематических и других признаков; достраивание запоминаемого материала и привнесение в запоминаемое субъектом: использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам, распределение по местам (метод локальной привязки, или метод мест); серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочивание в пространстве и т. д.; ассоциации — ^установление связей по сходству, смежности или противоположности; повторение — сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы циркуляции информации. Последнее целесообразно выделить в качестве отдельного способа запоминания, учитывая его универсальность и фундаментальность. Перечисленные выше мнемические приемы реализуются действиями, которые можно выделить на основе работ В. Я. Ляудис, Я. В. Большунова и др., а также наших экспериментальных исследований. Сюда входят: категоризация; выделение групп и оснований их выделения; отражение условий запоминания и воспроизведения; принятие решения (выделение оперативной единицы запоминания и воспроизведения); антиципация; формирование представления о программе запоминания и воспроизведения (план); выделение межгрупповых связей в запоминаемой информации; выделение внутригрупповых связей; выделение связей запоминаемого материала с известным, воображаемым, представляемым и т. п.; контроль процесса запоминания и воспроизведения через оценку параметров результата; коррекция. В реальном процессе запоминания эти мнемические действия тесно переплетаются и взаимодействуют друг с другом. Этапы запоминания. Многочисленные опыты показывают, что запоминание осуществляется не мгновенно. Во-первых, необходимо определенное время для закрепления внешнего воздействия в памяти, т. е. необходимо, чтобы циркуляция нервных импульсов, вызванная стимулом, продолжалась определенное время; во-вторых, существуют два отдельных этапа в обработке информации, поступающей в мозг. В течение первого этапа, исчисляемого десятками секунд, происходит формирование следа раздражителя. Во время второго, длящегося около часа, образуется специальный механизм, позволяющий извлекать информацию, закрепленную на первом этапе. Переходные процессы памяти. К переходным процессам памяти относится перевод перцептивной информации в кратковременную и обратно. Сущность этих процессов заключается в механизме повторения, который в совокупности со слуховой памятью позволяет сформировать обратную связь и закрепить поток информации, обеспечивает сохранение информации в течение коротких промежутков времени. Главная роль повторения, как отмечается многими исследователями, заключается в формировании механизма воспроизведения запоминаемого материала,
|