![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
IV. 2. Учет закономерностей процессов представления и воображения в организации учебной и трудовой деятельности
IV.2.1. Мотивация и воображение. Процесс регуляции деятельности и поведения человека осуществляется с помощью образов-представлений и воображения. Мы осознаем свои потребности посредством образов и ситуаций, в которых они удовлетворялись ранее, и представлений о действиях по их удовлетворению. Поэтому управлять своими потребностями можно либо волевым путем, либо через управление образами своего воображения. При этом волевое подавление потребности мало эффективно, так как чем сильнее запрет, тем больше желание его нарушить. Рациональнее сознательно совершать замену в воображении одних образов другими. Каждый школьник наверняка замечал, что, будучи захваченным какой-либо работой, он забывал о сне, отдыхе и пище, так как в сознании просто не оставалось места соответствующим образам. И наоборот, стараясь не думать о чем-то конкретном (например, о боли перед кабинетом зубного врача), с раздражением отмечаешь навязчивое появление этого образа. Образы воображения, наиболее часто возникающие в нашем сознании, приобретают побудительную силу за счет предвосхищения определенных переживаний, т. е. становятся мотивами. Каждый акт поведения, каждый поступок регулируется не одним, а множеством мотивов. Так, желание изучать иностранный язык может стимулироваться стремлением к самосовершенствованию, необходимостью работать с литературой на данном языке, боязнью огорчить учителей и родителей, желанием покрасоваться перед товарищами и другими мотивами. Наличие множественной мотивации любой потребности (а не только познавательной, как в нашем примере) позволяет гибко регулировать свое поведение в зависимости от обстоятельств. Частое сочетание воображаемого объекта или ситуации с определенными переживаниями (страхом, горем, унижением, радостью, удовольствием и т. п.) приводит к тому, что сам образ становится источником переживания, непроизвольно вызывая воспоминания, представления о былых переживаниях и чувствах. Если, не выучив урока и испытав стыд за унижение у доски, школьник представит себе эту ситуацию еще раз, то испытает те же самые чувства, а при повторении подобной ситуации один только образ доски, учителя, даже учебника будет иметь тот же результат. Более того, представления усиливают переживания, так как в воображении образ может быть более ярким, чем в действительности. На этом принципе построена, например, система аутотренинга. Образы представления и воображения могут стать причиной непроизвольного привыкания, выработки вредной привычки. Так, в нашем примере ученик бессознательно привыкает к мысли о своей неспособности к изучению данного предмета или о своей неприязни к преподавателю. В то же время воображение — прекрасная основа для произвольного научения в случаях воспитания и самовоспитания: сочетание положительных эмоций и приятных переживаний с воображением обязательных или вырабатываемых действий приведет к желательности самих этих действий. Формирование эмоционально заряженных образов (в частности, представлений о долге, чести, ответственности, чувстве страха, вины, нравственности, порядочности, самоуважения) позволит не просто внести воспитательные элементы в процесс обучения, а сделает их предметом забот самих школьников. Причем чем теснее следует их связь с эмоциями и чувствами, тем скорее они будут выступать в качестве собственных мотивов поведения. У человека в ходе научения создаются представления о возможных результатах и последствиях своих действий, т. е. представления в форме образа-цели управляют всякой деятельностью. Еще К. Маркс отмечал, что «в конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально». Представления о себе самом играют немаловажную роль в процессе становления самосознания личности и таких его подструктур, как уровень притязаний, самооценка, критичность и др. Представление школьника о своих способностях («Считаю, что я хорошо рисую» или «Считаю, что не способен к занятиям по физкультуре») будет формировать и соответствующие притязания, оценки и поведение в целом. Таким образом, воображение принимает участие в процессах порождения потребностей, стимуляции деятельности и поведения в форме мотивов и их комплексов, целеобразования и, наконец, формирует «я» человека. IV.2.2. Влияние восприятия на характер представления и воображения. Поскольку всякий вторичный образ строится н, а основе восприятия, то от того, насколько умело и правильно было организовано восприятие, зависит, насколько точным и полным будет представление. Детям дошкольного и младшего школьного возраста свойственна фрагментарность восприятия, когда при ознакомлении с объектом воспринимаются только отдельные его части, чем-то привлекшие их внимание. Вследствие этого у них происходит формирование неполных, отрывочных представлений, которые дети не могут воспроизвести (визуализировать). Поэтому при объяснении нового материала следует особое внимание обращать на существенные признаки предметов и явлений, чтобы именно они нашли отражение в представлениях школьников. С возрастом объем восприятия увеличивается, а вслед за этим возрастает и продуктивность образной сферы. Поскольку в единицу времени уже может быть воспринято большее количество объектов или их свойств, то и большее их количество будет отражено в сознании в форме образов-представлений и воображения. Это позволяет добиваться большей насыщенности урока новым материалом. IV.2.3. Субъективность вторичных образов. Восприятие и представление человеком мира зависят как от особенностей воспринимаемой реальности, так и от самого человека. Б. Ф. Ломов отмечал, что «отражение человеком мира осуществляется с той специфически индивидуально неповторимой позиции, которую он в этом мире занимает». В этом и заключается сущность субъективности вторичных образов. На практике это выражается в том, что на формируемые у человека воссоздающие и творческие образы оказывает влияние его прошлый опыт, особенности его личности (взгляды, интересы, убеждения), цели и намерения, а также функциональное состояние, что, в свою очередь, ведет к индивидуальным различиям представлений об одних и тех же предметах и явлениях. Поэтому при организации и проведении урока надо, с одной стороны, безусловно учитывать возрастной, половой, социальный состав школьников, их функциональное состояние (например, разница в состоя нии на первом и шестом уроках), а с другой—всячески поощрять школьников на самостоятельные рассуждения, примеры, дополнения, не совпадающие с примерами из учебника или объяснениями учителя, что позволяют судить о правильности их представлений. И наоборот, шаблонность ответов не является свидетельством точности и прочности знаний школьников. Полной идентичности в мире образов-представлений, а тем более воображения не существует, поэтому к ней и не следует стремиться. Однако здесь нельзя переходить грань и путать субъективность образов с образами неправильными, ненаучными, которые подлежат целенаправленному изменению в ходе учебной 'и воспитательной работы с учащимися. IV.2.4. Средства наглядности и наглядность представлений. Одним из методических требований при организации урока является использование различных средств наглядности. Многие учителя понимают это как максимальное насыщение урока всевозможными наглядными пособиями. Однако, как показывают экспериментальные исследования (Л. В. Куликов), наглядность представлений нельзя путать с изобразительностью. Даже при изображении всех связей и отношений объекта наглядность может не возникнуть. Последняя обусловливается особенностями переработки информации на всех уровнях познавательной деятельности, а не только одним процессом восприятия. Например, для решения задачи по физике учитель делает рисунок с изображением различных векторов (сил, ускорений и т. п.), но если ученик не понимает сущности описанных в задаче физических процессов, т. е. абстрактное представление у него недостаточно сформировано, то такой рисунок только запутывает его, наглядного же представления не возникает. Если ученик не умеет читать чертеж (у него отсутствует визуальное представление о плоской и объемной фигурах), то изображение на чертеже трехмерной фигуры остается непонятным пересечением точек и линий на плоскости и образа-представления об объемной фигуре и ее частях не возникает. Понимание сущности изучаемого материала можно ускорить, а при необходимости и проверить, если использовать прием перекодирования информации. Перекодирование может заключаться в перефразировке материала, переводе его в другую форму — из словесной в наглядную и наоборот. Выполнение подобных операций приводит к осмыслению материала. В процессе обучения школьникам предстоит усвоить большое число абстрактных понятий. Формированию абстрактно-логических представлений способствуют различные аналогии, которые позволяют добиться необходимой наглядности. Однако нельзя допускать, чтобы в сознании учащихся аналогия подменила сущность изучаемого" явления или процесса, как это можно наблюдать в следующем примере. Так, некий ученик утверждал, что строение Земли подобно строению яйца, где скорлупа — литосфера, белок — мантия, желток — ядро. Сформированное у него представление страдает чрезмерной конкретностью и буквальностью в ущерб обобщенности. Одним из средств наглядности является язык. Однако если в своем рассказе учитель использует одни декларации, то эффекта наглядности не возникает. Важно средствами языка рисовать сущность изучаемого явления. В этом случае удается добиться наглядности даже самых абстрактных понятий, таких, как «революция», «энергоемкость», «электропроводимость» и т. п. Особое значение языковые средства (интонации, паузы и т. п.) имеют при создании образов воображения. Ораторские способности педагога особенно важны при убеждении и переубеждении учащихся. Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы использовать различные средства наглядности, умело их сочетать и комбинировать для того, чтобы формируемые у школьников образы представления и воображения не страдали чрезмерной конкретностью, были в достаточной мере обобщены, но и не теряли присущей им наглядности. IV.2.5. Индивидуальные и возрастные особенности видов представлений и форм воображения. Уровень развития представлений различной модальности может быть неодинаков у одного и того f же человека. Например, при ярких и отчетливых зрительных представлениях школьник не может представить себе звучание музыкальных инструментов, плохо различает людей по голосам. Поэтому на уроке, особенно при формировании новых представлений и понятий, необходимо дублировать информацию путем использования различных каналов ее поступления. На уроке физики, например, следует не просто рассказать о двигателе внутреннего сгорания, а зарисовать его схему, дать возможность познакомиться с работающей моделью, вплоть до того, что просто потрогать руками. Это обогатит представления новым содержанием, сделает их более точными, яркими и отчетливыми у всех учащихся. Сформированные таким образом представления гораздо лучше сохраняются в памяти. Воображение может существовать в самых различных формах. Однако следует учитывать, что ряд форм активного воображения закономерно сменяют друг друга в процессе развития ребенка (Л. С. Выготский). Так, если свободная фантазия (воображение на вольную тему) почти недоступна дошкольнику (особенно если ее надо облечь в форму связного рассказа), то в младшем школьном возрасте она достигает своего наивысшего расцвета. Затем она постепенно вытесняется различными формами логического мышления, и наконец новый скачок в развитии воображения наступает в конце подросткового —начале юношеского возраста, когда на первый план выступают более или менее реалистические мечтания и различные виды творчества, реализующие потребность школьников в самовыражении. Учет особенностей пространственных представлений. Сейчас, когда учебный процесс все больше оснащается наглядными пособиями в виде фотографий, рисунков, схем, чертежей и т. п., следует учитывать особенности пространственных представлений школьников. Представления, сформированные на основе реальных объектов или их объемных моделей, более устойчивы во времени, в меньшей степени подвержены колебаниям, отличаются большей однозначностью дешифровки пространственных признаков. Представления же, созданные на основе плоскостных изображений объектов, обладают большей яркостью и отчетливостью при некотором снижении их устойчивости и большей вариабельности. Поэтому при решении конкретных методических задач (планировании урока, отборе наглядных пособий) следует отдать предпочтение знакомству с рисунками, плакатами, фотографиями, если требуется большая скорость формирования пространственных представлений или решения пространственных задач, и работе с макетами, моделями, реальными объектами там, где требуется большая точность представления или мысленного манипулирования с ним. Например, на уроках по ботанике, если нужно ознакомиться с многообразием видов растений, то можно ограничиться рассматриванием фотографий, так как за короткое время требуется усвоить большой объем материала. Если же необходимо детальное изучение, то здесь уже нужно пронаблюдать те же растения в естественном виде или ознакомиться с гербариями. В этом случае формируемое представление будет детальным, точным. На уроках геометрии при изучении объемных фигур дает хорошие результаты работа учеников с пластилином, разборными конструкциями и т. п. Активность ученика в процессах формирования образов воображения и представления. Неверно полагать, что однажды сформированное представление или возникший образ остаются у ученика неизменными и могут быть воспроизведены по первому требованию. В ходе познания, общения, накопления опыта они обогащаются или, наоборот, теряют свою полноту и яркость; становятся более адекватными (реальными, научными) или же индивидуализируются, отражая субъективное видение данного человека. Изменившийся же характер образов влечет за собой и изменение форм активности субъекта, регулируемых ими (например, повышение или утрата интереса, смена деятельности и т. п.). IV.2.6. Организация процессов представления и воображения на уроке. Приведем некоторые общие психологические приемы организации формирования и функционирования представлений и воображения на уроке. Стимулирующая роль образов. Наглядные образы, и прежде всего образы представления и воображения, стимулируют мысли* тельный процесс (П. А. Пономарев, Л. В. Меньшикова и др.). Именно в воображении, в бессознательном манипулировании представлениями лежит путь к нахождению интуитивных решений. В разделе IV.2.1. мы уже рассматривали, как образы воображения стимулируют поведение человека. Эту функцию образов воображения трудно переоценить. Мысленное проигрывание ситуаций и сопровождающих их действий позволяет создать определенный эмоциональный настрой: воображение успеха своего соперника вызывает зависть и ревность; ожидание и программирование действий других людей («Мама придет и сразу увидит, как хорошо я все прибрала») порождает обиды, если реальный результат не всегда соответствует воображаемому (мама пришла расстроенной и не обратила внимания на убранную квартиру)} фантазии в отношении себя, своего будущего могут стать источником разочарования («Думал, что поступлю в институт, а пришлось пойти работать»). За всеми этими эмоциями стоят и соответствующие поведенческие реакции. И наоборот, мысленное предвосхищение эмоций заставляет человека поступать определенным образом: предвкушение радости победы помогает стремиться к ней несмотря на все преграды и трудности. В овладении воображением видели ключ к овладению своим поведением многие выдающиеся педагоги и режиссеры. Б. Брехт рассматривал действие в качестве главного возбудителя переживаний. А в системе К. С. Станиславского предлагаемые обстоятельства использовались в качестве средства развития творческих способностей. Опора на прошлый опыт. Экспериментальные исследования Р. Шепарда показали, что образы представления и воображения обладают способностью замещать действительное восприятие, будь в качестве его объектов двухмерные формы, цифры, цвета, выражения лиц, музыкальные тона, запахи или что бы то ни было другое. И суждения, сделанные в момент отсутствия реальных объектов, ничем не отличаются от суждений, сделанных в момент непосредственного их восприятия. Это позволяет учителю значительно экономить время на уроке, так как для того, чтобы произошло восприятие, необходимо время для рассматривания, прослушивания, ощупывания и т. п., а для возникновения представления или образа достаточно упоминания об объекте (например: представьте себе звук барабанов и т. п.). Однако учителю следует помнить, что можно опираться только на ту информацию, которая имеется в прошлом опыте всех учеников. В то же время полезно использовать и различия в прошлом опыте школьников. Знания учеников, дополняя друг друга, образуют общий фонд памяти, который позволяет коллективно найти наиболее рациональное решение за самое короткое время, составить наиболее полное представление об изучаемом объекте или явлении или процессе, тем более что информация, полученная от товарищей, воспринимается лучше, чем сведения, сообщенные учителем или прочитанные в учебнике. Объективация представлений и образов. Не только исходное формирование представлений, но и их повторное воссоздание при ответе или решении различных учебных задач является достаточно сложным процессом для многих школьников, особенно младших классов. Наблюдая за учениками начальных классов во время урока или при подготовке домашнего задания, можно заметить, что они довольно часто что-то рисуют руками в воздухе, отводят взгляд на потолок или стенку. Это — ни что, иное, как попытки объективации своих представлений, способ сделать их более наглядными. Поэтому даже при ограниченности времени нежелательно торопить ученика с ответом, делать ему замечания при совершении подобных действий на уроке. Со временем, по мере развития процесса представливания, надобность в таких действиях отпадет сама собой. Особую трудность для школьников составляет представление движений или совершение в уме ряда манипуляций с вторичными образами. Поэтому там, где невозможно заменить представливание восприятием или манипулированием с реальными объектами, необходимо прибегать к их объективации в виде схем, Чертежей, рисунков. Задача учителя состоит в том, чтобы своевременно научить детей пользоваться этими средствами объективации. Одним из важнейших средств объективации школьниками своих представлений и образов воображения является речь. Следует помнить, что пока образ не сформирован или недостаточно отчетлив, попытки вербализовать его ведут к его распаду, а при Повторном воссоздании этих образов облечение их в словесную форму ведет к повышению устойчивости и в целом положительно влияет на деятельность ученика. Поэтому задачей любого учителя, а не только преподавателя русского языка и литературы является научить ребенка грамотно излагать свои мысли и переживания (так что эта задача не сводится только к овладению специальной терминологией). При этом учителю нельзя забывать, что уровень развития речи и способность воображать прямо не связаны друг с другом и слабое развитие речи не означает слабости представлений и воображения. В последнем случае необходимо изыскивать другие, неречевые приемы для проверки их ^правильности у учеников (например: поставить или продемонстрировать опыт, провести классификацию и др.). В целом объективация представляет собой перевод субъективного образа или представления в реально воспринимаемый объект, изоморфный по ряду существенных свойств (или одному свойству) образу. Это могут быть рисунок, изображение, график, модель и т. д. Речь учителя. Чаще всего формирование представлений происходит на основе рассказа учителя. От того, насколько яркой и образной будет речь педагога, во многом зависит яркость и отчетливость представлений и образов воображения у школьников. Учителю важно тщательно продумать свое объяснение, добиться его максимальной сжатости и логичности, последовательности, подобрать интересные примеры, правильно расположить их в своем рассказе. В частности, полезно яркий эмоциональный при мер поставить в начало рассказа, что создает положительную установку на весь урок. На уроке химии, например, рассказ о метане можно начать с того, что первое практическое применение этого газа было найдено в Англии в середине прошлого века — он был использован... для ограбления государственного банка. Следует помнить, что слишком большое количество примеров ведет к расплывчатости, неустойчивости представлений, а слишком малое — к их недостаточной дифференцированности, невозможности свободно оперировать образами. Использование специальных приемов представливания и воображения. Таких приемов существует несколько, перечислим лишь некоторые из них. Если необходимо представить одновременно большое количество предметов, то, упорядочив их, придав им определенную форму, мы упростим процесс представливания. Например, вместо того чтобы попытаться представить ряд из 9 точек, можно замкнуть его в кольцо, или представить три коротких ряда, содержащих по три точки. Для развития соответствующей способности полезно использовать такие формы представления, как свободное представление» представление по образцу, по заданной теме, представление по заданным условиям. Например, для того, чтобы научиться представлять себе чертеж какой-либо фигуры, надо сначала соотнести элементы последней с их изображением и тремя взаимно перпендикулярными плоскостями, проанализировать ряд важнейших точек. Для формирования многих представлений и понятий очень полезно сообщать учащимся их функции и условия их использования. Например, учитель может предложить школьникам сконструировать простейший прибор, который бы отвечал ряду требований и применялся для решения определенного круга задач. Очень важно, чтобы ученик самостоятельно применял приемы представливания и воображения в процессе самоподготовки.
|