Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. 3. Индивидуальные различия в мышлении школьников и их учет при организации учебной деятельности






Индивидуальные различия в мышлении выражены достаточно отчетливо, что позволяет говорить о мыслительных способностях, определяющих успешность выполнения деятельности. «Способности — свойства функциональных систем, реализующих позна­вательные и психомоторные процессы, имеющие индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качествен­ном своеобразии выполнения деятельности» (В. Д. Шадриков).

/Различия мыслительных способностей школьников могут про­являться в качествах ума. 3. И. Калмыкова для обозначения общих умственных способностей учащихся использует термин «обучаемость», который составляют следующие качества ума школьников.

Глубина ума проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности. Поверхностность ума — противоположное качество, которое проявляется в выделении внешних, единичных признаков, в установлении случайных связей между ними, что отражает низкий уровень их обобщенности. Гибкость ума проявляется в степени изменчивости мыслительной деятельности, соответствующей меняющимся условиям исследуе­мой ситуации, решаемой проблемы. Инертность ума проявляется в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой. Устойчивость ума проявляется в ориентации на совокупность выделенных ра­нее значимых признаков, на уже известные закономерности. Не­устойчивость ума проявляется в трудности ориентации на призна­ки, входящие в содержание нового понятия или закономерности, в необоснованной смене ориентации, в переходе от одной системы действий к другой под влиянием случайных ассоциаций. Осознан­ность мыслительной деятельности проявляется в возможности вы­разить в слове как результат работы (существенные признаки понятия, закономерности и т. п.), так и те способы, приемы, с по­мощью которых этот результат был найден. Неосознанность мыс­лительной деятельности проявляется в том, что человек не может рассказать, как он решил задачу (даже тогда, когда получил верное решение), не замечает своих ошибок, не в состоянии ука­зать те признаки, на которые он опирался, давая тот или иной ответ. Самостоятельность ума проявляется в активном поиске/но­вых знаний, новых путей решения задач, в особой легкости восприятия помощи там, где человек сам не может найти решения, в учете ошибок и т. д. На высоком уровне проявления этого каче­ства ума человек ищет не только правильное, но и оптимальное решение, без внешней стимуляции выходя за рамки непосредст­венно поставленной задачи. Подражательность ума проявляется в стремлении человека копировать уже известные способы реше­ния, избегая интеллектуального напряжения даже там, где по­ставленная задача ему доступна, а также в поиске исчерпываю­щей, детализированной помощи, в слепоте к ошибкам.

Специфика сочетания и различные уровни развития этих качеств создают индивидуальные варианты обучаемости школь­ников.

Следует учитывать, что индивидуальные различия между уча­щимися одного и того же возраста оказываются нередко гораздо большими, чем между школьниками близких возрастов (с интер­валом 1—3 года). Эти различия проявляются и в уровне овладе­ния знаниями, И в освоении обобщенных приемов и способов опе­рирования знаниями, и в уровне обучаемости.

Остановимся на различиях по уровню обучаемости школьни­ков и, соответственно, требованиях к организации их учебной деятельности. 3. И. Калмыкова выделяет школьников с высокой, средней и пониженной обучаемостью (11).

Учащиеся с высокой обучаемостью отличаются сформированностью основных положительных качеств ума. Для них харак­терны высокая активность, самостоятельность ума, стремление к интеллектуальному напряжению, к преодолению трудностей, чув­ствительность к существенному, легкость, быстрота и высокий уровень обобщения, легкость выделения смысловых опор. Глуби­на ума сочетается с гибкостью: они избегают шаблона, стараются варьировать способы решения задач, их не затрудняет переход от решения задач одного типа к другому. Легкость переключения, изменения способа действия сочетается у таких школьников с устойчивостью их ума. Учащихся этой группы характеризует вы­сокая осознанность мыслительной деятельности.

Для учащихся с высокой обучаемостью оптимально обучение, предъявляющее к ним высокие требования (и по содержанию, и по методам), которые соответствуют их большим потенциальным возможностям. Девиз обучения таких учащихся — максимум са­мостоятельности, минимум помощи. Излишняя детализация, дли­тельные тренировки на однотипных заданиях вызывают у них отрицательную реакцию. Более благоприятным для них является закрепление знаний в процессе выполнения заданий большей трудности, оперирование новыми знаниями в усложненных усло­виях, предполагающих видоизменение известных им действий. Отсутствие таких условий ведет к отрицательным последствиям, связанным с понижением интереса к учению, замедлению темпа развития и т. п. (подробнее см.: 11, с. 26—27).

Школьников с пониженной обучаемостью отличает по­верхностность ума. Они выделяют в качестве существенных пер­вые попавшиеся признаки, яркие детали. Для них, характерно смешение понятий, трудность в формировании содержательных обобщений, формализм в усвоении знаний, инертность, подража­тельность, умственная пассивность, неустойчивость ума. Для уча­щихся с пониженной обучаемостью характерна слабая осознан­ность как хода своего мыслительного процесса, так и тех призна­ков, на которые они при этом опираются.

Для того чтобы дети с пониженной обучаемостью усвоили программный материал, им нужны гораздо более развернутое объяснение с опорой на наглядность, выполнение большого ко­личества упражнений с медленно повышающейся трудностью, многократный возврат к уже изученному. Особое внимание в ра­боте с такими детьми должно быть уделено формированию ра­циональных приемов умственной деятельности, умения учиться, правильной самооценки (см.: 11, с. 29).

Наибольшая по численности группа учащихся — дети со сред­ней обучаемостью, на которых и рассчитано школьное обучение. Это достаточно разнородная группа учащихся, но условия об­учения в массовой школе больше соответствуют особенностям их психики, чем особенностям крайних категорий школьников.

Тема: Индивидуальные стили педагогической деятельности

План:

1. Характеристика стилей педагогической деятельности

2. Характеристика эмоциональных стилей педагогической деятельности

3. Характеристика рассуждающих стилей педагогической деятельности

4. Рекомендации по усилению эффективности стилей педагогической деятельности

 

Литература:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал