Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






IV. 4. Учет индивидуальных различий представлений и образов в организации учебной деятельности






IV.4.1. Учет индивидуальных различий в процессах визуаль­ных представлений. Как было отмечено ранее, процесс создания и оперирования представлениями предполагает переработку и обобщение исходной информации, при этом часть информации неизбежно теряется, другая же часть, дополненная сведениями из прошлого опыта, закрепляется в образе-представлении. Что будет отражено в представлении, во многом определяется стратегией визуализации. Например, визуализация представления о рельефе местности осуществляется за счет отображения в образе-пред­ставлении интенсивностных, количественных свойств объекта (аналитическая стратегия визуализации) или протяженных, про­странственных его свойств (визуальная стратегия), или же тех и других одновременно (смешанная стратегия).

На разном материале ученик может применять различные стратегии визуализации, но на одном материале стратегия обыч­но остается неизменной. Результат использования индивидуально своеобразных стратегий визуализации может быть одинаковым, т. е. ученики разными путями приходят к сходным представлениям, но, при этом учитель должен учитывать то, как осущест­вляет визуализацию конкретный ученик.

IV.4.2. Учет индивидуальных различий устойчивости представ­лении. Экспериментально установлено, что вне зависимости от яркости (четкости) представлений длительность их сохранения в сознании сугубо индивидуальна. Устойчивость представления не зависит от яркости впечатления, силы раздражителя или про­должительности восприятия, а определяется контролируемо­стью представлений, т. е. способностью субъекта по собственно­му желанию или указанию другого индивида удерживать в уме желаемый образ.

Учитель должен знать, что после завершения формирования представлений на уроке, у одних учеников они в самое короткое время вытесняются новыми впечатлениями и образами, а у дру­гих сохраняются длительное время. Хорошая устойчивость пред­ставлений облегчает самостоятельную работу ученика дома при подготовке уроков и занятиях по самообразованию, а слабая ус­тойчивость вынуждает школьника фактически заново самостоя­тельно формировать представление на основе материала учебни­ка. (Часто это не совсем корректно называют плохой памятью.)

Такая работа требует большого времени и усилий, и если у ребенка слабо развита воля, это может привести к педагогиче­ской запущенности, снижению успеваемости. Учитель должен знать, у кого из учеников отмечается неустойчивость представле­ний, и применять индивидуальный подход. В частности, можно порекомендовать совместную подготовку к занятиям или специ­альные упражнения, развивающие контролируемость, которая тес­но связана с устойчивостью представлений.

IV.4.3. Устойчивость индивидуальных различий в скорости фор­мирования представлений и образов. Экспериментально установ­лено, что скорость формирования вторичных образов связана с их яркостью и отчетливостью. Учителю на уроке следует ориен­тироваться на учеников с низкой скоростью формирования обра­зов-представлений, учитывая специфику модальности. Неучет модальности может выступать в качестве причины неровной ус­певаемости школьника по различным предметам. Учитель должен помнить об этом сам и довести это до сознания родителей.

Скорость формирования образов творческого воображения за­висит от наличия соответствующей установки, называемой вдох­новением или творческим порывом.

IV.4.4. Индивидуальный подход к проверке правильности представлений. Проверить правильность представления другого человека можно лишь путем объективации этого представления каким-либо способом. Но учитель всегда должен иметь в виду, что одни функции у ученика развиты лучше, а другие — хуже. Если ребенок не умеет и не любит рисовать, непедагогично оценивать точность и полноту его представлений на основе сделанных им рисунков.

Если школьник страдает дефектами речи, можно предложить ему письменно ответить на вопрос, так как речевое формулиро­вание своих представлений крайне затруднительно для него, и оценка учителя не будет объективной.

IV.4.5. Индивидуализация процессаформирования образов.

Индивидуальный подход здесь может выражаться в опоре на бо­лее развитый у ребенка вид представлений или образов, в дози­ровании времени, отведенного на их формирование, оказании по­мощи ученику в выработке индивидуального стиля визуализации, учете прошлого опыта школьника, подборе наиболее приемлемых для него способов объективации представлений, приемов созда­ния новых образов, в создании на уроке творческой атмосферы.

IV.4.6. Учет индивидуальных различий в содержании образов. Содержание образов (идеалов, целей, перспектив, планов) во мно­гом определяет продуктивность обучения в целом, успеваемости и отношения к отдельным предметам. Без их учета невозможно определить оптимальный уровень требовательности со стороны учителя к конкретному ученику. Задача педагога — знать своих учащихся и с этой стороны, а не видеть результат высокой или низкой успеваемости класса лишь как следствие выбора методики преподавания и общей подготовленности школьников.

Тема: Развитие познавательных процессов в обучении – 3.

План:

1. Общая характеристика мышления.

2. Учет закономерностей мышления при построении урока и организации учебной деятельности.

3. Индивидуальные различия в мышлении школьников и их учет при организации учебной деятельности.

Литература:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал