Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
V. 1. Общая характеристика мышления
Познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятий, но не заканчивается ими. От ощущений и восприятий познание переходит к мышлению, которое выходит за рамки чувственно данного и расширяет границы нашего познания. Мышление — процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты (А. Н. Леонтьев). Мышление — неразрывно связанный с речью социально обусловленный психический процесс самостоятельного искания и открытия существенно нового, т. е. опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за ее пределы (А. В: Брушлинский). В развитых своих формах «мышление постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и.. смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения» (Психологический словарь.— М., 1983). Суммируя основные моменты в этих определениях, можно сказать, что мышление это психический процесс, который является обобщенным и опосредствованным отражением общего и существенного в действительности; как и остальные психические процессы, оно выполняет регулирующую функцию по отношению к поведению человека, поскольку связано с образованием целей, средств, программ деятельности; как и остальные психические процессы, оно является свойством сложной функциональной системы, складывающейся в мозгу человека (т. е. высокоорганизованной материи); мышление — это процесс социально обусловленный. Социальное происхождение имеют не только приемы и операции мышления. Мышление невозможно без знаний, добытых в ходе человеческой истории. Социальны и цели мыслительной деятельности человека; мышление—это опосредствованное отражение. Как отмечал еще Гегель, «разум столь же хитер, сколь могуществен. Хитрость состоит вообще в опосредствующей деятельности, которая, позволив объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель». Таким образом, мышление, имея общие характеристики о другими психическими процессами, имеет свои специфические особенности. Функции мышления достаточно многообразны. Если говорить о тех функциях мышления, которые реализуются в учебном процессе, то можно ограничиться выделением четырех основных. 1. Понимание. Оно представляет собой раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности, постижение смысла и значения чего-либо, достигаемое на основе связывания понимаемого с уже известным человеку из прошлого опыта. Человеческое мышление стремится отразить изучаемые объекты или явления прежде всего путем соотнесения их с более широким кругом явлений, включая их в систему уже изученных закономерностей, связей и отношений действительности {М. С. Роговин). «Понять явление — значит выяснить его место и роль в той конкретной системе воздействующих явлений, внутри которой оно с необходимостью осуществляется, и выяснить как раз те особенности, благодаря которым это явление только и может играть такую роль в составе целого. Понять явление — значит выяснить способ его возникновения, «правило», по которому это возникновение совершается с необходимостью, заложенной в конкретной совокупности условий; значит проанализировать сами условия возникновения явления. Это является общей формулой образования понятия, понимания» (Э. В. Ильенков). 2. Решение проблем и задач. Мышление возникает в тех ситуациях, когда средства и способы деятельности, которыми располагает субъект, оказываются недостаточными для достижения целей. Таким образом, в деятельности возникает затруднение, разрыв, невозможность осуществлять ее известными способами. Такая ситуация представляет собой проблему. Возникновение задачи (в отличие от проблемной ситуации) означает, что в результате анализа удалось хотя бы приблизительно и предварительно выделить данное (известное, условие) и неизвестное (искомое, требование). В обычных учебных задачах такой предварительный анализ проделан составителем. Соотношение условий и требований позволяет наметить искомое (неизвестное), нахождение которого и является целью решения задачи. 3. Целеобразование. Целеобразование представляет собой процесс порождения новых целей в мышлении и деятельности человека. «Формирование образа будущего результата действий (в процессе общения или самостоятельно) и принятие этого образа в качестве основы для практических или умственных действий и составляет, таким образом, сущность процесса целеобразования, которое может быть непроизвольным и произвольным, выступать как процесс, действие или деятельность» (О. К. Тихомиров). 4. Рефлексия. Рефлексия — это деятельность человеческого мышления, направленная на осмысление знания, анализ его содержания и методов познания, своих действий, самопознание. Конечно, выделение функций мышления является несколько -условным. Так, например, понимание необходимо для решения задач; рефлексия является специфической разновидностью понимания и т. п. Мышление в любой его функции представляет собой изменение какого-то содержания, достигаемое с помощью различных приемов и операций, функционирование которых определяется целями и мотивами мышления. Поэтому в психологическом анализе мышления полезно выделить три стороны мыслительной деятельности: содержательную; функционально-операционную; целемотивационную. V.I.I. Содержательная сторона мышления. Мышление всегда имеет какое-то содержание. Внешне мышление и представляет собой изменение содержания: непонятное становится понятным, когда связывается с прошлым опытом, проблемная ситуация в процессе ее разрешения становится обычной ситуацией деятельности и т. д. Субъективно мышление является изменением, 1 трансформацией мыслимого содержания. Содержанием же могут быть образы, представления, теоретические и эмпирические понятия, символы, схемы и т. п. Образ представляет собой целостное отражение действительности, в котором одновременно представлены основные перцептивные категории (пространство, движение, форма и т. п.). Представление есть образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем его воспроизведения в памяти или воображении. Житейское (эмпирическое) понятие есть донаучное понятие, образующееся вне специального обучения. Содержание житейского понятия ограничено обобщением узкого круга явлений, которые охватываются этими понятиями, не отграничено от несущественного в них. Научное понятие — это отражение объективно существенного в вещах и явлениях. Понятие отражает в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. «Иметь понятие о каком-либо предмете — значит владеть общим способом его построения, знанием его происхождения» (В. В. Давыдов). V.I.2. Функционально-операционная сторона мышления. К этой стороне мышления обычно относят его «техническую оснащенность»— операции, приемы и способы, благодаря которым становится возможным то или иное изменение содержания. Операции и приемы мышления — это те «рычаги», с помощью которых происходит работа с мыслимым содержанием. Можно выделить две различные группы операций. Первая группа тесно соотнесена с содержанием субъективного опыта. Это своего рода действенный фонд знаний. Вторая группа операций характеризует общие мыслительные способности (интеллект), не связанные с определенным содержанием, которые можно применить к любому содержанию мышления (например, анализ, синтез, обобщение, сравнение и т. д.). К общим мыслительным операциям относят анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстракцию. Анализ — мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих ее элементов, частей, моментов, сторон. Синтез — мысленное соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами. Абстракция — отвлечение существенных свойств предмета от несущественных. Сравнение — мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного. Обобщение — мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях или ситуациях. Эти операции не существуют изолированно друг от друга. Так, часто встречающейся операцией является анализ через Синтез. «Объект в процессе мышления включается во все новые связи и в силу этого выступает в новых качествах: из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание, он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства» (С. Л. Рубинштейн). Выделение новых свойств (анализ) осуществляется через соотнесение (синтез) исследуемого объекта с другими. Общие операции могут быть объединены в более крупные единицы — приемы мыслительной деятельности. Прием — это система операций анализа, синтеза, абстракции, обобщения, организованная для решения задач того или иного типа. Очень важной группой операций' являются операции, соотнесенные с определенным содержанием, о которых говорилось выше. Как показывают исследования, даже элементарным эмпирическим обобщениям, структурам субъективного опыта человека соответствуют определенные операции, которые делают знания действенными (Мазилов, 1981). То же можно сказать и о теоретических обобщениях. Иметь понятие о каком-либо предмете — значит владеть общим способом его построения, знанием его происхождения. Понятие является средством мысленного воспроизведения, построения сущности предмета. Как указывает В. В. Давыдов, «за каждым понятием скрыто особое предметное действие (или система таких действий)». V.I.3. Целемотивационная сторона мышления. Мыслительная деятельность, так же как и любая другая, исходит из мотивов и направлена на достижение определенных целей. По верному замечанию Л. С. Выготского, «кто оторвал мышление с самого начала от аффекта, тот навсегда закрыл себе дорогу к объяснению причин самого мышления». «Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей стороны нашего сознания». Важная роль в мышлении принадлежит целеобразованию. Для того чтобы оказывать воздействие на процесс мышления учащихся, необходимо знать, каковы цели мыслительной деятельности, каково соотношение общих и промежуточных целей. К этой стороне мышления относятся прогнозирование, антиципация, которые осуществляют связь между общими целями учения и более частными содержательными целями. V.I.4. Процесс мышления. Мышление развертывается во времени как процесс, даже если создается впечатление, что его результат появляется почти мгновенно. Поэтому необходимо изучать внутренние причины, которые приводят к достижению тех или иных продуктов мышления. Движущей силой процесса мышления являются возникающие противоречия (между целью и средствами, которыми располагает субъект, и др.). Хотя мыслительные процессы всегда уникальны, в них возможно выделение общих черт. Рассмотрим это на примере этапов разрешения проблемной ситуации. Проблемная ситуация всегда возникает как некое препятствие, разрыв в деятельности. Осознание проблемной ситуации есть первый этап разрешения проблемы. На втором этапе происходит выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу. На третьем этапе происходит ограничение зоны поиска (на основе представлений о типе задачи, структур, опыта, соответствующего задаче). На четвертом этапе появляются гипотезы (предположения). Пятый этап представляет собой реализацию гипотезы, а шестой— ее проверку. Если проверка подтверждает гипотезу, то наступает реализация решения. V.I.5. Виды мышления. В психологии принято несколько классификаций мышления. По содержанию мышления выделяют: конкретно-действенное мышление в практической, манипулятивной деятельности, непосредственно включенное в практическую деятельность, не выделившееся из нее; наглядно-образное мышление с опорой на образы восприятия или образы представления; отвлеченное мышление с опорой на отвлеченные понятия и рассуждения. По характеру решаемых задач выделяют: практическое мышление, направленное на решение задач, возникающих в ходе практической деятельности; теоретическое мышление, направленное на решение теоретических задач, лишь опосредованно связанных с практикой. По степени новизны и оригинальности выделяют: репродуктивное (шаблонное), воспроизводящее мышление; творческое (продуктивное) мышление, в котором решается проблема, вырабатывается новая стратегия, обнаруживается нечто новое.
|