![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Такт и тактика
Педагогический такт предполагает и гибкость поведения учителя — тактику. Ведь педагог выступает перед детьми в разных ролях, которые требуют проявление такта в различных тональностях. На уроке — четкость, корректность, строгость и суховатый тон обращения, когда класс не готов к занятию. Во внеклассной работе — непринужденность, задушевность, раскованность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии; дружеское общение во время игры, доверие в свободное вечернее время или в походе у костра. Поэтому разные формы общения: собрание, диспут, досуг — требуют от учителя специфики стиля общения, смены его тональности. Выбор тактики в общении связан с умением пользоваться ролевыми позициями. Описание их можно найти в книгах психотерапевта А. Б. Добровича. (См., например: Воспитателю о психологии и психогигиене общения/-С. 68—74.)' Это четыре позиции: «пристройка сверху», «пристройка снизу», «пристройка рядом» и «позиция неучастия». В позиции «пристройка сверху» учитель демонстрирует независимость, решение взять ответственность на себя. Эта позиция называется позицией «родителя». В позиции «пристройка снизу» обнаруживается зависимая, подчиняемая и неуверенная в себе личность. По словам А. Б. Добровича, это позиция «дитяти». В позиции «пристройка рядом» выражается корректность и сдержанность поведения, умение считаться с ситуацией, понимать интересы других и распределять ответственность между собой и ими. Это позиция «взрослого». Использование той или иной позиции диктуется ситуацией (условия, цель, позиция школьника). Так как общение — процесс двусторонний, то в выборе позиции учителю важно учитывать установки другого, его роль. Обычная позиция педагога — сотрудничающего взрослого, предполагающая деловой уровень общения. Эта позиция проектирует в ученике равноправного партнера по взаимодействию, создает доверительную атмосферу. Приемы реализации этой позиции могут быть такими: «Я хочу посоветоваться с тобой (Вами)», «Давайте обдумаем, решим» и т. д. В то же время педагог нередко использует и позицию «дитяти» в своем поведении (как, казалось бы, ни странно!). Например, руководитель Фрунзенской коммуны Ф. Я. Шапиро, как правило, в один из этапов организации коллективных творческих дел начинала выражать сомнения в успехе, даже опасения, тем самым предоставляя возможность старшеклассникам взять на себя защиту дела1. Иногда учитель занимает позицию «пристройка снизу», как бы подыгрывая ученикам, например «ошибается на доске», а ученики с огромной радостью исправляют учителя. «Пристройка снизу», используемая педагогом, рассчитана на то, чтобы ученик проявлял самостоятельность. Позиция «пристройка сверху» — позиция «родителя» — органична для педагогической деятельности, но не может быть единственной и одинаковой на всем пути воспитания школьника, ибо она предполагает диалогичное взаимодействие лишь в том случае, когда воспитанник постоянно находится в роли дитяти. Это или тормозит развитие личности или приводит к конфликтному общению. Итак, исследование ролевых позиций снова обращает нас к необходимости для педагога умения сотрудничать с учащимися, соблюдения педагогического такта, владения тактикой общения.
|