Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психотерапия, здоровье и мотивация






Удивительно, что экспериментальные психологи до сих пор не пред­приняли попыток исследования феномена психотерапии, который, как мне кажется, может стать «золотой жилой» психологии. В результате успешно проведенной психотерапии люди начинают иначе смотреть на мир, иначе мыслить, иначе учиться. Меняются их мотивы, эмоции, их отношение к миру и друг к другу. Психотерапия может даже изменить внешний облик человека, улучшить его соматическое здоровье, повысить интеллект. Она дает нам уникальную возможность проникнуть в глубинную природу че­ловека, обнажить его сущность, повлиять на его характер. Однако, несмотря на все вышесказанное, в большинстве трудов, посвященных проблемам на­учения, восприятия, мышления, мотивации, социальной психологии, психо­физиологии и т.д., вы не найдете даже упоминания о психотерапии.

Совершенно очевидно, что теория научения, например, получила бы огромный толчок к развитию, если бы попыталась учесть эффект науче­ния, сопутствующий семейной жизни, дружбе, свободным ассоциациям, успехам в работе, не говоря уж о столь назидательных событиях челове­ческой жизни как трагедия, конфликт или страдание.

Мы обнаружим еще одно средоточие крайне важных проблем, если рассмотрим отношения, сопровождающие процесс психотерапии, в соци­ально-психологическом ракурсе, как частный случай социальных или межличностных отношений. На основании уже имеющихся у нас данных мы можем говорить, по меньшей мере, о трех стилях взаимоотношений между пациентом и терапевтом — об авторитарном, демократичном и

1 Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. С. 321-367.


Маслоу А. [Психотерапия, основанная на теории базовых потребностей] 419

попустительском, — причем, в зависимости от психотерапевтической си­туации, каждый из этих стилей может быть как полезен, так и вреден. Ту же самую классификацию можно применить и для характеристики социально-психологической атмосферы подростковых клубов, для опреде­ления стилей гипноза, политических организаций, детско-родительских отношений1 и форм социальной организации в сообществах человекооб­разных обезьян2.

Любой мало-мальски тщательный анализ целей и задач психотера­певтической практики убеждает нас в неадекватности ортодоксальной теории личности, ставит под сомнение правомерность исключения пробле­мы ценностей из официальной научной доктрины и показывает ограни­ченность общепринятых представлений о здоровье, болезни, лечении и исцелении. Я прихожу к печальному выводу, что наша культура до сих пор не выработала сколько-нибудь приемлемую систему ценностей, и по­этому мы просто боимся браться за исследование столь сложного фено­мена как психотерапия, который может и должен стать одним из разде­лов общей психологии.

У психотерапии есть несколько средств, несколько способов дости­жения здоровья. Среди них: 1) экспрессивные акты или акты самовыра­жения (завершение незавершенного действия, самовысвобождение, катар­сис), образцы которых представлены в высвобождающей терапии Леви3; 2) удовлетворение базовых потребностей (поддержка, одобрение, опека, лю­бовь, уважение); 3) устранение угрозы (защита, хорошие социально-экономические и политические условия); 4) понимание, познание, постиже­ние; 5) авторитарные методы, внушение; 6) борьба с конкретными симп­томами, способ, применяемый в некоторых видах поведенческой терапии; 7) самоактуализация, позитивная индивидуализация, рост и развитие. В бо­лее общем контексте, с точки зрения теории личности, все вышеназванные способы психотерапии можно охарактеризовать как мероприятия, жела­тельные в социально-психиатрическом плане, направленные на изменение личности.

<...> Мы попытаемся проследить, что связывает психотерапию и пред­ложенную нами теорию мотивации. Мне кажется очевидным, что удовлет­ворение базовых потребностей является одним из важнейших шагов (если не самым важным шагом) на пути достижения главной, конечной цели психотерапии — самоактуализации индивидуума.

Кроме того, мы постараемся показать, что индивидуум удовлетво­ряет свои базовые потребности, опираясь главным образом на помощь

1 См.: Maslow A.H. Power relationships and pattern of personal development //
Kornhauser A. (ed.). Problems of Power in American Democracy. Detroit: Wayne Univ.
Press, 1957.

2 См.: Maslow A.H. Dominance-quality and social behavior in intra-human primates //
J. Soc. Psychology. 1940. 11. P. 313-324.

3 См.: Levy DM. Release therapy // Amer. J. Orthopsychiatry. 1939. 9. P. 713-736.


420 Тема 14. Развитие личности

других людей, а потому и сама психотерапия должна быть переведена в плоскость межличностных отношений. Удовлетворение таких базовых потребностей, как потребность в безопасности, в принадлежности, в люб­ви, в уважении, имеет огромный целительный эффект, и источником это­го удовлетворения могут быть только люди.

Сразу же оговорюсь — мой собственный психотерапевтический опыт достаточно ограничен, я испробовал свои силы только в краткосрочных видах терапии. Специалисты по психоаналитической (глубинной) терапии главным лекарством скорее сочтут инсайт, а вовсе не удовлетворение по­требности. Их точку зрения можно понять, ведь они имеют дело с очень больными людьми. Больной человек не в состоянии ассимилировать удов­летворение до тех пор, пока не откажется от инфантильных представлений о себе и о других людях, пока не научится воспринимать и принимать ре­альность в том виде, в каком она существует.

Впрочем, понимая эту точку зрения, мы можем и готовы оспорить ее. Мы можем указать, что инсайт-терапия должна быть направлена на то, чтобы убедить пациента воспринять возможность хороших межличност­ных отношений, подвести его к непременно сопутствующему таким отно­шениям базовому удовлетворению. Инсайт-терапия потому и эффективна, что трансформирует мотивацию индивидуума. И в то же самое время, прин­цип членения психотерапевтических методов на простые и сложные, на краткосрочные и долговременные, на гратификационные и глубинные, не­смотря на очевидную упрощенность, имеет большое эвристическое значе­ние. В настоящее время инсайт-терапия, несомненно, представляет собой не более чем технический прием. Она требует особых условий и специальной подготовки, тогда как гратификационные методы терапии вполне пло­дотворны даже в обыденной жизни — между супругами, друзьми, коллега­ми, между учителем и учеником. Это обстоятельство позволяет нам шире взглянуть на феномен психотерапии, позволяет перевести его из чисто про­фессиональной плоскости в сферу повседневной жизни, другими словами, открывает возможность непрофессиональной, «светской» терапии. Неустан­ный поиск теоретических последствий разделения психотерапии на про­фессиональную и непрофессиональную позволит нам понять меру целесо­образности каждой.

Исследование эффектов удовлетворения не только будет способство­вать развитию гратификационных видов терапии и все более широкому практическому их применению, оно также позволит нам лучше понять глубинные виды терапии, которые, несомненно, отличаются рядом специ­фических особенностей. Такой подход прямо противоположен ныне су­ществующей практике, при которой эффекты краткосрочных видов тера­пии истолковываются исключительно в терминах аналитических видов терапии (или инсайт-терапии), в результате чего проблема психотерапии и личностного роста обособляется от психологии, превращается в отдельную, самодостаточную и управляемую автохтонными законами сферу иссле-


Маслоу А. [Психотерапия, основанная на теории базовых потребностей] 421

дования. В этой главе мы со всей очевидностью продемонстрируем невоз­можность такого обособления; оно невозможно уже хотя бы потому, что в терапии законы ad hoc не имеют права на существование. Обособленность психотерапии, которую мы наблюдаем ныне, объясняется не только тем, что большинство терапевтов не имеет психологического образования, но и ог­раниченностью экспериментальных психологов, которым, как мне кажется, больше нравится изучать поведение крыс, нежели природу человека. Дру­гими словами, психотерапия и психология должны сделать шаг навстречу друг другу: первая должна иметь в своей основе прочную психологическую теорию, а вторая должна расширить свои границы, чтобы принять в свои пределы феномен психотерапии. Исходя из всего вышеизложенного, нач­нем обзор психотерапевтических методов с рассмотрения простых феноме­нов, а уж затем перейдем к анализу проблемы инсайта.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2025 год. (0.014 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал