![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психолого-педагогические условия организации самостоятельной работы студентов
В классической литературе описаны разные уровни проявления активности. Как правило, их подразделяют на уровни: высокий, средний и низкий. На основе этого традиционного подхода установлены качественные характеристики для каждого из них. Высокой субъектной активностью обладает студент, который проявляет активность всегда. У него устойчивое активное отношение к учебным занятиям. Он всегда инициативен. Им выполняется большой объем самостоятельной работы без руководства преподавателя. Субъект владеет навыками организации самостоятельной аудиторной работы и самообразовательной деятельности (всегда умеет поставить цель, составить алгоритм самообразовательной деятельности на основе предлагаемых моделей). У субъекта ярко проявляется устремленность, направленность сознания на сам образовательную деятельность. Им всегда осознается потребность в самообразовательной деятельности. У него отмечается внутренняя мотивация. Субъект проявляет поисковую активность всегда. Он всегда самостоятельно работает с источниками, всегда использует полученную информацию, всегда осмысливает ее творчески, проявляет гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, конструктивность при их решении. Самообразовательную деятельность он выполняет на уровне проектирования без педагогической помощи. Всегда самокритичен, требователен к себе, имеет высокий уровень притязаний, всегда уверен в себе. Владеет умениями и навыками организации самоконтроля, всегда применяет их в самообразовательной деятельности. Он нуждается в ситуативной педагогической помощи. Для субъекта характерна высокая осознанность собственной активности, проявляемой в процессе самообразовательной деятельности. Он всегда достигает эмоционального состояния воодушевления при наличии ясной напряженной цели и восприятия результата как личностной ценности. У него сильное чувство гедонистического наслаждения (радость открытия нового, удовлетворение от решения трудной задачи). Для него характерно выраженное проявление интеллектуальных чувств (любознательность, Удивление, неуверенность, сомнение). Средним уровнем субъектной активности обладает студент, который проявляет активность в определенных ситуациях. У него не всегда наблюдается устойчивое активное отношение к занятиям. Часто, но не всегда он проявляет инициативу. Им выполняется большой объем самостоятельной работы в большой степени под руководством преподавателя. Субъект недостаточно хорошо владеет навыками организации самостоятельной аудиторной работы и самообразовательной деятельности (не всегда умеет поставить цель, составить алгоритм самообразовательной деятельности на основе предлагаемых моделей). У субъекта зарождается устремленность, направленность сознания на самообразовательную деятельность, отмечается переход от внешней мотивации к внутренней. Субъект проявляет поисковую активность не всегда. Он не всегда самостоятельно работает с источниками, не всегда использует полученную информацию, не всегда осмысливает ее творчески, не всегда проявляет гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, конструктивность при их решении. Самообразовательную деятельность он выполняет на уровне планирования при ситуативной педагогической помощи. Субъект не всегда самокритичен, требователен к себе, имеет средний уровень притязаний, не всегда уверен в себе. Он владеет умениями и навыками организации самоконтроля, но не всегда применяет их самообразовательной деятельности. Он нуждается в ситуативной педагогической помощи. Для субъекта характерна! осознанность собственной активности, проявляемой в процессе самообразовательной деятельности. Он ситуативно достигает эмоционального состояния воодушевления при наличии ясной, напряженной цели и восприятии результата как личностной ценности. У него зарождается чувство гедонистического наслаждения (радость открытия нового, удовлетворение от решения трудной задачи). Для него характерно ситуативное проявление интеллектуальных чувств (любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение). Низкий уровень субъектной активности отмечается у того студента, который проявляет активность редко при пассивном отношении к занятиям. Инициатива проявляется редко или отсутствует совсем. Им выполняется небольшой объем самостоятельной работы под руководством преподавателя. Субъект не владеет навыками организации самостоятельной аудиторной работы и самообразовательной деятельности (не умеет поставить цель, состав вить алгоритм самообразовательной деятельности на основе предлагаемых моделей). У субъекта отсутствует устремленности направленность сознания на самообразовательную деятельности Им не осознается потребность в самообразовательной деятельности. У него отмечается амотивация или внешняя мотивация. Субъект проявляет поисковую активность редко. Он не умеет самостоятельно работать с источниками, не использует полученную информацию, не осмысливает ее творчески, не проявляет гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность, конструктивность при их решении. Самообразовательную деятельность он выполняет на исполнительском уровне при постоянной педагогической помощи. Субъект не самокритичен, не требователен к себе, имеет низкий уровень притязаний, не уверен в себе. Он не владеет умениями и навыками организации самоконтроля и не применяет их в самообразовательной деятельности. Для субъекта характерна неосознанность собственной активности, проявляемой в процессе самообразовательной деятельности. Он не достигает эмоционального состояния воодушевления при отсутствии ясной, напряженной цели и восприятии результата как личностной ценности. У него нет чувства гедонистического наслаждения (радость открытия нового, удовлетворения от решения трудной задачи). Для него не характерно проявление интеллектуальных чувств (любознательность, удивление, уверенность, неуверенность сомнение, недоумение).
О.А. Андреев, Л.Н. Хромов
|