Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психолого-педагогические условия организации самостоятельной работы студентов






В классической литературе описаны разные уровни проявле­ния активности. Как правило, их подразделяют на уровни: высокий, средний и низкий. На основе этого традиционного под­хода установлены качественные характеристики для каждого из них.

Высокой субъектной активностью обладает студент, который проявляет активность всегда. У него устойчивое активное отношение к учебным занятиям. Он всегда инициативен. Им выполняется большой объем самостоятельной работы без руководства преподавателя. Субъект владеет навыками организации самосто­ятельной аудиторной работы и самообразовательной деятельнос­ти (всегда умеет поставить цель, составить алгоритм самообразо­вательной деятельности на основе предлагаемых моделей). У субъекта ярко проявляется устремленность, направленность со­знания на сам образовательную деятельность. Им всегда осозна­ется потребность в самообразовательной деятельности. У него от­мечается внутренняя мотивация. Субъект проявляет поисковую активность всегда. Он всегда самостоятельно работает с источни­ками, всегда использует полученную информацию, всегда осмыс­ливает ее творчески, проявляет гибкость мышления, чувствитель­ность к проблемам, оригинальность, конструктивность при их ре­шении. Самообразовательную деятельность он выполняет на уровне проектирования без педагогической помощи. Всегда само­критичен, требователен к себе, имеет высокий уровень притяза­ний, всегда уверен в себе. Владеет умениями и навыками органи­зации самоконтроля, всегда применяет их в самообразовательной деятельности. Он нуждается в ситуативной педагогической помо­щи. Для субъекта характерна высокая осознанность собственной активности, проявляемой в процессе самообразовательной дея­тельности. Он всегда достигает эмоционального состояния вооду­шевления при наличии ясной напряженной цели и восприятия ре­зультата как личностной ценности. У него сильное чувство гедо­нистического наслаждения (радость открытия нового, удовлетво­рение от решения трудной задачи). Для него характерно выра­женное проявление интеллектуальных чувств (любознательность, Удивление, неуверенность, сомнение).

Средним уровнем субъектной активности обладает студент, который проявляет активность в определенных ситуациях. У него не всегда наблюдается устойчивое активное отношение к заняти­ям. Часто, но не всегда он проявляет инициативу. Им выполняет­ся большой объем самостоятельной работы в большой степени под руководством преподавателя. Субъект недостаточно хорошо владеет навыками организации самостоятельной аудиторной работы и самообразовательной деятельности (не всегда умеет поставить цель, составить алгоритм самообразовательной деятель­ности на основе предлагаемых моделей). У субъекта зарождается устремленность, направленность сознания на самообразователь­ную деятельность, отмечается переход от внешней мотивации к внутренней. Субъект проявляет поисковую активность не всегда. Он не всегда самостоятельно работает с источниками, не всегда использует полученную информацию, не всегда осмысливает ее творчески, не всегда проявляет гибкость мышления, чувствитель­ность к проблемам, оригинальность, конструктивность при их ре­шении. Самообразовательную деятельность он выполняет на уровне планирования при ситуативной педагогической помощи. Субъект не всегда самокритичен, требователен к себе, имеет сред­ний уровень притязаний, не всегда уверен в себе. Он владеет уме­ниями и навыками организации самоконтроля, но не всегда при­меняет их самообразовательной деятельности. Он нуждается в си­туативной педагогической помощи. Для субъекта характерна! осознанность собственной активности, проявляемой в процессе самообразовательной деятельности. Он ситуативно достигает эмоционального состояния воодушевления при наличии ясной, напряженной цели и восприятии результата как личностной ценности. У него зарождается чувство гедонистического наслаждения (радость открытия нового, удовлетворение от решения труд­ной задачи). Для него характерно ситуативное проявление интеллектуальных чувств (любознательность, удивление, уверенность, неуверенность, сомнение, недоумение).

Низкий уровень субъектной активности отмечается у того студента, который проявляет активность редко при пассивном отношении к занятиям. Инициатива проявляется редко или отсутствует совсем. Им выполняется небольшой объем самостоятельной работы под руководством преподавателя. Субъект не владеет навыками организации самостоятельной аудиторной работы и самообразовательной деятельности (не умеет поставить цель, состав вить алгоритм самообразовательной деятельности на основе предлагаемых моделей). У субъекта отсутствует устремленности направленность сознания на самообразовательную деятельности Им не осознается потребность в самообразовательной деятельности. У него отмечается амотивация или внешняя мотивация. Субъект проявляет поисковую активность редко. Он не умеет са­мостоятельно работать с источниками, не использует полученную информацию, не осмысливает ее творчески, не проявляет гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригиналь­ность, конструктивность при их решении. Самообразовательную деятельность он выполняет на исполнительском уровне при по­стоянной педагогической помощи. Субъект не самокритичен, не требователен к себе, имеет низкий уровень притязаний, не уверен в себе. Он не владеет умениями и навыками организации самоконтроля и не применяет их в самообразовательной деятельности. Для субъекта характерна неосознанность собственной активнос­ти, проявляемой в процессе самообразовательной деятельности. Он не достигает эмоционального состояния воодушевления при отсутствии ясной, напряженной цели и восприятии результата как личностной ценности. У него нет чувства гедонистического наслаждения (радость открытия нового, удовлетворения от решения трудной задачи). Для него не характерно проявление интеллектуальных чувств (любознательность, удивление, уверенность, неуверенность сомнение, недоумение).

 

 

О.А. Андреев, Л.Н. Хромов


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал