![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мировой посредник Н.А. Крылов о крестьянском ожидании воли
Автор воспоминаний во время воспроизводимых им событий был управляющим в имении своей родственницы в селе Мараса Спасского уезда. Он передает настроения, царившие среди крестьян до и после отмены крепостного права. Черноземный и густонаселенный угол, между реками Камою и Волгою, занимают три уезда Казан- ской губернии: Чистопольский, Спасский и часть Лаишевского. Богатые поместья, больший села, полное бездорожье, ничтожная полиция и управление имениями через приказчиков подготовляли преуве-личенныеожидания крестьян от воли. С другой стороны, полная безграмотность массы, сибирский тракт, береговое бурлачество и крепкая в народе вера о временах Пугачева — создавали у крестьян убеждение, что не раз цари передавали волю народу, но господа ее прятали, и она не доходила до народа. Года за три до 1861 года, народ в каждом необычном проезжающем видел вестника воли. С ярмарок, с базаров и с богомолий всегда крестьяне привозили новости о воле. Рассказы велись на все лады: как царь посылал волю в бочках с икрой, в ящиках засмоленных, но господа успеют пронюхать и выкрадут. Пробовал царь через своих верных людей тайно переслать народу волю, но господа людей задерживали, обыскивали, отбирали волю, а людей морили в острогах. Особенно сильно было ожидание воли 19-го февраля 1861 года: ждали ее и в церквах и на большой дороге. Когда же и этот обманул их, то общий говор свалил вину на послов, подкупленных помещиками, и на полицию, выбранную из дворян. Нашлись даже очевидцы, которые утверждали, что видели, как волю провезли в Уфу и в Пермь на пяти тройках, а ямщики сказали, что в Казани давно уже получена. Наконец, 9-го марта 1861 года, пришло верное известие из Симбирска, что там, во время Соборной ярмарки, раздавали волю с соборной паперти на площади. Потом слух прошел, что один торговец города Спасска привез листочек воли с ярмарки, и не хочет его даже за тысячу рублей продать. Торговец догадливый был: «припечатал эту волю к образу, показывал ее городничему, исправнику и другим господам, а они только руками всплеснули», — украсть нельзя! Добавил рассказчик к удовольствию слушателей... Около 1-го или 2-го апреля (1861 г.) пришло в Мурасу известие, что «истинная воля» найдена в книге. Из всех сел, ходоки несут книгу Положений в с. Бездну Спасского уезда, и тамошний грамотный крестьянин показывает тайную страницу, на которой написана «истинная воля». В Мурасе собралась сходка, на которой выбрали двух надежных хороших стариков, вручили им Положение и отправили в Бездну за 75 верст. Старики оделись в новые зипуны и на пароконной подводе от мира поехали с Положением. Нетерпение крестьян было так велико, что а обратный путь на половине дороги выставлена была от мира другая пара лошадей... В Казани вспомнили, что в этом углу между Камою и Волгою был когда-то Пугачев, и вообразили, что Антон бездненский — его подражатель... Крылов Н.А. Воспоминания мирового посредника первого призыва //Русская старина. Т. 74. — 1892. — С. 82-83, 101, 624.
|