Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О просветительских взглядах К. Насыри






 

Абделькаюм Абданнасир Насыри родился 2(14) февраля 1825 года в д. Верхние Ширданы Свияж-ского уезда Казанской губернии....Его отец и дед были людьми образованными, известными своей уче­ностью в крае...

Детские годы он провел в родной деревне. Пер­воначальное образование получил у своего отца. В 1841 г. Каюма привезли в Казань и отдали в 5-е медресе, где он учился до 1855 г. Здесь он изучал арабский, персидский и турецкий языки, в совер­шенстве овладел литературным татарским и втай­не от других учил русский. Насыри выделялся сре­ди других учеников усердием, любознательностью и стремлением к получению новых знаний.

В 1855 г. Насыри предложили должность пре­подавателя татарского языка в Казанском духовном училище. С этого времени началась педагогическая деятельность будущего ученого. Позднее он стал пре­подавать татарский язык в Казанской духовной семинарии.

Стремясь повысить свой интеллектуальный уро­вень, Насыри поступает в Казанский университет

на правах вольнослушателя1. В это время уже на­чинает формироваться собственная позиция Насы-ри — просветителя, посвятившего всю свою жизнь служению татарскому народу, вызволению его из оков средневековья и приобщению к сокровищни­цам современной науки и культуры.

С 1871 г. Насыри начинает издавать ежегодный календарь, выходивший систематически в течение двадцати четырех лет. Он полностью посвящает свое время научно-пропагандистской, литературной рабо­те. Жил он в то время очень бедно — на средства, по­лучаемые от частных уроков, переводов татарских до­кументов на русский язык и от продажи своих книг, которых едва хватало на жизнь. Все заработки Насы­ри уходили на печатание собственных сочинений. Он был вынужден заниматься реализацией книг, высту­пая одновременно и издателем почти всех своих сочи­нений. Поскольку в то время издательское дело было неприбыльным, Насыри не получал больших доходов от своей работы. Он был первым сочинителем и рас­пространителем книг по современным естественным и гуманитарным наукам среди татарского населения.

В 1885 г. активная научная деятельность Насы­ри получает официальное признание у русских уче­ных-тюркологов. Его избирают действительным чле­ном Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. И это время он общается с учеными-востоковедами И. Готвальдом, Н.И. Иль-минским и В.Д. Смирновым.

В 1859 г. Насыри написал свое первое произве­дение «Маджму ал-ахбар» («Сборник статей»). Его первым печатным трудом был учебник «Нахв ки-табы» («Книга по синтаксису»), увидевший свет в 1860 г. В том же году он издал научно-популярное

сочинение для школьников и лиц, занимающихся самообразованием, — «Буш вакыт» («На досуге»).

Насыри уделяет первостепенное внимание пе­дагогике, распространению новых знаний. Он состав­ляет ряд учебников по различным наукам: арифме­тике, геометрии, географии и другим.

Издание календаря ставит Насыри в один ряд с представителями классического французского Про­свещения — Д. Дидро, Вольтером и Ж. Руссо... Про­светительская деятельность Насыри, посредством ка­лендаря пропагандировавшего новые знания во мно­гих областях современных наук, аналогична миро­вым образцам эпохи Просвещения.

Основным автором статей календаря выступал сам Насыри. Множество материалов он переводил с русского языка, имея целью поднять уровень зна­ний татарского народа на более высокую ступень. Календарь становится средоточием научно-пропаган­дистской деятельности ученого. Через него Насыри ведет прямой диалог с татарским населением, — ка­кие науки необходимы и почему, что следует знать об­разованному мусульманину. Он становится пропа­гандистом светских знаний, пробуждая в татарском народе интерес к современным достижениям науки. В то же время Насыри, наряду с Марджани, становит­ся одним из первых татарских энциклопедистов...

В области языкознания Насыри совершил свое­образную революцию. Во второй половине XIX в., по его мнению, необходим язык, общепонятный для всех слоев населения.... Он пишет на живом татарском языке, доступном широкому кругу читателей. Жи­вой татарский язык явился одной из мощных сил, ко­торая выводила татарский народ из средневековья, открывая новые возможности для приобщения та­тар к ценностям современной европейской культу­ры и цивилизации. Вклад Насыри в реформирование татарского литературного языка стал выдающимся его вкладом в дело просвещения татар.

Делая упор на необходимость овладения совре­менными европейскими ценностями, Насыри не за­бывает и о Востоке. Он стремился приобщить татар к лучшим достижениям духовной культуры Вос­тока. Насыри перевел на татарский язык с турецко­го несколько произведений, среди которых «Повесть об Авиценне». В ней он показал образ великого ара-бо-мусульманского философа Ибн Сины1, оказавше­го значительное влияние на татарскую духовную культуру средневековья...

Татарский просветитель ум ставил выше рели­гии (необходимо учитывать среду и время его ниже­следующего высказывания): «Если с кем-либо при­дется беседовать, то не думай о том, какую религию он исповедует, а обрати внимание на его ум. Ибо его религия нужна ему, а ум — тебе и ему». Насыри был одним из пропагандистов гелиоцентрической теории. Ученый пишет о Солнечной системе, зако­не всемирного тяготения, причинах лунного и сол­нечного затмения, доводя таким образом до татар­ского народа последние достижения естествознания... Просветительство Насыри, формировавшееся под более сильным влиянием русской культуры, в срав­нении с Марджани, сыграло большую роль в приоб­щении большей части татарского общества к совре­менному знанию и наукам Нового времени.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал