Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О просветительстве Ш. Марджани
На втором этапе (70-80-е гг. XIX в.) просветительские тенденции в мировоззрении Марджани начинают преобладать над религиозно-реформаторскими. Правда, он не бросает занятия по религии, исследования по мусульманской теологии... В 70-80-е гг. творчество и деятельность Марджани сливается с татарским просветительским движением. 70-80-е годы XIX в.— это время близкого знакомства Марджани с русской культурой, учеными-востоковедами Казанского университета. Марджани хорошо знал профессора И.Ф. Готвальда1, академика В.В. Радлова, профессора А. Казембека, первого востоковеда среди женщин О.С. Лебедеву и многих других русских ученых. Через своего ученика X. Фаиз-ханова он устанавливает сотрудничество с В. Вельяминовым-Зерновым и шейхом ат-Тантави — известными петербургскими востоковедами... Многим импонировало то, что Марджани прекрасно владел восточными языками, обладал обширными познаниями в области восточной культуры. Поэтому иностранных ученых, посещавших Казань, профессор Готвальд знакомил с Марджани как с представителем татарских ученых... Марджани в марте 1876 года принял у себя дома Ф. Финша и всемирно известного ученого, автора труда «Жизнь животных» А. Брема, вместе с сопровождавшим их в городе В. Радловым. Брем говорил с Марджани по-арабски, удивив и своего собеседника и еще более — шакирдов медресе. В 1877 г. в Казани проходит IV Всероссийский съезд Петербургского общества археологии, на который съезжаются около 300 ученых из многих городов России и из-за ее пределов. 13 августа на съезде академик В. В. Рад лов прочитал на русском языке доклад Марджани по истории Булгара и Казани, В 1884 г. этот доклад на татарском и русском языках был опубликован в материалах съезда. Марджани первым из мусульманских ученых участвовал в подготовке и проведении этого съезда. Его фигура в белой чалме и зеленом чапане часто привлекала внимание русских ученых на заседаниях Общества археологии. .Л.В 80-х годах радикально расширяется собственно научная деятельность Марджани. На передний план выходят занятия философскими и историческими дисциплинами, а религиозно-реорматор-ская отодвигается на задний план. Труды, написанные Марджани в это время, свидетельствуют о своеобразном синтезе в его творчестве восточных традиций и европейского знания Нового времени... В этот период он работает над рукописным биобиблиографическим словарем «Вафият ал-аслаф ва тахият ал-лаф» («Подробное о предшественниках и приветствие потомкам»), который включает 6057 биографий ученых, писателей, философов и общественно-политических деятелей мусульманского Востока. Данный труд... вобрал в себя богатый материал по истории философии Востока, дает немало сведений о жизнедеятельности философов... В этот период издаются наиболее значительные произведения Марджани, среди которых «Хакк ал-марифа ва хусн ал-идрак» («Истина познания и красота ее постижения») (1880 г.) — сочинение о мусульманском праве, в котором ученый, в частности, излагает свои социально-политические взгляды; «Мустафад ал-ахбар фи ахвал Казан ва Булгар» («Кладезь сведений о делах Казани и Булгара») (1885. — Том I) — исторический труд о Волжской Булгарии и Казанском ханстве; «Китаб ал-хикма-ал-балига ал-джанния фи шарх ал-акаид ал-хана-фия» («Книга о зрелой философии, помогающей объяснить догматы ханафитов») (1888г.) —сочинение, в котором Марджани излагает свои религиозно-философские взгляды; «Би-т-тарикат ал-мусла ва-л-акидат ал-хусна» («Достойным подражания путем и наилучшим убеждением») (1890 г.), труд, изданный после смерти Марджани — о некоторых проблемах логики и познания, а также другие сочинения ученого. Умственный просветительский горизонт Марджани многократно расширили его путешествия 80-х годов по России и странам Ближнего и Среднего Востока. В поисках материала для исторических исследований Марджани посещал древние развалины Булгара, татарские, русские, чувашские, мордовские села. 31 августа 1880 г. он из Казани отправляется в паломничество. Путь ученого пролегает через Нижний Новгород, Москву, Курск, Киев, Одессу. Из Одессы Марджани на пароходе отплывает в страны Ближнего и Среднего Востока. Он посещает Стамбул, Измир, Александрию, Каир, Суэц и другие центры мусульманской культуры. Во время путешествия Марджани встречается с известными учеными и государственными деятелями того времени. Он ведет дневник, куда скрупулезно записывает каждое мгновение своего путешествия... Имя Марджани становится известным не только на Востоке, но и в Европе, Америке. Марджани два раза снимался на фото (один раз для американского консула, а другой по просьбе издателя энциклопедического словаря в Лондоне)... Марджани доказывает необходимость пропаганды научных знаний и овладения ими татарским населением. Он полагал, что популяризация науки, изучение светских наук определяет движение общества вперед, в то время как религия ведет к нравственному совершенствованию общества. Наука, по его определению, есть абсолютное совершенство, принадлежащее достоинствам обладателя истины. Просветительские идеи Марджани в 70 — 80-е годы XIX в. охватывали самые различные стороны обновления общественной жизни татарского народа. Они включают мысли о необходимости получения татарским населением светского образования, усвоения прогрессивного наследия прошлого (античной, арабо-мусульманской мысли) и настоящего (русской и западноевропейской культуры). Его заботят и вопросы воспитания национального самосознания татарского народа, беспокоит его благосостояние, социально-экономическое и политическое положение. Сильна вражда Марджани к средневековым формам жизни татарского общества. Выдвигая на первый план разум как критерий истины и считая просвещение самым мощным орудием прогресса, ученый пытался вызволить свой народ из «спячки». Критика схоластики, средневековых форм обучения, воспитания, жизнедеятельности пронизывает все творчество Марджани... ...Он с сочувствием описывал в своих трудах тяжелое положение простого народа, осуждал злоупотребления при взимании налогов, при наборе в рекруты, несправедливость судебных властей... Один из учеников Марджани Абдаллах б. Убай-даллах вспоминает, что он говорил своим ученикам: «Для будущего нашего народа, для самостоятельного решения своих дел, для того, чтобы наш народ не затерялся среди других, нам насущно необходимо овладеть европейской наукой, знанием и ремеслом! Для нас весьма полезно обучаться в школах по европейскому образцу. Каждому необходимо получать знания там, где процветают на данный момент ремесла и просвещение. Для науки и знания нет национальных границ и нет особого языка!». В просвещении народов, развитии науки, знания, воспитании образованной и высоконравственной личности, в усвоении духовного наследия прошлого и настоящего Марджани усматривал путь к подъему культурного уровня татарского народа, имея целью поставить его на одну ступень с современными цивилизованными народами мира. Юзеев А.Н. Татарская философская мысль конца XVIII—XIX вв. — Казань, 2001. — С.
|