Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О Галимджане Баруди






 

Баруди (наст. фам. Галиев) Галимджан Му-хаммаджанович (1857-1921) — религиозный и общественный деятель, один из идеологов джади-дизма. Основатель и руководитель медресе «Му-хаммадия». Автор учебников по исламскому веро­учению, арифметике, букваря татарского языка.

...Галимзян Мухаметзяшэвич Галеев (Баруди) родился 5 февраля (по старому стилю) 1857 года в д. Малые Ковали Казанского уезда (ныне Высоко­горского района РТ)....

В 1862 году Галимзяна отдают учиться в пре­стижное казанское медресе «Каримия» («Апанаев-ское») при 2-й соборной мечети. Здесь преподавали знаменитые в то время ученые-теологи, получившие богословское образование в Бухаре, Кабуле, Аравии и Египте. Один из них — Салахутдин Исхаков, при­знанный знаток шариата и восточных языков, имев­ший дома богатую библиотеку духовной литерату­ры, стал главным наставником Галимзяна Галеева. Под руководством этого мударриса юный шакирд изучил основы веры, сделал первые шаги в пости­жении арабской, тюркской и персидской культу­ры. Успехи были столь основательны, что по окон­чании четырехлетнего курса медресе Г. Баруди уже самому доверяют обучение шакирдов-первогодков. Стремительно разбогатевший отец... решает дать

ему высшее теософское1 образование и отправляет в 1875 году на учебу в Бухару.

...В течение семи лет он слушал лекции прослав­ленных бухарских мударрисов, дни напролет прово­дил в библиотеках за чтением древних рукописей, одновременно изучал быт и культуру мусульман Востока. Вернувшись в Казань с солиднейшим бага­жом знаний, Г. Баруди 28 октября 1882 года полу­чил указ за № 7724 на исполнение должности вто­рого муллы 5-й соборной мечети.... Новоиспечен­ный хазрет, давно мечтавший о большой шакирд-ской аудитории, конечно же, не мог удовлетворить­ся преподаванием в небольшом приходском медре­се М.Ю. Сагитова, где в самые лучшие времена на­считывалось не более 50 учащихся. К тому же Га­лимзян Галеев столкнулся здесь с характерными для всего мусульманского образования недостатками, в первую очередь, зубрежкой: на изучение одной толь­ко грамоты уходило несколько лет. Тогдашние му­сульманские учебные заведения, как правило, вы­пускали крайне односторонне образованных людей, способных часами спорить по какому-нибудь незна­чительному вопросу шариата и в то же время слабо разбирающихся в элементарном арифметическом счете. Такое положение дел все больше и больше волновало молодую национальную буржуазию, для которой наличие высококвалифицированных специ­алистов по различным отраслям знаний являлось главным условием выживания в острой конкурент­ной борьбе с русскими промышленниками и пред­принимателями. Вот почему стремление Г. Баруди изменить к лучшему существовавшие порядки в медресе встретило живой отклик у богатых татар-

ских купцов города Казани, и в первую очередь у его отца Мухаметзяна Ибнаминовича Галеева.

Отец подарил Галимзяну прекрасную усадьбу на Сенной улице напротив мечети, подыскал для него хорошую жену, дочь малмыжского 1-й гильдии куп­ца Исхака Мусича Утямышева — Бибимагруй.... Утямышевы, помимо успешных занятий коммерци­ей, обладали еще одним замечательным качеством. Они из поколения в поколение передавали своим потомкам неуемную жажду знаний, любовь к на­укам. Например, дед Бибимагруй абыстай, промыш­ленник Муса Габдуллович Утямышев, близкий друг и родственник выдающегося философа-реформатора Г. Курсави, получил блестящее богословское образо­вание в Бухаре и сам написал несколько книг по вопросам религии. Немудрено, чи его внучка, прек­расно образованная женщина, сумела стать достой­ной спутницей Галимзяна хазрета, проникнуться его духовными устремлениями и интересами, а затем на протяжении всей жизни, руководя женским мек-тебе при приходском медресе, помогать мужу в не­легкой просветительской деятельности.

... Купец [М.И. Галеев] учредил в махалле вто­рое, после Сагитовского медресе, получившее имя своего основателя — название «Мухаммадия». Для него Мухаметзян бай в 1883 году по проекту архи­тектора М. Ермолаева на дворовом участке, принад­лежавшем 5-й соборной мечети (ныне ул. Тукаев-ская, д.34) построил одноэтажное кирпичное здание. Здесь и начал педагогическую работу Г. Баруди. Нельзя сказать, что хазрет сразу же приступил к коренной ломке старых традиций в обучении, по­началу он попытался лишь внести новое содержа­ние в преподавание чисто богословских дисциплин. И уже одно это в считанные годы сделало имя моло­дого мударриса известным не только по всей Каза­ни, но и по губернии. Число шакирдов, желающих попасть на учебу в «Мухаммадию» стремительно

росло. Вскоре старое одноэтажное здание училища перестало отвечать требованиям нормального учеб­ного процесса... В 1885-1886 годах казанский 1-й гильдии купец Ахметзян Яхъич Сайдашев и мал-мыжский промышленник, зять Г. Баруди Габдулла Исхакович Утямышев, надстроили над прежним зданием второй и третий этажи. Благодаря этой помощи «Мухаммадия» превратилась в одно из са­мых богатых и благоустроенных медресе города...

Несмотря на первые успехи Галеевых, развитие новометодного образования в Казани шло медленно и трудно. Сказывались причины как объективного, так и субъективного характера. Быть первым все­гда нелегко. Отсутствие опыта, теоретической базы реформ, необходимой литературы, явная предубеж­денность общества и отчаянное сопротивление фа­натиков, видевших в малейших новшествах молодо­го муллы посягательство на священные основы ша­риата, — все это ставило препоны. Баруди мешали даже в собственной махалле. Старший имам 5-й соборной мечети М.Ю. Сагитов... отказал Г. Баруди в сломе прежних обветшавших строений, когда тот намеревался выстроить современный трехэтажный учебный корпус.... Ко всему прочему и губернское начальство, обеспокоенное активностью Баруди, при­нялось донимать его мелкими придирками. Поэто­му в 1887 году ученый... отправился в хафи, наме­реваясь по пути остановиться в мусульманских цен­трах — Турции, Египте и Аравии, чтобы послушать лекции знаменитых исламских правоведов, филосо­фов, ближе познакомиться с наследием и современ­ным духовным состоянием восточного мира. Из этой поездки Г. Баруди вынес одно глубокое убеж­дение — прогресс мусульманских народов невозмо­жен без приобщения их к достижениям европейской и мировой цивилизации. Он еще раз убедился в пра­вильности выбранной им стези и теперь уже, не­взирая на трудности, начал решительную ломку сред-

невековых устоев национального просвещения. В 1891 году медресе «Мухаммадия» официально пере­шло на преподавание по новому звуковому методу. За неимением специальной литературы Г. Баруди сам пишет ряд учебников, многие из которых впос­ледствии стали классическими образцами учебных пособий для магометанских школ и выдержали бо­лее десяти переизданий... Опять-таки впервые в ис­тории Галимзян хазрет наряду с традиционными богословскими предметами ввел в программу своего медресе светские науки, приблизив его тем самым к учебным заведениям европейского уровня. Ша-кирды, поступившие туда учиться, занимались в те­чение 14 лет. Они изучали арабский, турецкий, рус­ский языки, математику, геометрию, физику, гео­графию, психологию, педагогдку, историю России, историю тюркских народов и другие дисциплины, т.е. получали полноценное светское и духовное об­разование. Кроме того, Г. Баруди часто приглашал в свое учебное заведение видных представителей на­уки и культуры, политических и общественных дея­телей для чтения различных лекций, проведения факультативных занятий... С помощью богатых та­тарских купцов он снабдил классы медресе всем необходимым — картами, черными досками, кафед­рами и наглядными пособиями. Учебный процесс был подчинен строгому расписанию. В свободное время шакирды могли проводить в благоустроенном общежитии, мастерских или же на стадионе, зимой превращаемом в каток. В медресе царила атмосфе­ра относительного свободомыслия, учащиеся имели возможность объединяться в неформальные общества, выпускать рукописные газеты и журналы, ставить спектакли... В начале XX века в «Мухаммадии» на­считывалось рекордное количество учащихся — 500 человек и 20 мугаллимов (преподавателей). Не бу­дет преувеличением сказать, что в ее стенах полу­чил великолепное образование цвет татарской ин-

теллигенции.... Теперь уже немногие осмеливались обвинить хазрета в ереси... Будучи талантливым организатором, Г. Баруди сумел сгруппировать вок­руг себя купцов нового поколения, гордо име­новавшихся «прогрессистами»: Мухаметсадыка Га-ликеева, Сулеймана Аитова, Бедретдина Апанаева, Вафу Гайнуллина, Гайнутдина Мукминова и др. Их капиталы и влияние в обществе хазрет направил на упрочение джадидистских преобразований, на созда­ние крепкой материальной базы для лишенных го­сударственной поддержки мектебов и медресе...

Салихов Р.Р. Галимзян Баруди. //Очерки истории Вы-сокогорского района. — Казань, 1999. — С. 255-260.

11. Из донесения казанского отдельного цен­зора казанскому губернатору о распространении татарских книг. 10 декабря 1892 г.

 

...В Казани существуют два татарских книж­ных склада, в которых продаются исключительно книги для мусульман. Один из этих складов-лавок, принадлежащий Керимову, содержит главным об­разом книги научно-религиозного содержания, а другой — Хусаинова — издания мелкие: книжки и брошюры для чтения как городских, так и сельских татар. Но и помимо этих больших лавок-складов татарские книги продаются еще в других мелких лавках. Таких лавок насчитывается по крайней мере до десяти. Кроме того, казанские торговцы-татары развозят книги по селам и ярмаркам, где сбывают их тысячами, так как мусульманские книги вообще очень дешевы и по цене доступны почти каждому простолюдину....

Действительный статский советник Смирнов.

Тема: «Наука и культура в Казанской губернии во второй половине XIX в.»

1. О численности студентов Казанского уни­верситета

1880 г. 704 1885 г. 969 1890 г. 755 1894 г. 816

Россия: Энциклопедический словарь. — Л., 1991. — С. 398.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал