Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О казанских гастролях Ф.И. Шаляпина 1897 г.






 

...Шаляпин со своими спутниками приехал в родной город 14 марта [1897г.]. Теперь он возвра­тился известным солистом московской частной оперы. В родном городе, откуда он начал свое вос­хождение к славе, ждали его друзья детства, сослу­живцы, ждал тот самый театр, который определил весь его дальнейший жизненный путь...

В первый же день Шаляпин встретился со мно­гими старыми друзьями, сослуживцами земской

управы, подарил им на память свои фотографии, пригласил в театр.

Первый концерт состоялся 15 марта в 9 часов вечера. Зал театра был переполнен. В программе намечались три отделения: в первом ставился пер­вый акт оперы Ш. Гуно «Фауст», во втором Ф.И. Ша­ляпин исполнил арию Филиппа из оперы Дж. Вер­ди «Дон Карлос», В.А. Эберле — «Страшную мину­ту» П.И. Чайковского, А.В. Секар-Рожанский — ка­ватину из оперы Ш. Гуно «Ромео и Джульетта». Изумительно прозвучало трио «На севере диком» Дмитриева. В третьем отделении Секар-Рожанский исполнил арию Ленского из оперы «Евгений Оне­гин» П.И. Чайковского, Эберле — романс того же автора «То было раннею весной», а Шаляпин — бал­ладу Ю. Блейхмана «Курган» и дуэт Ж. Фора «У креста» на слова В. Гюго.

Публика принимала восторженно. Певцам при­ходилось все номера бисировать: Эберле — по два, Секар-Рожанскому — по три, а Шаляпину — по шесть раз! Когда Шаляпин пропел свой коронный номер — куплеты Мефистофеля, галерка, не доволь­ствуясь обычными аплодисментами, начала кричать, реветь, топать ногами так, что «в театре стены дро­жали и стон стоял». На бис Шаляпин спел романс Чайковского «Ночь», два юмористических романса «У приказных ворот» и «Воротился ночью мельник» и другие.

По поводу концерта «Волжский вестник» пи­сал, что он «доставил публике такое эстетическое наслаждение, какого она давно уже не испытывала, г. Шаляпин имел, можно сказать, колоссальный ус­пех».

«Газетные слухи и восторженные отзывы о г. Шаляпине, возбудившие большой к нему инте­рес, — писала другая газета, — не обманули ожида­ний и оказались вполне заслуженными... Шаляпин пел и арии из опер, и романсы... И везде в нем ви-

ден артист-художник. Он так вникает в смысл му­зыки и текста исполняемых им вещей и так пере­дает этот смысл, что не остается желать лучшего. Это не холодная, бесстрастная передача; это не толь­ко большой, красивый голос, но и громадный та­лант, покоряющий слушателей». Так же высоко оце­нивал огромный успех «своего согражданина» и «Ка­занский телеграф».

...Почти все годы, пока Шаляпин отсутствовал в своем родном городе, любители [Общества люби­телей музыки, пения и драматического искусства] находились в полулегальном положении: спектак­ли и литературно-музыкальные вечера устраивались каждый раз «с особого на то разрешения губернато­ра». К концу 1895 года общество любителей созда­ло у себя несколько секций: драматической руково­дил Н.Н. Михайлов, литературной — Н.П. Загоскин, музыкальной — Н.П. Куприянова, художествен­ной — О.А. Лебедева. Среди любителей были такие видные деятели, как профессор Казанского универ­ситета А.К. Казем-Бек, сын поэта Е. А. Боратынского, друга А. С. Пушкина, Н. Е. Боратынский, который сам был поэтом, музыкант и композитор А. И. Па­наев и многие другие. На вечерах участвовали пре­подавательница пения К. М. Гриняски, ученица му­зыкальной школы Е. Г. Ковелькова, будущая опер­ная певица, Терезия и Евгений Элухены, сестра и брат будущей жены Ф. И. Шаляпина, Клара и Мар­гарита Петцольд и многие другие.

К приезду Шаляпина в Казань общество только начинало развивать свою деятельность. На второй день после концерта на той же сцене оно устраива­ло в пользу учителей и учительниц Казанской гу­бернии литературно-музыкальный вечер с живыми картинками. Под режиссерством И. В. Пальчикова ставились небольшие пьески. Играл оркестр мандо­лин, пел большой любительский хор. По приглаше­нию любителей на этом вечере побывал Шаляпин.

На следующий день в городском театре состо­ялся еще один его концерт. «Камско-Волжский край» писал: «Второй концерт московских гостей привлек большое количество публики и прошел с не меньшим, если не с большим успехом, чем первый. Публика — положительно неистовствовала. Концерт этот лишь послужил подтверждением уже выска­занного по поводу первого концерта суждения об артистах. У г-на Шаляпина прекрасный голос, его исполнение вполне художественно. Уже теперь это вполне выработавшийся певец-художник, а он еще так молод, впереди у него столько еще времени для совершенствования». В концерте 17 марта особенно выдавались по художественности исполнения бал­лада Рубинштейна «Воевода», «Узник» (его же), ария Сусанина из оперы Глинки «Жизнь за царя», ария из оперы Делиба «Лакмэ», романсы Чайковского «Благословляю вас, леса!», «Растворил я окно» и особенно неподражаемо — «Старый капрал» Дарго­мыжского. Кроме того, им были исполнены «Колод­ники» и «У приказных ворот» Блейхмана, «Два гре­надера» Шумана, «О, если б мог выразить в звуке» Малашкина, «Воротился ночью мельник» Даргомыж­ского. Почти все на бис.

«Собравшаяся в большом количестве публика, — писал «Волжский вестник», — награждала испол­нителей, особенно г. Шаляпина, с первого раза еще завоевавшего всеобщие симпатии, такими дружны­ми аплодисментами, от которых положительно сте­ны дорожали и стон стоял в зрительном зале. Вос­торги публики достигли своего апогея, когда Шаля­пин на бис пропел коронный номер «На земле весь род людской». «Верхи» не довольствуясь обычным способом выражения удовольствия — аплодисмен­тами, начали и кричать, и реветь, и топать ногами, и даже барабанить на чем-то, словом, получился точно какой-то дикий шабаш... Жаль, что концертанты дали здесь всего два концерта: публика с великим

наслаждением послушала бы их еще, молодежь даже собиралась просить их об этом, для чего ожидала на театральном подъезде их выхода, но гг. артисты, ве­роятно, опасаясь бурных демонстраций с качанием и тому подобными прелестями, вышли с другого подъезда и уехали никем не замеченными».

Из Казани Шаляпин направлялся в Пензу, а оттуда — в Саратов, Харьков, Киев. Прощаясь с дру­зьями, он обещал приехать в скором времени...

Гольцман СВ. Ф.И. Шаляпин в Казани. — Казань, 1986. — С. 122-124.

16. О казанском периоде творчества В.И. Ка­чалова

 

Качалов Василий Иванович (1875-1948) — актер. В 1897-1900 гг. работал на сцене русского театра в Казани, сыграл ряд значительных ролей в спектаклях по пьесам А.К. Толстого, А.Н. Ост­ровского, У. Шекспира.

...В Казани Василий Иванович появился в 1897 году. Он выбрал этот город сам, так как хотел иг­рать на сцене и продолжать занятия на юридичес­ком факультете университета.

Качалов приехал в Казань в тот период, когда местный театр возрождал свою былую славу, уте­рянную после отъезда из города Медведева1. Воз­главлял театральное дело в Казани ММ. Бородай2

1 Медведев Петр Михайлович (1837-1906) — антреп­ренер, актер, режиссер. В 1866-1872, 1874-1880, 1884-1888 гг. был художественным руководителем и антрепре­нером Казанского русского театра, который стал одним из лучших российских провинциальных театров.

2 Бородай Михаил Матвеевич (1853-1929) — антреп­ренер русского театра. В 1893-1901 гг. возглавлял казанс-ко-саратовское товарищество актеров. Продолжая традиции П.М. Медведева, формировал высокохудожественный репер­туар, приглашал известных актеров.

— «один из талантливейших людей театрального мира», как называл Качалов.

Три сезона выступал Качалов в Казани, только три сезона, но они сыграли большую роль в судьбе актера.

«В клетчатых штанах, в цилиндре на голове и в огненно-рыжем пальто явился я в 1897 году в Ка­зань... Казань приняла меня тепло. Через год я стал чем-то вроде «премьера», — вспоминал позднее зна­менитый актер.

Первое время Качалов выступал в мелких ролях, и публика, а также критика не обратили на него ни­какого внимания. Однако молодые актеры театра уже с первых шагов Качалова на сцене почувствовали, что в их среде появился необыкновенный талант.... Спектакль за спектаклем играет молодой ак­тер, но пока без успеха, хотя публике он уже начи­нает нравиться. Пресса тоже отмечает отдельные роли, сыгранные Качаловым... После Бориса1 Кача­лов сыграл роль Кассия в «Юлии Цезаре» Шекспи­ра, и опять ему сопутствовал успех. Все газеты дали восторженную оценку игре Качалова-Казанский период для Василия Ивановича явил­ся периодом творческих поисков. Иногда он терпел неудачи, но публика полюбила Качалова и прощала ему провалы...

В 1900 году любимца казанской публики, мо­лодого ценного актера пригласили в Московский ху­дожественный театр. Прощальный концерт Васи­лий Иванович в бывшем Дворянском собрании. Ка­занские зрители тепло проводили Качалова, ему вру­чили лавровый венок от студентов города с дружес­кой надписью...

Белокопытов В., Шевченко Н. Их именами названы улицы Казани. — Казань, 1973. — С. 145-147.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал